Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
отразилось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках.
Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, породили желание,
прежде всего, понять их происхождение. Отсюда первое и единственное
возможное в условиях жизни древнего человека – объяснить это влиянием
сверхъестественных сил.
Появления специальных знаний, их накопление систематизация вызывали
первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться
от них.
Большое внимание развитию речи детей уделял чешский педагог –
гуманист Ян Амос Коменский (1592 – 1672) он разработал первое в мире
руководство по дошкольному воспитанию – “материнская школа, или о
заботливом воспитании юношества впервые 6 лет”, в котором раскрыл задачи,
содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней освещается
целая глава. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь,
этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать.
Рекомендации по формированию речи Я. Коменский дает не на основе
особенностей развития детей а, на протяжении первых шести лет. До трех лет
главное внимание он уделял правильному произношению, на четвертом, пятом
шестом году – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию
словом того, что ребенок видит.
Коменский предлагает в качестве средства развития речи детей
использовать ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных.
Большое внимание Каменский уделяет наглядности, последовательности и
постепенности усложнения материала. Близкими трудам по содержанию обучения
и методическим рекомендациям являются – труды Швейцарского педагога Иогана
Генриха Песталоцци (1746 – 1827). Он раскрыл социальное, культурное и
общепедагогическое значение родного языка. “Язык дает ребенку в короткое
мгновение то, человек получил от природы за тысячелетие”. В обучение
родному языку он выдвинул три основные задачи: 1) обучение звуку, или
средству развития огонов речи. 2) обучение слову, или средству ознакомления
с отдельными предметами. 3) Обучение речи, или средству научится ясно
выражаться о предметах.
В книги “Как Гертруда учит своих детей ” Песталуции подробно излагает
методику обучения
упражнять детей в
эту работу с последовательным обучением чтению.
В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий
педагог Фридрих Фребель (1782 - 1852). Развитие речи Фребель связывал с
наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию
детей с использованием дидактического материала, которые способствовали
накоплению содержания речи. Представители прогрессивной русской педагогики
– П. Ф. Каптерев, Е.Н. Водовозова, Е. И. Тихеева критически относились к
системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого
народного языка. Но, по мнению К.Д. Ушинского отдельные занятия и игры в
руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.
Мария Монтесори (1870 -1952) – итальянский педагог. Развития языка
включает исправления дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода
состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с
искусственным дидактическим материалом. На развитие правильной речи
направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Отечественные
педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори
пропагандировала в начале этого века Ю. Н. Фаусек. Тихеева считала методы
развития речи по системе Монтессори искусственными, далекими от интересов
детей. В русской педагогики давние традиции воспитания обучения на родном
языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни
ребенка содержаться в трудах С. Полоцкого (1629-1680), А.Д. Кантелшра (1708-
1744), А. П. Сумарокова (1717-1777) особая роль в обучении русских детей на
родном языке принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765) , осуществившему
реформу русского языка и выступавшего за национальное образование и
воспитание на родном языке.
Особая
роль в создании системы
языку принадлежит к. Д. Ушинскому (1824 -1870). В основу своей системы он
положил принцип народности, он доказал необходимость подготовительного
обучения до школы. Ушинский обратил внимание на психологические особенности
детей дошкольного возраста, указав на необходимость наглядности в работе с
ними. В современной практики широко используются упражнения, рассказы,
написанные им, и народные сказки в его обработке. Е. А. Аркин (1873 - 1948)
считал речевое общение детей с взрослыми источником познания маленьким
ребенком окружающего мира. В монографии “Ребенок от года до четырех
лет”(1931г.), а также в ряде станет Аркин, прослеживает изменение словаря и
грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. Павлова, В.
Бехтерева объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых
голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта,
ритмические колебания в развитии речи.
Е. И. Тихеева (1867 -1944) создала свою систему развития речи детей
дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Она
определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: 1)
развития аппарата речи детей, его гибкости, четкости, развитие речевого
слуха; 2) накопление содержание речи; 3) работа над формой речи, ее
структурой. Созданная А.П. Усовой и ее сотрудниками общая теория обучения в
детском саду, разрабатывалась на материале родного языка. С начала 50-х г.
или экспериментально исследовались задачи обучения родному языку, характер
дошкольного обучения, методические проблемы воспитания звуковой культуры.
Широкую известность получили работы Евгении Ильиничны Радиной – об
обучении детей правильному произношению звуков.
Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) лингвист и психолог. С его именем
связано развитие методики развитие речи на новом качественном уровне. Он
убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное
значение и не домесно рассматривается только лишь как аспект ознакомления с
окружающим миром. Исследования Ф.А. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся
на более глубокое понимания процесса развития речи, сложившееся к началу 70-
х годов, во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи
детей. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое
теоретическое, но и практическое значение.
Усвоению
звуковой системы родного
Ляминой, М.М. Алексеевой, А.И. Максаковой, Васильевой, Журовой.
В
настоящие время в центре
проблема форм обучения родной речи. Традиционные фронтальные занятия по
родному языку, хотя и признаны важнейшим средством развития речи, но
подвергнуты критике.
В
результате дискуссий
речевом развитии детей. В 10-11 месяце слово начинает служить средством
общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период
“фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С
начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале
дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет
внутрь группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие –
звонким, твердые – мягким и т.д.
Затем начинается усвоение
1.2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения
правильным произношением
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок
овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на
основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий
еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.
Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством
общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой
– первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе
ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не
воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В
10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает
характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К
концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни
начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая
дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные -
шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение
социально закрепленных согласных звуков.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде
является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые
фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп
согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков,
составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде
не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое
значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения
звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в
произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками
которые есть в распоряжении ребенка.
Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном
родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования,
реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных
движений вызывает
к жизни ряд родственных
Новый
звук при его усвоении
словах по-прежнему – субститут (заместитель).
Согласные подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через
переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.
Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают
пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки,
которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш)
(раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев
объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что