Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 20:55, курсовая работа
Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности.
Введение.
Индивид
становится личностью благодаря
общению и связанному с ним
обособлению. Отражая специфически
человеческую потребность в среде
себе подобных, общение представляет
собой особый вид деятельности, предметом
которой является другой человек. Оно
всегда сопровождается обособлением,
в котором реализуется
Наилучшие
условия для общения и
Коллектив
в непосредственно ощутимой форме
воспроизводит для
1.1.Технология формирования коллектива в учебной группе.
1.1.2.Понятие о коллективе.
В
современной психолого-
Термин
«коллектив» закреплен в
Коллектив
– это группа людей, которых объединяют
общие цели, имеющие целый смысл,
и совместная деятельность, в процессе
которой ее участники вступают в
определенные отношения, характеризующиеся
правильным разделением между ними
функций ответственности и
Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может.
Воспитание, готовящее человека жить в коллективе и для коллектива, не может быть организовано иначе, как только путем создания сплоченных, влиятельных коллективов, характеризующихся, по учению А.С. Макаренко, определенными признаками:
а) постоянной бодростью, готовностью к организованным действиям;
б) дружеским единением членов коллектива;
в)
твердой осуществляемой идеей защищенности
каждой личности: «В коллективе должно
быть крепким законом, что никто
не только не имеет права, но и не
имеет и возможности
г) активностью, выражающейся в том, что член коллектива в течение дня разумно занят полезной деятельностью;
д) привычкой торможения, умением учащегося быть сдержанным в поведении, слове.
Отношения
в сплоченном ученическом коллективе
характеризуются единством
Существуют различные типы коллективов: учебно-воспитательные различного типа учебных заведений; по интересам учащихся, свободного общения; перевоспитания в специальных учреждениях.
Как правило, учащийся одновременно принимает участие в деятельности нескольких коллективов; он и ученик в определенной группе, и член профсоюзной организации, и участник кружка, и член клуба и т.п. Естественно, что в разных коллективах учащийся будет выполнять и различные функции, выступать в различных полях, этим самым, приобретая жизненный опыт и формируясь как личность.
Основой
учебной деятельности органов учебно-
В первичном коллективе наиболее интенсивно формируется общественное мнение; ведь все хорошие и нежелательные поступки каждого члена первичного коллектива совершаются на глазах товарищей и при правильной организации коллектива невольно вызывают адекватный отклик, оценку со стороны товарищей.
Первичный
коллектив является проводником
влияния общетехникумовского
Таким
образом, первичные коллективы и
общетехникумовский коллектив через
его избранные органы тесно связаны
между собой и образуют единую
структуру коллектива, которая служит
организационной основой
Цель работы: формирование коллектива в учебной группе.
Задачи:
- поставить перед учащимися общие для всей группы, трудные, но вполне посильные задачи достичь конкретных показателей в учебной, производственной, спортивной или какой-либо другой общественно-полезной работе;
-довести до
сознания каждого учащегося
-организовать
решение группой задачи так,
чтобы каждый учащийся имел
конкретные обязанности в этой
работе и мог показать
-организовать совместную работу учащихся, их взаимодействие и взаимопомощь так, чтобы каждый учащийся и группа в целом имели успех в решении коллективных задач;
-отмечать успехи
группы в выполнении трудных
работ и успех каждого
1.1.2. Ученический коллектив и его формирование.
Человек как личность развивается и формируется под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он есть.
Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью и обществом, человек не может приобрести свойств личности, т.е. мировоззрения, нравственных и других социальных свойств и качеств.
В обосновании
проблемы коллектива и личности педагогическая
наука учитывает известный
Таким образом, общество, коллектив являются необходимым условием развития личности.
Для личности
учащегося ученический
Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций. Поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества.
Кроме того, ученически коллектив для личности учащегося является
социальной микросредой, своеобразной средой обитания: учащийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения, внешкольных учреждений.
Среда,
в которой вращается ученик, может
быть благоприятной и
Для учащегося ученический коллектив является базой накопления социального опыта, как известно, осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами. Однако весь этот опыт в какой-то мере ограничен. Он не может служить прочной базой устойчивого общественного поведения. Для накопления широкого социального опыта учащийся должен не только усвоить, а как бы присвоить многогранный опыт социального поведения, сделать его собственным, с тем, чтобы выработать определенное поведение не только в заранее предусмотренных ситуациях, но и в непредвиденных обстоятельствах.
Будучи
связующим звеном между обществом
и личностью учащегося, коллектив
преобразует влияние окружающей
среды. В итоге в коллективе происходит
трансформация массового
Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность ученика.
В коллективе в процессе совместной деятельности, совместных переживаний возникает эмоциональное заражение, в результате чего ученик глубже чувствует, ярче переживает происходящие события, испытывает чувство радости от труда, общения, обогащается внутренний мир взаимной
информацией и создается так называемое поле интеллектуально-морального напряжения (Л.И. Новикова и А.Т. Куракин), что самым существенным образом влияет на формирование представлений, взглядов и устремлений учащихся. Особенно велика роль ученического коллектива в формировании гражданского самосознания в глазах сверстников и взрослых. В своей деятельности он ищет благоприятную среду для самоутверждения себя как личности. В коллективе учащихся он или находит общественное признание своих имеющихся или воображаемых достоинств, или осуждение товарищами своих действий, учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. Поэтому коллектив учащихся является той средой, в которой может произойти самоутверждение личности учащегося, а в силу этого – могущественным средством его индивидуального развития.
Ученический коллектив – сложное социальное образование.
Все виды
деятельности учащихся должны носить
коллективный характер. Игровая, трудовая,
учебная и другие виды деятельности
должны быть организованы так, чтобы
всегда и во всем формировать
Информация о работе Технология формирования коллектива в учебной группе