Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
Знакомство
детей фольклорными жанрами
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается
с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Для
формирования правильного
считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом “при помощи
искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и
хорошо разработанных приемов”. Способность к членораздельным звукам К. Д.
Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными.
Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не
имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык.
Вторым фактором “Человек, выросший в одиночку остается немым, как
зверь”, который может выражать определенными звуками только чувство боли,
голода.
Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить
или учиться, иначе лучше молчать.
Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.. Н. Гвоздев, в процессе
развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении
ребенка. М. Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются
постоянно через переходные звуки (с>ш через с-сь-ш).
Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи,
педагоги, лингвисты и многие другие.
Итак, Объект работы – процесс развития звукопроизношения у
дошкольников.
Предмет исследования – малые фольклорные жанры, как средство
формирования правильного звукопроизношения.
Цель: выявить влияние малых фольклорных форм на становление
правильного звукопризношения у дошкольников.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на
формирование
малые фольклорные жанры, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и
другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении
звукопроизношения.
Задачи
1. Изучить психолога –
исследования.
2. Выявить уровни
3. Разработать систему психолого-педагогических условий по
развитию фонематической
фольклорных жанров.
1.1 Мифы и сказания.
История
вопроса о происхождении речи.
Обзор психолога –
литературы на современном
Учения о болезнях речи уже в самую раннюю эпоху нашей науки
развивалась по двум главным направлениям. Одни исследователи смотрели на
расстройства речи, как на болезни наружные, требующие хирургического
лечения, другие видели в них болезни внутренние. 30 мая 1830 г. Рудольф
Шультесс первый сделал серьезное научное разграничение между заиканием
(stottern) и косноязычием (stammeln). Косноязычие (stammeln), по словам
Шультеса, состоит в том, что отдельные звуки или вовсе не могут быть
выговорены, или выговариваются не правильно; Заикание же состоит во
внезапной невозможности произнести слово, или слог.
Классическая
медицина видела причину
мозга, как источника речевых импульсов, то в анатомическом расстройстве
аппаратов, служащих непосредственно для артикуляции. Эта точка зрения
проглядывалась у Гипократа, но с полной очевидностью выражена Галеном. Он
считал, что образование звуков речи производиться языком при участии зубов,
губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и
собственной уздечки языка. От того у лиц, подверженных заиканию или
косноязычию или иному недостатку речи замечается страдание какого - либо
из поименованных органов.
Учение Галена сохранило свою силу вплоть до XIX в. Исследуя язык и
окружающее его части у представителей различных классов животного царства.
Аристотель пришел к заключению, что для произведения членораздельной речи
необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в тоже время широкий язык,
нужны влажные губы при не нешироком отверстии рта и необходимо присутствие
зубов. Всеми этими принадлежностями и свойствами наделены органы речи у
человека, и только этим обусловливается способность произношения члена –
разделенных звуков. Животные же, как например, млекопитающие снабжены
слишком плотным толстым и малоподвижным языком и потому обладают крайне
ограниченной способностью артикулировать звуки; птицы с широким языком
издают звуки лучшего качества, чем те, у которых язык узкий; язык же змеи
по своим крайним отношением между длиной и шириной представляется лишенным
способности издавать звуки. Исходя из этих данных, Аристотель старается
объяснить патологию речи у человека. По его мнению, те субъекты, у которых
язык недовольно удобно – подвижен по необходимости, должны быть косноязычны
и шепелявы и вообще лишены способности ясно выговаривать звуки, а, те, у
которых не достает языка или он слишком плотно прикреплен вовсе не способны
к речи, наконец, дети потому издают лепет и невнятные звуки, что у них язык
еще недоразвит.
Таким образом, способность речи, по мнению Аристотеля, зависит от того
или другого строения и совершенства периферических органов речи. Хотя
теория Аристотеля не соответствует истине, тем не менее, она обладает всеми
явлениями научной теории, потому – что представляет собой удачное обобщение
всех известных тогдашней науки данных. Благодаря своей научности, теория
Аристотеля господствовала более 2 тысяч лет. Таким образом, классическая
медицина, а за нею и средневековая, видела причину болезни речи то в
поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляционных органов
(языка и отчасти смежных частей) причем существенность болезни лежала, по
понятиям того времени, в моментах чисто механических.
Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 п.) оратор и теоретик ораторского
искусства, крупный представитель педагогической мысли. В течении 20 лет он
содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью в
Римской империи.
Хвинтилиан сторонник раннего развития речи у детей, он указывал, что
изучение языка и музыка способствуют у них хорошему произношению, стилю
речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей
за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого
окружения для формирования правильной речи у ребенка, говорил о некоторых
возможных дефектах фонетической стороны речи у ребенка и дал практические
советы для их предупреждения и устранения.
Следует
обратить внимание на то, что
в слово “произношение”
вкладывал несколько иной более широкий смысл, чем сейчас принято под этим
термином понимать. Сейчас произношением мы называем чисто фонетическую
сторону речи, способность правильного произношения звуков, то Квинтилиан
под этим термином имел в виду и выговор и голос. (Как он сам писал об этом:
“произношение состоит из 2-х частей: голоса и движения”).
Мифы и сказания
Еще в религиозных мифах и сказаниях обнаруживаются своеобразные
упоминания о
речевых расстройствах и “
(Ветхий завет) встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея,
который заикался и говорил не внятно. Интересна версия о предполагаемой
причине трудной речи Моисея. Когда дочь фараона принесла к своему отцу
маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к
себе на колени возложил на голову свою корону. Моисей сорвал ее и стал
издеваться ад ней. Советники фараона увидели в этом дурное
предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился
за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил
показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет.
Моисей, естественно, хотел было выбрать золото, что имело бы для него
роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он
потянулся к углям поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно
говорить.
В религиозном эпосе (“Библия”, “Каран”, “Талмуд”) встречаются описания
чудесных исцелений речевых расстройств. Так, в “Библии” описывается
“чудотворная” деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех
немощных, одержимых разными болезнями. “И вот привели к нему глухого
косноязычного и просили его возложить на него руку. Иисус отводил его в
сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка
его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: “отверзнись”. И тотчас отверзся у
него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
К
числу первых письменных
о речевых расстройствах, относиться: папирус Эдвина Смита (Египет),
медицинские трактаты “Аюрведы” (Индия), “Нань-цзинь” (Китай), религиозные
мифы и сказания (“Библия”, “Талмуд”, “Коран”).
Таким
образом, человек обратил
древнейших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи
мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это