Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется повышенным спросом сегодняшних умелиц к бисероплетению, к его истории.
Цель данной работы – изучение использования бисера в русском костюме в 18-19в.в.
Задачи работы – показать важность использования бисера в русском костюме, раскрыть особенности использования бисера в русском костюме.
Введение 5
1. История бисера 7
2. Старинное рукоделие 10
3. Женские головные уборы. 24
3.1 Девичьи головные уборы. 25
3.2. Женский головной убор к сарафану. 26
3.3. Женский головной убор поневного комплекса. 28
3.4. Накладные воротники. 30
Заключение 31
Литература 32
Цель данной работы – изучение
использования бисера в
Задачи
работы – показать важность использования
бисера в русском костюме, раскрыть
особенности использования
Структура работы – аннотация к работе, введение, три главы. Заключение, список использованной литературы.
Бисерные работы — живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и замыслы отдаленных поколений.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.
На Руси бисер был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. Отметим, кстати, что в русских толковых словарях XV — XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бисер. Так стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг. Термин «стеклярус» возник еще позднее.3
Татаро-монгольское нашествие надолго остановило стекольное производство и вплоть до XVIII века бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно использование бисера достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам выплавления цветного стекла. По качеству бисер Ломоносовских мастерских был близок к венецианскому. Работы в мастерских велись с 1754 по 1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
«Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа, — пишет М.Н.Мерцалова в книге «Поэзия народного костюма». — Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.4 Уходило и терялось многое — время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им».
Техника работ с бисером разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные, особо тонкие — немецкие или английские. Если же и эта игла не проходила через отверстие бисера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали бисерину, затем продевали нитку в иголку и делали стежок, нитку выдергивали из иголки - и все повторялось заново. Низание и плетение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка).
В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. Очень распространены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские»). Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.
Ко многим нарядным девичьим и женским головным уборам, в частности к кокошнику, приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера. Называли такую сетку по-разному: поднизь, налобник, рясна. Женский головной убор «сорока» сзади украшали позатыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма.
В бисерных узорах встречаются мотивы ромба, S-образных знаков, косых крестов, зигзагов. Все эти фигуры, воспроизведенные в орнаментальном ритме, производят впечатление магического повтора, имевшего в древности ритуальный смысл.
С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов — начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век-русского бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства.5
Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи Вера Константиновна Гладилина, Светлана Владимировна Хансуворова, киевлянка Энгелиса Никитична Литвинец и многие другие расшифровывали, воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия, таким образом сохраняя и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре.6
Бисер
по-прежнему используется привозной, в
большинстве своем чешский. Правда,
в начале 90-х годов появилась
надежда на отечественный бисер: на
Украине (г. Харьков) была создана технология
и налажен выпуск бисера очень хорошего
качества — разных размеров, очень ровный
(его почти не надо калибровать), с большой
цветовой и оттеночной гаммой. Однако
после отделения Украины производство
бисера на этом предприятии было прекращено.