Бисер в русском костюме

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется повышенным спросом сегодняшних умелиц к бисероплетению, к его истории.
Цель данной работы – изучение использования бисера в русском костюме в 18-19в.в.

Задачи работы – показать важность использования бисера в русском костюме, раскрыть особенности использования бисера в русском костюме.

Содержание

Введение 5
1. История бисера 7
2. Старинное рукоделие 10
3. Женские головные уборы. 24
3.1 Девичьи головные уборы. 25
3.2. Женский головной убор к сарафану. 26
3.3. Женский головной убор поневного комплекса. 28
3.4. Накладные воротники. 30
Заключение 31
Литература 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Бисер в русском костюме Заказ № 215541   
Оглавление

 

Введение

     С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства  на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар  и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал.

         Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

         Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях. Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни.1

          С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров.

          На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо. Конечно, всё это было очень далеко от видения красоты, которого придерживаются феи, – ведь нам простая прелесть живого цветка или капельки росы куда милее самых изысканных искусственных красот. Но что поделаешь – человечество «взрослело» и, как ребёнок, тянулось ко всему яркому...

         Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер.2 Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

          В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

          Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

         В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий…

         А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

         На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами!

         Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

          Рабство никогда не содействует процветанию высокого творчества. Известно, что крепостных обучали ремёслам и искусствам уже не в селе или родовом поместье, а отправляя к тому или другому мастеру на выучку или в специальные художественные школы для крепостных. Учили там самым простым вещам: рисованию, составлению узоров, азам ремесла. И то, что довольно быстро пришло на смену искреннему вдохновенному порыву первых лет расцвета бисерного искусства в XVIII веке, уже почти ничем не напоминало процесс истинного творения.

       Актуальность выбранной темы объясняется  повышенным спросом сегодняшних умелиц  к бисероплетению, к его истории.

       Цель данной работы – изучение  использования бисера в русском  костюме в 18-19в.в. 

     Задачи  работы – показать важность использования  бисера в русском костюме, раскрыть особенности использования бисера в русском костюме.

     Структура работы – аннотация к работе, введение, три главы. Заключение, список использованной литературы.

     1. История бисера

 

     Бисерные работы — живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических   повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и замыслы отдаленных поколений.

     Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали  крупные бусы. Процесс обработки  стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.

     На  Руси бисер был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. Отметим, кстати, что в русских толковых словарях XV — XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бисер. Так стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг. Термин «стеклярус» возник еще позднее.3

     Татаро-монгольское  нашествие надолго остановило стекольное производство и вплоть до XVIII века бисер  был привозным. Он был дорог и  использовался лишь среди высшего  духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно использование бисера достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам выплавления цветного стекла. По качеству бисер Ломоносовских мастерских был близок к венецианскому. Работы в мастерских велись с 1754 по 1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.

     «Каждому  народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное  их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа, — пишет М.Н.Мерцалова в книге «Поэзия народного костюма». — Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.4 Уходило и терялось многое — время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им».

     Техника работ с бисером разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные, особо тонкие — немецкие или английские. Если же и эта игла не проходила через отверстие бисера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали бисерину, затем продевали нитку в иголку и делали стежок, нитку выдергивали из иголки - и все повторялось заново. Низание и плетение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка).

     В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения  из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. Очень распространены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские»). Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.

     Ко  многим нарядным девичьим и женским  головным уборам, в частности к  кокошнику, приделывалась ажурная  сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера. Называли такую сетку по-разному: поднизь, налобник, рясна. Женский головной убор «сорока» сзади украшали позатыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма.

     В бисерных узорах встречаются мотивы ромба, S-образных знаков, косых крестов, зигзагов. Все эти фигуры, воспроизведенные в орнаментальном ритме, производят впечатление  магического повтора, имевшего в древности ритуальный смысл.

     С 30-х годов XIX века в городах увлечение  бисером стало ослабевать, но русская  провинция оставалась ему верна до 60-х годов — начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век-русского бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства.5

     Активный  интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных  рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи Вера Константиновна Гладилина, Светлана Владимировна Хансуворова, киевлянка Энгелиса Никитична Литвинец и многие другие расшифровывали, воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия, таким образом сохраняя и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре.6

     Бисер по-прежнему используется привозной, в  большинстве своем чешский. Правда, в начале 90-х годов появилась  надежда на отечественный бисер: на Украине (г. Харьков) была создана технология и налажен выпуск бисера очень хорошего качества — разных размеров, очень ровный (его почти не надо калибровать), с большой цветовой и оттеночной гаммой. Однако после отделения Украины производство бисера на этом предприятии было прекращено. 

Информация о работе Бисер в русском костюме