Фольклорные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Работа содержит 1 файл

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет.docx

— 123.95 Кб (Скачать)

   5. “Насос”

   6. “У медведя  во бору”

Дети гурьбой  к месту,  где  находится  “медведь”  которого  изображает  один

ребенок, и говорят:

             У медведя во бору

             Грибы ягоды беру

             А медведь сидит

             И на нас рычит.

После слов медведь  бросается ловить детей, а  они  убегают  в  дом  (заранее

отведенное место).

   7. “Два мороза”

Площадка делится  на две  половины.  На  1  половине  –  гуляют  дети,  на  2

половине – сидят  “2 мороза”. Дети подходят к ним: Морозы говорят:  Я  мороз,

красный нос. Я мороз, синий нос. Оба  вместе:  Не  боимся  мы  угроз,  и  не

страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а  морозы  их

ловя и уводят к себе.

   8. “Угадай,  чего не стало?”

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии  которых  содержится  нужный

звук (например,  кошка,  мишка,  мышка,  лошадка).  Ребенок  запоминает  эти

предметы, потом  ему предлагают отвернуться от стола  или  закрыть  глаза.  В

это время педагог  убирает один из показанных предметов. Отгадывающий  должен

сказать, что убрано.

   9. “Капитаны”

Цель: чередование  длительного и сильного выдоха. Активизация  мышц губ.

Оборудование: Таз  с водой и бумажные кораблики.

Описание: Дети сидят  полу кругом. В центре  на  столе стоит таз с водой.

Детям предлагается покататься  на  кораблике  из  одного  города  в  другой,

обозначив города значками на кроях  таза.  Чтобы  кораблик  двигался,  нужно

дуть не торопясь, сложив губы для звука “ф”.

  10. “Приятный  запах”

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок, или  фрукты  (мандарин,

яблоко, лимон)

Описание: Дети по очереди  подходят к вазочке с  цветком  и  нюхают  его.  На

выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу: “хорошо;  очень

хорошо”; “очень приятный запах”; “очень ароматный цветок”.

Речь формируется  под контролем слуха,  имеется  определенная  взаимосвязь  в

деятельности   слухового   и   речедвигательного    анализаторов.    Важными

предпосылками овладения  чистым звукопроизношенем в дош.  возрасте  является

соответствующее развитие  слухового  анализатора  и  фонематического  слуха.

Поэтому  начатую  работу  по  развитию  слухового  внимания,  мы  продолжали

проводить на этапе  автоматизации звуков:

В игре “Лягушка”

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание: дети стоят  по кругу, а один с  завязанными  глазами  стоит  внутри

круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

                 Скачет, вытянувши ножки,

                 Увидала комара,

                 Закричала…

Тот, на кого указал водящий, в этот момент  говорит:  “Ква-ква”.  По  голосу

водящий должен определить, кто лягушка.

В игре “Путаница”

Цель: найти несоответствия  в  тексте,  назвать  нужные  звукоподражательные

слова и четко  произнести в них звуки.

             Замяукали котята:  “ Не желаем  больше крякать!

             “Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать”

             Мы хотим, как поросята, хрюкать!”  Свинки замяукали: Мяу, мяу!

             А за ними и утята:

Для развития голосового аппарата предлагали  детям  прочитать  стихотворение

“Тише,  жабы”  с   различной   громкостью   и   с   использованием   средств

выразительности.

        Тише, жабы,         На лугу.

        Ни гугу –                Чтобы не было беды,

        Ходит цапля         Наберите в рот воды.

На этапе автоматизации  мы продолжили работу по  артикуляционной  гимнастики.

Но, постепенно уже  не было необходимости в показе и  объяснении  артикуляции.

Дети сами способны были сказать, в каком положении  должны быть  губы,  зубы,

язык. Достаточно было назвать упражнение,  или  напомнить  (“Вспомните,  что

нужно сделать, чтобы  правильно сказать звук “ж”).

   1. “Лопаточка”  выработать умение расслабив мышцы языка,  удерживать  его

      широким.

   2. “Иголочка”  выработать умение делать язык  узким, напрягая его мышцы.

   3.  “Часики”  выработать  подвижность  языка,  укрепляя  его   мышцы,   и

      закреплять  пространственную ориентировку  правой, левой сторон.

   4. “Качели”  выработать  умение  менять  положение   языка  с  постепенным

      ускорением  темпа.

   5. “Вкусное  варенье” выработать движение  широкой  передней  части   языка

      вверх  и положение языка, близкое  к форме чашечки – пиалы.

   6.  “Грибок”  выработать  подъем  языка   вверх,  растягивая   подъязычную

      уздечку.

   7. “Лошадка”  укреплять мышцы языка, отрабатывать  подъем языка вверх.

   Исследователями  института физиологии детей АПН  установлено,  что  уровень

развития речи находится  в прямой  зависимости  от  степени  сформированности

тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев  рук  также  явилась

важной  частью  нашей   работы,   так   как   она   способствует   улучшению

артикуляционной моторики, является подготовкой кисти руки к  письму.  Работу

по развитию кистей рук мы проводили систематически по  3-5  минут  ежедневно

на занятиях и  вне занятий.

     Упражнения  для пальчиковой гимнастики (выполняется  сидя или стоя):

     1. Сжимание  пальцев в кулак и  разжимание:  ладонями  вверх,  ладонями

        вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

     2. Вращение кистями рук: в правую, затем  в  левую;  вовнутрь  (обеими

        кистями);  наружу.

     3. Выгибание кистей рук: одновременно; правой, левой по очереди.

     4. Прогибание кистей рук: одновременно; правой левой по очереди.

     5. Чередование  прогибания и выгибания.

     6. “Пальчики  здороваются” (соприкосновение подушечек  пальцев.)

     7. “Коготки”  – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

     8. Сгибание  и разгибание пальцев в кулак  по очереди.

     9. “Ножницы”  – разведение пальцев в стороны.

    10. “Замок”  – ладони вмести, пальцы  переплетены,  сдавливание  ладоней

        силой.

    11. “Фонарики”  – вращение свободными кистями  рук.

    12. Потряхивание  расслабленными кистями; руки  вверх, в стороны, опущены

        вниз.

   На формирование  фонематического восприятия предлагали  детям игры с  целью

   узнавания  звука в слове  и  выделения   его  из  слов  разработанные А.И.

   Максаковым:

            . Дети должны были посадить  в машину  только  тех  животных,  в

              названиях которых есть звук с.

            . Из предложенных картинок с   изображениями  животных,  ребенок

              должен был отобрать те, в которых  есть звук з.

            . Отгадывание детьми хорошо знакомых  им  загадок  с  дальнейшим

              определением, есть ли в названии отгадки  заданный  звук  (“у

              кого из всех зверей хвост  пушистей и длинней!  –  У   лисы  “В

              слове лиса есть звук с! А  в слове зверь есть звук  с!”).

      Игры  были для детей интересны, вызывали  соответствующий  эмоциональный

настрой.

      Для развития общей и мелкой моторики,  проводили  с  детьми  различные

упражнения, например: (“Три Егора”, “Веселый дождик”):

      Цель: закреплять артикуляцию звуков (р и рь), развивать общую и мелкую

моторику, координацию  речи с движением.

      На  горбушке

      (руки  поднять вверх, изобразить полукруг)

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх)

      Забора,

      (руки  держать перед собой, пальцы  развести в стороны).

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх).

      Избушки

      (соединить концы пальцев вместе, изобразить  крышу избушки,  поднимая

руки вверх.)

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

поднять вверх)

      Егора

      (руки  опустить вниз вдоль туловища).

      Справа  – дедушка Егор,

      (шаг  вправо и руки вправо, левую  ногу приставить и руки опустить).

      Слева  – дядюшка Егор.

      (шаг влево и руки  отвести влево,  правую  ногу  приставить,  руки

опустить).

      А  у среднего забора

      (полупоклон  туловища вперед, руки от груди  развести в стороны)

      Не  Егор

      (поворачивать  голову в стороны).

      А  пол – Егора

      (руки  вытянуть вперед на уровне  пояса ладонями вниз).

      Потому  что он пока

      (походить  на месте).

      От  горшка два вершка

      (полупоклон туловища вперед, держать полусогнутые  в локтях  руки  на

уровне пояса ладонями вниз).

      В   свободное  время  и  в   непроизвольной  беседе   учили   с   детьми

чистоговорки:

      На  траве – трава, у тропинки  – дрова.

      Петр  едет на троллейбусе, а Трофим  – на трамвае.

      Труба  трубит, труба поет,

      Трубач  по улице идет.

      У  Петрушки три ватрушки, три ватрушки  у Петра.

      Сначало  проговаривали медленно,  затем убыстряя  темп   контролируя

дрожание кончика  языка при звуках (р и рь).

      Устраивали  с детьми вечера загадок, предлагали  детям  самим  придумать

загадки.

      Испугался  кот собак, задом пятится как… (рак).

      Береги  нос в сильный… (мороз).

      Чик  – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

      Пришел  домой художник наш, он взял  тетрадь и… (карандаш).

      Далеко  от земли, ушли в море… (корабли).

      В  день рождения Петрушке купили  новые… (игрушки).

      Иногда  из ручейка растекается… (река).

      Развивающие   возможности  загадки  во  всей  красе   предлагала   Ю.Г.

Илларионова.

      Социально   –  бытовой  аспект  пословиц  и  поговорок  раскрыли   В.П.

Андрианова –  Перетц, Н.А. Дмитриева, Ю.Г. Круглов.

      Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные  занятия,

заметили  что в коллективных   занятиях   продуктивность   повышается,   а

утомляемость уменьшается. Коллектив  является  для  детей  сильным  фактором

взаимного влияния.

      В   своей   работе   мы   руководствовались   следующими   принципами:

всесторонние развитие личности ребенка, сознательность и  активность  детей,

учет возрастных особенностей ребенка,  индивидуальный  подход,  наглядность,

научность и системность, решающая роль педагога.

      Материал  специальных занятий закрепляли  и  вне  занятий,  в  режимных

Информация о работе Фольклорные жанры