Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным
раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с
заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест.
Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в
преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой
звуков языка, с некоторыми исключениями.
Труднее ему даются шипящие (ш,ж) сорные (р,л) и свистящие (с,з) звуки.
В основном к трем годам дети овладевают звукопроизношением. Однако
речь несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая
смягченность (“зюк”-жук, “сюба”-шуба, “неть”-нет и т.д.)
Замена заднеязычных звуков к,г переднеязычными – т,д (“тутолка”-
куколка, “дуси”-гуси), иногда замена звонких глухими.
Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящии
звуки, чаще заменяя их свистящими (“сапка”, “коска”, “зук”). Отмечаеться
не умение произносить звук (р) (попуск или замена его), искажения звука
(л).
Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности.
Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед);
перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы,
“корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”-
собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна;
добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение
последующего звука (антиципация).
В среднем дошкольном возрасте, к 4-1/2 годам, почти исчезает
смягченность речи, наблюдается лишь у немногих детей.
Шипящие звуки сначала дети произносят не чисто, но постепенно ими
овладевают. В этом возрасте характерна не устойчивость произношения. Дети
произносят звуки то правильно, то неправильно. Дети переходят к правильному
произношению звуков ш, ж, р. Ребенок начинает пользоваться этими звуками в
нужных и ненужных случаях:
“горубой” (голубой)
“шад” (сад)
“рампа” (лампа)
Если вместо р ребенок произносил л, то теперь он делает обратную
замену. Большинство детей произносят звук “р”, но владеть им прочно многие
еще не умеют.
Пропуск звука р отмечается редко, часто он заменяется звуками л, ль,
й.
Словопроизношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, меньше
встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезает
сокращение слов. Большинство детей старшего возраста, от 6 до 7 лет,
говорят правильно, но у достаточного количества речь еще не чистая.
Часто дети искажают шипящие звуки и р, заменяют один звук другим
легкая картавость, шепелявость приобретает характер речевой привычки. У
многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений,
проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в словопроизношении
“яблуко” “мине”.
Формирование речи в лексико-грамматическом плане к шести годам
считается законченным.
Овладение
правильным произношением
очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением
звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не
изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками
произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный,
многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие
зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда
головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут
определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой
аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого
окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем
правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Важно чтобы у ребенка
основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец
взрослых.
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального
строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений
звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть
обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его
периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия,
обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими,
а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и
врача. Это бывает например, при недостатки или не правильном расположении
зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга,
вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический
недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.
Гораздо
чаще чем, с органическими
функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии
каких либо грубых
анатомических нарушений
Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне
сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у
взрослого, гортань почти в двое короче, язык менее гибкий и подвижный и
занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности
речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь
более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в
младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных
зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят,
но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно
объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.
Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической
стороны речи дошкольников, является еще недостаточно совершенное
функционирование центральных аппаратов слуха и речи дошкольников, является
еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха
и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что
дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а
движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и
согласованными, что и имеет своим следствием так называемая физиологическое
косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста.
Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет
естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение
которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое
косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность,
но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому
усовершенствованию произношения.
В 41/2 – 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых
движений, он начи нает правильно произносить все звуки родной речи. Однако
артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется
неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного
возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются
основные речевые движения – ребенок приобретает стойкую привычку говорить
ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).
Серьезное
значение имеют особенности
четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее
состояние слуха, умение
внимательно слушать имеют
ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Рассеянные,
невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении.
Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в
органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс
формирования
1.3. Система
работы по формированию
Работа
по звукопроизношению
звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого
дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к
овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата,
его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение
звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от
деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и
точности.
II этап – становления звуков речи, или постановка звука.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и
кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для
фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).
При
полном отсутствии звука или
при его неустойчивом
часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание
ребенка на звуке.
Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют
объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения,
сопровождаемого упражнением детей.
III – Закрепление и автоматизация звуков.
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть
введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –
речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в
слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или
произноситься правильно (О.В. Правдина).
Работу
на этом этапе можно
неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для
нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности,
что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала
(переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в
звукосочетания, слово, фразу).
Для
закрепления и автоматизации
нового звука требуются
тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил