Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется повышенным спросом сегодняшних умелиц к бисероплетению, к его истории.
Цель данной работы – изучение использования бисера в русском костюме в 18-19в.в.
Задачи работы – показать важность использования бисера в русском костюме, раскрыть особенности использования бисера в русском костюме.
Введение 5
1. История бисера 7
2. Старинное рукоделие 10
3. Женские головные уборы. 24
3.1 Девичьи головные уборы. 25
3.2. Женский головной убор к сарафану. 26
3.3. Женский головной убор поневного комплекса. 28
3.4. Накладные воротники. 30
Заключение 31
Литература 32
Поверх
парадного кокошника в
В
отличие от девичьих женские головные
уборы закрывали всю голову. Волосы
старательно маскировали
С
древности считалось для
Головной
убор многослойного поневного
На других женских уборах встречается еще одна разновидность бисерных украшений - нависочники разной формы: бисерные кисточки, или бахрома с бисером, бисерные низанные полукружья. При полукруглой форме нависочников снизу делались зубчики, а прямоугольные заканчивались висюльками. Какого-либо узора они не имели из-за малого размера всего в 5-8 сантиметров.
В рисунках позатыльней неисчислимы комбинации мотивов, цветовых сочетаний, распределения акцентов. "Ниток" из низок фигурных прозрачных бус словно хрустальная завеса ограждала голову женщины (ведь именно защитную роль играет позатылень в древних поверьях). В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях, найденных в древнеславянских курганах - снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.
Особого рода деталь, которая сопровождает далеко не все головные уборы, представляют рясны. Это кисти или длинные до полуметра полосы, примерно 5 сантиметров шириной. Наличие их в народных головных уборах свидетельствует о древней устойчивой традиции. Кистевидные серебряные рясны были найдены в Старой Рязани в кладе XI - XII веков. В крестьянских уборах XIX - XX веков они низались из бисера. Другой вид - лентообразный - известен по низанным жемчугом ряснам XVI столетия из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В народных уборах XIX - XX веков такие рясны были стеклярусными, крепились к верху позатыльня и спускались на грудь. В древних жемчужных ряснах перехваты-переймы выделялись своей формой и размером жемчужных зерен. В крестьянских ряснах роль переймы играли прямоугольные участки низания, отличающиеся другим цветом. Также рясны могли иметь вид стеклярусных кистей с цветными шерстяными шариками на концах.
В
женских и девичьих нарядах употреблялись
накладные воротники. Все они круглые
и плоские по форме. Поверхность воротников
состоит из сплошного шитья бисером и
перламутром тем или иным узором. Вышивка
чаще всего представляет собою волнистый
стебель с цветами-розетками и овальными
листьями. В ней можно найти много общего
с шитьем на твердых девичьих венцах, где
также сочетались белый бисер, цветные
пронизки, перламутровые зерна и металлические
блестки.
Напоследок
хочу рассказать о людях, сохранивших
для нас предметы русского бисерного
искусства - о коллекционерах. Искусствоведы
начали проявлять интерес к бисеру
начиная с конца ХIХ в. Несколько
позже стали составляться первые
значительные коллекции: Г.Гальнбека,
директора Эрмитажа С.Н.Тройницкого, Е.Н.Брюлловой.
Большое количество работ было собрано
в огромной коллекции Ф.М. Плюшкина. В 1910
г. в Штутгарте состоялась выставка бисерных
работ, в которой участвовал Гальнбек.
В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила
на одной из своих выставок отдел бисера.
Следующая выставка была открыта в 1923
г. В историко-бытовом отделе Русского
Музея, на ней были представлены работы
из обширной коллекции Брюлловой. Коллекционировали
бисер и всемирно известные художники
М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. Огромная
коллекция была собрана А.К. Пожарским.
В годы революции и последующих событий
многое было вывезено или утеряно, что-то
осело по частным коллекциям. В Эрмитаже,
в Русском Музее и многих других сохранилось
многое из бисерного наследия прошлых
лет, в том числе совершенно уникальные
по своей художественной ценности образцы.
1 Записки
графа Михаила Дмитриевича
2 Netto J. Zeichen — Mahler — und Stickerbuch. Zweiter Teil. Leipzig, 1798.
3 Пыляев М.И. Старая Москва. М., 2000. С.104.
4 Кирсанова
Р.М. Костюм в русской
5 Московская старина. М., 1989. С.397.
6 Коншина
Т.И. Воспоминания об Анне
7 Мелкими стежками (фр.).
8 Каменская М.Ф. Воспоминания. М., 1991. С.20.
9 Сабанеева
Е.А. Воспоминания о былом.
10 Думай обо мне (фр.).
11 Аскольдов С.А. Из писем к родным // Минувшее. Исторический альманах. №11. М. ; СПб., 1992. С.315.
12.Забозлаева Т.Б. Храни меня, мой талисман... — СПб.: Borey-Print, 1999.
13.Кирсанова
Р.М. Костюм в русской
14.Малахова
Е.В. Изготовление
15. Наше наследие. М. Юрова. Игра в бисер, №65, 2003.
16. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России X - начало XX вв. М., 2000.
17.Ефимова Л.В., Белогорская Л.Р. Русская вышивка и кружево: собрание ГИМ. Альбом.М., 1982.
18.Елкина
И.И., Станюкович А.К. Средневековые
женские головные уборы из
усыпальницы бояр Романовых в
Моссковском Новоспасском
19. Захаржевская Р.В. История костюма. // М., 2004.
20. Комиссаржевский Ф. история костюма. М., 2005.
21. Пармон
Ф.М. Русский народный костюм
как художественно-