Фольклорные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Работа содержит 1 файл

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет.docx

— 123.95 Кб (Скачать)

моментах. Использовали в работе с детьми  комплекс  пальчиковой гимнастики,

игры по развитию мелкой и общей моторики, малые  различные формы фольклора.

      Используя  подражательные способности детей  и  игровую  ситуацию  легче

добиться того или  иного звука. Дети  с  большим  желанием  изображали  птиц,

животных,  подражали  им.  Подражание  является  основой  для   формирования

звуков. Наличие  речевой подражательности отмечают многие исследователи.

      “Зрительное  восприятие помогает улавливать  видимую артикуляцию  звуков

и тем самым уточнять свои собственные движения”. (Ф.Ф. Рау).

      В  своей работе мы использовали  работу с родителями – беседы, групповые

собрания, оформление папки – передвижки “Говорят  наши  дети”,  “Роль  малых

фольклорных  форм  для  развития  звукопроизношения”.  Обновили  уголок  для

родителей, поместили  таблицу звукопроизношения  детей,  расписание  занятий,

рекомендации, литературу для ознакомления.

                         3. Контрольный эксперимент

      По  окончании  обучения  нами  был  проведен  контрольный   срез   для

определения эффективности  проделанной нами работы.

      Для  уровня  сформированности  звукопроизношения мы  провели итоговое

обследование: предлагали ребенку задания:

         . Произнести звук изолированно

         . В словах

         .  Продемонстрировать  умение  пользоваться  во  фразовой  речи  и

           самостоятельной.

      Наглядный  материал изменили.

      Обследование   показало,   что   количество   детей    с    нарушением

      звукопроизношения  сократилось.

      Правильное  произношение свистящих сформировалось у Алисы Л., Саши  Н.,

      Дениса  М.

      Правильное  произношение шипящих сформировалось  у Данила П., Олега В.,

      у  Тани Б., Тани М.

      Все  звуки сформировались у Андрея  И., Федора Ф., Данила П., Дениса  К.,

      Насти  Я., Олега В.

      Проведя  анализ  констатирующего  эксперимента  и  контрольного  среза,

      можно  сказать, что количество детей  на низком уровне сократилось   с  4

      до 1, на среднем с11 до 8, на высоком  уровне оказалось 6 детей.

|Констатирующий        |I-4                   |20 детей              |

|Эксперимент.          |                      |                      |

|                      |II-11                 |                      |

|                      |III-5                 |                      |

|Контрольный           |I-1                   |15 детей              |

|Срез.                 |                      |                      |

|                      |II-8                  |                      |

|                      |III-6                 |                      |

 

      Мы  достигли  высоких  результатов.  Работу  необходимо  продолжать  и

педагогам ДОУ, и  родителям.

 

                                 Заключение

      Речь  осуществляется  деятельностью   сложного  анатомо–физиологического

аппарата, состоящего из центрального и периферических  органов.  Все органы

речи неразрывно связаны  и  взаимодействуют  под  регулирующим  воздействием

коры головного  мозга.

      В  основе звукопроизносительного  процесса,  лежат речевое дыхание и

деятельность речедвигательного аппарата.

      К  концу второго года  жизни   ребенок  пользуется  при   понимании  речи

фонематическим  восприятием всех звуков русского языка. (Н.Х. Швачкин).

      Имеется   определенная   взаимосвязь   в   деятельности   слухового   и

речедвигательного  анализаторов.   Способствуют   формированию   правильного

звукопроизношения особая восприимчивость детей  к  звуковой  стороне  языка,

интерес  ребенка  к  звукам  речи,  стремление  овладеть  их  произношением.

Большое  значение  в  произношении  имеет   деятельность   речедвигательного

аппарата, который  к дошкольному возрасту  сформирован,  но  имеет  некоторые

особенности.

      Процесс  артикуляции звуков человеческой  речи  состоит  в  образовании

связи между ощущениями, вызванными сокращением  мышц  речевого  аппарата,  и

слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит.  К  этим  связям

присоединяются  еще и зрительные  ощущения.  Зрительное  восприятие  помогает

улавливать видимую  артикуляцию звуков и тем самым  уточнять свои  собственные

движения (Ф.Ф. Рау).

      Одной  из важных предпосылок  формирования  речи  являются  способность

ребенка к подражанию.

      Фонетической  стороной  речи   ребенок   овладевает,   повторяя   речь

окружающих  взрослых.  Наличие  речевой  подражательности  отмечают   многие

исследователи.

      Таким  образом, в  дошкольном  возрасте  имеются  все  предпосылки   для

успешного овладения  звуковой стороной русского языка. По мнению  большинства

ученых,   дошкольный   возраст   является   наиболее    благоприятным    для

окончательного  становления всех звуков родного  языка. Всякое отступление  от

правильного произношения в  возрасте  свыше  5  лет,  утверждает  Е.Ф.  Рау,

необходимо рассматривать  уже как  затянувшееся  косноязычие,  которое  может

превратиться в  привычку ребенка. Поэтому именно  в  этот  период  необходимо

особенно серьезно следить за произношением  детей  и  вовремя  предупреждать

косноязычие.

      Одной   из  причин  неправильной  речи  детей  М.Е.  Хватцев   называет

“недостаточный  учет взрослыми тенденций ребенка  к усвоению речи  окружающих”

(не показывается  артикуляция звука,  не  вызывается  интерес  к  правильному

произношению).

      Исследователями  детской  речи  и  практическими   работниками  отмечено

значение  правильного  произношения  звуков  для  формирования   полноценной

личности ребенка  и  установления  социальных  контактов,  для  подготовки  к

школе. Ребенок с  развитой речью легко вступает  в  общение  со  взрослыми и

сверстниками, понятно  выражает  свои  мысли  и  желания.  Речь  с  дефектами

произношения, наоборот, затрудняет  взаимоотношения  с  людьми,  задерживает

психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое  значение

правильное звукопроизношение  приобретает при поступлении  в школу.  Одной  из

причин неуспеваемости учащихся начальных классов называют  наличие  у  детей

недостатков  звукопроизношения.  Нередко,  несмотря  на  хорошие  умственные

способности ребенка, в связи с недостатками звуковой  стороны  речи  у  него

наблюдается отставание в овладении словарем и  грамматическим  строем  речи,

затрудняется в  овладении навыками письма.

      По  материалом обследования, 15-20% детей  поступают в школу из детского

сада с несовершенным  произношением звуков.

      Проблема  формирования  звуковой  стороны   речи  не   потеряла   своей

актуальности и  практической значимости в настоящие  время.

      Используя  в практической  деятельности  разные  средства  формирования

правильного   звукопроизношения   –   артикуляционную   гимнастику,    игры,

упражнения для  мелкой и общей маторики и т.д. Мы  убедились,  что не  менее

эффективными  средствами  воздействия   являются   малые   формы   фольклора

(загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

      Привлекая   детей   своей   формой,   яркими   поэтическими   образами

художественные  средства  вызывают  у  детей  положительные  эмоции,  которые

повышают эффективность  работы,  направленной  на  формирование  правильного

звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

      Воспитание  правильной и чистой детской  речи – одна из важных  задач   в

общей системе работы по родному языку.

      Осознавать  значимость и серьезность проблемы  воспитания  чистой  речи

должны и педагоги и родители.

                                Библиография

 

 

           1. Азадовский  М.К.  “История  русской фольклористики” Москва:

              Учпедгиз, 1958г.

           2. Алексеева М.М. “Методика развития  речи  и  обучения  родному

              языку дошкольников” Изд. Центр  “Академия”, 1997г.

           3.  Аникина  “Мудрость  народная:  жизнь  человека   в   русском

              фольклоре – Вып.1, 1991г.”

           4.  Бондаренко  А.К.  “Словесные  игры  в   детском   саду”   М:

              Просвещение, 1977г.

           5. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

           6.  Бородич  А.М.  “Методика развития   речи   у   детей”   М.,

              Просвещение, 1981г.

           7. Барская Н. “Выступает будто  пава!”  (элементы  фольклора  на

              занятиях в детском саду)  //  Дошкольное  воспитание,  1994г.

              №12.

           8. Бахтин В.С. “От былины до  считалки” Рассказы  о  фольклоре   –

              Л., 1988г.

           9. Городилова В.И. “Воспитание  правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

          10. Генинг М.Г., Герман Н.А.  “Обучение дошкольников  правильной

              речи” Чебоксары, 1980г.

          11. Гербова В.В. “Занятия  по  развитию  речи  в средней группе

              детского сада” Просвещение, 1983г.

          12. Грухих В.М. “Словопроизводство  в пословицах  и поговорках”

              Русский язык в школе, 1997г.

          13. Зуева Т.В. “Русский фольклор”  Флинта: Наука, 1998 г.

          14.   Карпова   С.Н.   “Осознание   словесного    состава    речи

              дошкольниками” М., 1967г.

          15. Лопухина И.С. “Звуки, буквы  и слова”, “Дельта”, 1998г.

          16.  Мелехова  Л.В.  “Речь   дошкольника  и  ее  исправления”  М.,

              Просвещение, 1867г.

          17.  Максаков  А.И.  “Правильно  ли  говорит  ваш  ребенок”   М.,

              Просвещение, 1982г.

          18. Мартынова А.Н. “Детский поэтический  фольклор”СПб, 1997г. №608

          19. Максаков А.И. “Учите, играя:  Игры и  упражнения  со  звучащим

              словом”. М., Просвещение, 1979г.

          20.  Никитина  М.А.  “Фольклор   в  эстетическом  и   нравственном

              воспитании школьников” Минск, 1968г.

          21. Нестеренко И. “О  роли  воспитателя   в  формировании  речевых

              навыков дошкольников” // Дошкольное  воспитание, 1985г. №11.

          22. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”//  Дошкольное

              воспитание, 1995г. №9.

          23. Новицкая М. “Фольклорная  школа”  //  Дошкольное  воспитание,

              1993г. №9.

          24. Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литур” Екатеринбург, 1999г.

          25. Радина Е.И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного

              возраста” М., Просвещение, 1968г.

          26. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня

              в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997г. №4.

Информация о работе Фольклорные жанры