Фольклорные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Работа содержит 1 файл

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет.docx

— 123.95 Кб (Скачать)

элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет  коза рогатая…”).  В  них

появляются перечисления, диалоги.

      Прибаутки   –  это  песенки  или   стишки,  увлекающие   ребенка   своим

содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое.  Прибаутки содержат

первые назидания: упрямый козел съеден волками,  кисонька  -  мурысонька  не

оставила маслица, чтобы угостить другого…

      Однако  главная роль  прибауток  –   познавательная.  Ребенок  узнает  о

людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.  Часто по

этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит  огнь,  быки

выпивают воду и  т.д.

      Жеребьевки  или (“сговоры”) определяют деление  играющих на две команды,

устанавливают  порядок  в  игре.   Это   лаконичные   произведения,   иногда

рифмованные,  содержащие  обращение  к  маткам  (представителям  от   каждой

группы) и вопрос, в котором предлагается выбор.  Создавая  жеребьевки,  дети

часто  импровизировали  на  основе  сказок,  песен,   пословиц,   поговорок,

загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?;  наливное  яблочко  или

золотое блюдечко?).

      Считалки  применяются для распределения  ролей в игре, при этом решающее

значение  имеет  ритм.  Ведущий  произносит  считалку  ритмично,  монотонно,

последовательно прикасаясь рукой  каждому  участнику  игры.  Считалки  имеют

короткий стих (от 1  до  4  слогов).  Корни  считалок  уходят  в  древность.

Исследователи обнаруживают связь  детских  считалок  со  старинными  формами

гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной  верой  число  и  с

условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

      Заклички и проговорки – генетически наиболее  древние формы детских

словесных  игр.  По  происхождению  они  связаны  с  календарными   обрядами

взрослых, а также  с древними заговорами и заклинаниями.

      Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или просьбу.  Дети  обращались  к силам природы как к

мифологическим  существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

             Дождик, дождик, пуще!

             Я вынесу гущи,

             Хлеба краюшку,

             Пирога горбушку.

      Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от  них,  приговорки

произносились индивидуально  и негромко. Они  содержали  просьбу  –  заговор,

обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла  в том,  чтобы

показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

      (В.П.  Аникина Вып-1, М-1991 г.)

      Приговорки произносить также перед нырянием в реку;  для того,  чтобы

избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

      Излюбленной  словесной игрой детей старшего  возраста  были  и  остаются

скороговорки  –  быстрое   повторение   труднопроизносимых   слов.Ошибки   в

произношении  вызывают  смех.  Играя,  дети  одновременно  развивают органы

артикуляции.  Молчанка  –  это  стихотворный  уговор   молчать.   Но   часто

содержание ее настолько  комическое,  что  уговор  выдержать  дети  долго  не

могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому  торжеству  остальных,

засмеется.

      Загадки  также  принадлежат  в   равной  степени  фольклору   взрослых  и

детей: взрослые загадывали их  детям  для  развития  сообразительности.  Это

один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в  земледельческий и

свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу  загадок,  верили,

что, отгадывая загадки, они  подчиняют  себе  природу,  животных,  растения.

Постепенно  загадки  теряли  магическое  значение  и  становились  одним  из

средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

      Несомненна  педагогическая значимость  загадок:  они  помогают  ребенку

увидеть мир в  его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать  красоту

знакомых обыденных  предметов и явлений.

      По  определению Аристотеля, загадка  – хорошо сформулированная метафора.

В русском фольклора  самый распространенный тип загадок  –  метафорический.  В

таких загадках предмет загадывания заменяется  другим.  Очень часто,  если

предмет загадывания  бытовой, обыденный, загадка  поэтизирует  его  –  комар,

например, превращается в царя птиц:

             Летела птица орел,

             Села на престол…

      Детей   привлекает  красочность  образов,  юмор  загадок.  Отгадка  без

сомнения вызовет  радостные эмоции детей. В отличие  от  “взрослой”  загадки,

которой  посвящены  десятки  исследований,  детская   не   стала   предметом

изучения.

      Детский  репертуар  загадок  постоянно   обновляется,  появляются  новые

загадки о новых  предметах быта, технике и другие. Чтобы  правильно  отгадать

загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы,  явления,  о  которых

идет речь.

      Пословицы  и поговорки заключают в   себе  богатство  смысла.  Пословицы

похожи, и не похожи на афоризмы мудрые  высказывания  знаменитых  писателей,

общественных деятелей. Пословица тем и отличается от  афоризма,  что,  кроме

прямого смысла, заключает  в себе иносказательный смысл,  более  значительный

по сравнению  с тем,  который  в  них  прямо  выражен.  Содержание  пословицы

раскрывается в  речи.

      Поговорка  сходна с пословицей,  но  поговорка   –  не  является  полным

суждением. Поговорка  – часть суждения, часть предложения.

      Народ  отличил пословицу от поговорки:  поговорка  –  только  цветочек,

яркое выражение, а  пословица – ягодка: это законченное  предложение.

      И   теоретики  –  педагоги,  и  воспитатели  –  практики   неоднократно

подчеркивали высокие  педагогические качества средств русского фольклора.

      Фольклор  воспитывает у детей эстетическое  отношение к природе,  труду,

ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное  в человеческих

отношениях.

                   1.5. Значение художественной литературы

      Понять,  что  художественное  произведение  отражает  типичные   черты

явлений, ребенок  может уже в 4-5 лет.

      Исследователи  отмечают такую  особенность   художественного  восприятия

ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

      Например, вместе с героями сказки дети  испытывают  чувство  страха  в

напряженные драматические  моменты, чувство  облегчения,  удовлетворения  при

победе справедливости.

      Прямое  сопереживанием героям,  умение  следить  за  развитием  сюжета,

сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось

наблюдать  в  жизни,  помогают  ребенку  сравнительно  быстро  и   правильно

понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного  возраста  –

перевертыши, небылицы.

      Недостаточный   уровень  развития  отвлеченного   мышления   затрудняет

восприятие   детьми   таких   жанров,   как   басни,   пословицы,   загадки,

обусловливает необходимость  помощи взрослого.

      Исследователями  установлено,  что  дошкольники   способны  к  овладению

поэтическим слухом  и  могут  понимать  основные  различия  между  прозой  и

поэзией.

      Отгадывая  загадки, сначала дошкольники  опираются на  восприятие  самых

простых знакомых предметов. Когда  ребенок  научится  отгадывать  загадки  о

знакомых предметах  ближайшего окружения, ему дают загадки  по представлению.

      Художественная  литература  служит  могучим,   действенным   средством

умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она  оказывает

огромное влияние  на  развитие  и  обогащение  речи  ребенка.  Она  обогащает

эмоции, воспитывает  воображение и дает ребенку прекрасные  образцы  русского

литературного языка.

   Глава II. Система работы по формированию  правильного звукопроизношения

     2.1. Изучение  особенностей звукопроизношения  у детей средней группы

      Наша  экспериментальная работа проходила  на базе ДОУ  №  37  Ленинского

района г. Владивостока  по  теме:  “Малые  фольклорные жанры как средство

формирования правильного  звукопроизношения у детей дошкольного  возраста”,  в

средней группе.

      Эксперимент  проходил в естественных условиях  и включал в себя:

         1. Констатирующий эксперимент.

         2. Преобразующий  эксперимент.

         3. Контрольный эксперимент.

       В эксперименте участвовало 20  детей.  Все  дети  здоровы,  поведение

организованное.

       Цель констатирующего эксперимента  – выявить  уровни  сформированности

звукопроизношения у детей средней группы.

       Для  этого  нами  было  обследовано  звукопроизношения   у  20  детей.

Обследование  состояния  звукопроизношения  проводилось  с  каждым  ребенком

индивидуально.

      Для   выявления   уровня   сформированности    звукопроизношения    мы

использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

         Цель данной методики  –   выявить  качество  произношения  различных

звуков  изолированно,  в  слогах,  словах,  фразах.  Для  выявления   уровня

сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

         . Произнести звук изолированно.

         . В словах.

         .   Продемонстрировать   умение   пользоваться   во   фразовой   и

           самостоятельной речи.

    Для обследования подобрали наглядный материал  (сюжетные  картинки  для

обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки),  так

чтобы обследуемый  звук  находился  в  начале,   середине,  конце  слова.  По

результатам  обследования  заполнили  таблицы  звукопроизношения,   смотреть

Приложение 1.

    Результаты  обследования  показали,  что   нарушение  свистящих   звуков

отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у Дениса  М.(с-сь,  з-зь),  Саши

Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

      Нарушения   шипящих  звуков  у  7  детей.  Олег  В.  (щ-   изолированно

произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч,  щ),  Денис В.(пропускает

ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис М.

(щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

    Нарушение  сонорных звуков отмечается у11детей.  Отсутствие звука  [р]  у

Дениса К., Насти  Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и л]  у Дениса  М,

Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса  К.  Замена  [р]  и

[рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи С.,  Саши  Н.,[й]  – отсутствует у

Дениса В.

    Отсутствует  нарушения звукопроизношения у  5 детей: Алеши Г.,  Вани  М.,

Валеры К., Насти  Як., Коли Ф.

    Уровни  сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные М.  Ф.

Фомичевой.

    I уровень  (низкий)- нарушено более 4 звуков.

Информация о работе Фольклорные жанры