Технология формирования коллектива в учебной группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (мвр).docx

— 34.80 Кб (Скачать)

Введение.

     Индивид становится личностью благодаря  общению и связанному с ним  обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде  себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом  которой является другой человек. Оно  всегда сопровождается обособлением, в котором реализуется человеком  присвоение общественной сущности. Общение  и обособление- источник социального  богатства личности.

     Наилучшие условия для общения и обособления  создаёт коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношениях сотрудничества и взаимной помощи. Таким образом, принцип воспитания личности в коллективе обусловлен объективными закономерностями развития ребёнка.

     Коллектив в непосредственно ощутимой форме  воспроизводит для индивидуального  сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно  целесообразной формой организации  образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они  в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую  полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Он не поглощает, а раскрепощает личность, открывает  широкий простор для её всестороннего  и гармонического развития. Наше общество заинтересованно в том, чтобы  каждый человек стал богатой индивидуальностью, которая характеризуется единством  личной и общественной направленности. 
 
 

1.1.Технология формирования коллектива в учебной группе.

   1.1.2.Понятие о коллективе.

         В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия коллектив. Первое: под коллективом  понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, студенческой группе и т.д.); второе: под коллективом понимается высокий  уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.

         Термин  «коллектив» закреплен в латинском  языке как «сборный». Известно, что  источником объединения людей есть наличие общей цели, для достижения которой организуется совместная деятельность, а единство целей способствует формированию новых взглядов, общности, моральных  оценок. Однако не всякие цели оказывают  такое влияние на формирование отношений, характеризующих коллектив. Наличие  даже настоящих связей, некоторых  общих целей и переживаний  не является основой коллектива.

         Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в  определенные отношения, характеризующиеся  правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке  и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив учащихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.

         Без целенаправленного руководства  со стороны взрослых ученический  коллектив функционировать не может.

         Воспитание, готовящее человека жить в коллективе и для коллектива, не может быть организовано иначе, как только путем  создания сплоченных, влиятельных коллективов, характеризующихся, по учению А.С. Макаренко, определенными признаками:

         а) постоянной бодростью, готовностью  к организованным действиям;

         б) дружеским единением членов коллектива;

         в) твердой осуществляемой идеей защищенности каждой личности: «В коллективе должно быть крепким законом, что никто  не только не имеет права, но и не имеет и возможности безнаказанно издеваться, куражиться или насильничать над самым слабым членом коллектива»;

         г) активностью, выражающейся в том, что  член коллектива в течение дня  разумно занят полезной деятельностью;

         д) привычкой торможения, умением учащегося  быть сдержанным в поведении, слове.

         Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов  и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением  достоинства товарищей, умением  подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки  работы, установлением деловых контактов  учащихся с общественными и производственными  коллективами, укреплением дружбы и  интернациональных отношений с  учащимися техникумов других союзных  республик. Все это способствует всестороннему развитию личности в  коллективе учащихся.

         Существуют  различные типы коллективов: учебно-воспитательные различного типа учебных заведений; по интересам учащихся, свободного общения; перевоспитания в специальных  учреждениях.

         Как правило, учащийся одновременно принимает  участие в деятельности нескольких коллективов; он и ученик в определенной группе, и член профсоюзной организации, и участник кружка, и член клуба и т.п. Естественно, что в разных коллективах учащийся будет выполнять и различные функции, выступать в различных полях, этим самым, приобретая жизненный опыт и формируясь как личность.

         Основой учебной деятельности органов учебно-воспитательного  коллектива является опора на внутреннюю его организацию, т. е. на сильные  первичные коллективы, специально организованные в педагогических целях.

         В первичном коллективе наиболее интенсивно формируется общественное мнение; ведь все хорошие и нежелательные  поступки каждого члена первичного коллектива совершаются на глазах товарищей  и при правильной организации  коллектива невольно вызывают адекватный отклик, оценку со стороны товарищей.

         Первичный коллектив является проводником  влияния общетехникумовского коллектива на каждого входящего в него учащегося. А.С. Макаренко считал первичные  коллективы инструментом прикосновения  к личности учащегося и всячески подчеркивал необходимость этого  связующего звена. Нарушение его, по мнению А.С. Макаренко, влечет за собой  реальную опасность замыкания первичного коллектива в кругу узких интересов, превращения этого коллектива в  обычную дружескую компанию.

         Таким образом, первичные коллективы и  общетехникумовский коллектив через  его избранные органы тесно связаны  между собой и образуют единую структуру коллектива, которая служит организационной основой устойчивости системы коллективных отношений. 

   Цель  работы: формирование коллектива в учебной группе.

   Задачи:

- поставить перед учащимися общие для всей группы, трудные, но вполне посильные задачи достичь конкретных показателей в учебной, производственной, спортивной или какой-либо другой общественно-полезной работе;

-довести до  сознания каждого учащегося важность  успешного решения каждой групповой  задачи для самой группы, училища  и общества;

-организовать  решение группой задачи так,  чтобы каждый учащийся имел  конкретные обязанности в этой  работе и мог показать товарищам  свои силы, способности и в  целом свою личность с лучшей  стороны;

-организовать  совместную работу учащихся, их  взаимодействие и взаимопомощь  так, чтобы каждый учащийся  и группа в целом имели успех  в решении коллективных задач;

-отмечать успехи  группы в выполнении трудных  работ и успех каждого учащегося  в коллективной деятельности, с  тем чтобы вызвать у учащихся  чувства удовлетворения и радости  достигнутым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.1.2. Ученический коллектив и его формирование.

   Человек как личность развивается и формируется  под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он есть.

   Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью  и обществом, человек не может  приобрести свойств личности, т.е. мировоззрения, нравственных и других социальных свойств  и качеств.

   В обосновании  проблемы коллектива и личности педагогическая наука учитывает известный общесоциологический  закон общения и обособления  личности, сущность которого заключается  в том, что с одной стороны, в современном обществе под влиянием научно-технического прогресса, развития средств массовой коммуникации и  др. наблюдается тенденция к усилению общения между людьми, укреплению коллективных связей. С другой стороны, наблюдается совершенно противоположная  тенденция, сущность которой заключается  в том, что человек имеет тяготение  не только к общению с себе подобными, но и к обособлению, к проявлению своей индивидуальности, к самоутверждению  себя как личности.

   Таким образом, общество, коллектив являются необходимым условием развития личности.

   Для личности учащегося ученический коллектив  – это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью  «поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственны  определенные принципы, социальные нормы, в котором педагоги готовят своих  воспитанников.

   Ученический коллектив как модель общества характеризуется  присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций. Поэтому ученический коллектив  является органической ячейкой общества.

   Кроме того, ученически коллектив для личности учащегося является

социальной микросредой, своеобразной средой обитания: учащийся не может полностью развиваться  вне общения со сверстниками. Вся  его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в  коллективе учебного заведения, внешкольных  учреждений.

   Среда, в которой вращается ученик, может  быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего  развития учащегося, он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной  среды наиболее полно развивается  индивидуальность, творческие способности  учащегося.

   Для учащегося  ученический коллектив является базой накопления социального опыта, как известно, осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами. Однако весь этот опыт в какой-то мере ограничен. Он не может служить прочной  базой  устойчивого общественного  поведения. Для накопления широкого социального опыта учащийся должен не только усвоить, а как бы присвоить  многогранный опыт социального поведения, сделать его собственным, с тем, чтобы выработать определенное поведение  не только в заранее предусмотренных  ситуациях, но и в непредвиденных обстоятельствах.

   Будучи  связующим звеном между обществом  и личностью учащегося, коллектив  преобразует влияние окружающей среды. В итоге в коллективе происходит трансформация массового воздействия  в целях воспитания личности учащегося.

   Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность ученика.

   В коллективе в процессе совместной деятельности, совместных переживаний возникает  эмоциональное заражение, в результате чего ученик глубже чувствует, ярче переживает происходящие события, испытывает чувство  радости от труда, общения, обогащается  внутренний мир взаимной

информацией и  создается так называемое поле интеллектуально-морального напряжения (Л.И. Новикова и А.Т. Куракин), что самым существенным образом  влияет на формирование представлений, взглядов и устремлений учащихся. Особенно велика роль ученического коллектива в формировании гражданского самосознания в глазах сверстников и взрослых. В своей деятельности он ищет благоприятную среду для самоутверждения себя как личности. В коллективе учащихся он или находит общественное признание своих имеющихся или воображаемых достоинств, или осуждение товарищами своих действий, учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. Поэтому коллектив учащихся является той средой, в которой может произойти самоутверждение личности учащегося, а в силу этого – могущественным средством его индивидуального развития.

   Ученический коллектив – сложное социальное образование.

   Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности должны быть организованы так, чтобы  всегда и во всем формировать коллективистические  принципы, укреплять и развивать  дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это  необходимо, свое личное подчинять  коллективу.

Информация о работе Технология формирования коллектива в учебной группе