Бисер в русском костюме

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется повышенным спросом сегодняшних умелиц к бисероплетению, к его истории.
Цель данной работы – изучение использования бисера в русском костюме в 18-19в.в.

Задачи работы – показать важность использования бисера в русском костюме, раскрыть особенности использования бисера в русском костюме.

Содержание

Введение 5
1. История бисера 7
2. Старинное рукоделие 10
3. Женские головные уборы. 24
3.1 Девичьи головные уборы. 25
3.2. Женский головной убор к сарафану. 26
3.3. Женский головной убор поневного комплекса. 28
3.4. Накладные воротники. 30
Заключение 31
Литература 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Поверх  парадного кокошника в некоторых  местностях накидывали так называемые "фролки" - низанные сетки из бесцветного  бисера с добавлением цветного, диаметром  около полуметра. В иных местах носили так называемые "рога" - волосяную сетку, которая собиралась вокруг голову широкими волнами. Они могли служить свадебным убором или пришиваться в качестве поднизи к женским кокошникам и низались из жемчуга или бисера. Ряды белых бисерных розеточек подчеркивали их воздушность и упругость.

     В отличие от девичьих женские головные уборы закрывали всю голову. Волосы старательно маскировали спереди  поднизью, а сзади позатыльнями - ткаными или бисерными сетками, которые придавали женским головным украшениям особую красоту и законченность. Сетки поднизей низались из белого или прозрачного бисера в продолжение традиции жемчужных отделок. Они или опускались ровной полосой на лоб до самых бровей, или окружали верхнюю часть лица пышной оборкой. В некоторых случаях бисерная сетка покрывала спереди всю голову.

     С древности считалось для женщины  позором показывать волосы. "Светить  волосом" якобы предвещало несчастье. Поэтому их тщательно убирали  под повойник - род чепца на вздержке. Со второй половины XIX века повойник становится нарядным головным убором. Повойники, сшитые из бархата, шелка, вышивались бисером разных цветов и размеров, крупными бусами, блестками и цветной шерстью гладью, разноцветными гранеными стеклами в металлических гнездах. Разумеется, использовались и простые для повседневного ношения. Эти уборы долго оставались в быту, удобные и сравнительно простые в изготовлении.

3.3. Женский головной убор поневного комплекса.

     Головной  убор многослойного поневного комплекса  одежды также состоял из нескольких частей; твердой основы - "кички" и мягкого верха - "сороки", дополняемых множеством деталей. Сорока, состоящая из нескольких деталей - один из самых древних и распространенных женских головных уборов. Сорока имела налобник, обязательно вышитый, и бисерную цветную поднизь. Сзади к ним прикреплялся низаный бисерный позатылень, который являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, а, следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. Длина позатыленей колебалась от 120 см до 40 см и менее.20 В своей развитой конструкции позатылень имел достаточно крепкое основание из поперечной тесьмы или сложенной полоски ткани. Оно называлось "колодочкой", которая соединялась с самим убором или завязывалось шнуром вокруг головы. К колодочке крепилась полоса бисерного узора или пришивалась вышивка, зачастую золотошвейная. Из-под нее выпускались густые вертикальные нити крученого шелка или металлической пряжи, или бисерных низок, образуя так называемый "ниток". На ней держалась вся сложная кайма позатыльня. Главный широкий узор каймы коврового типа располагался непосредственно под "нитком". Его составлял ряд крупных, четких, геометрических мотивов. Промежутки между ними заполнялись мелкими фигурами. По сторонам "нитка" шли вертикальные низанные каймы другого рисунка, образуя его полное обрамление. Если "ниток" был нитяным, его прикрывали узорными цепочками бисерного низания. Если его составляли бисерные низки, в виде мелких розеток из трех-четырех-пяти бусин, они имели весьма лаконичное цветовое решение, чаще белый и черный цвета. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения в виде фигурных висюлек в несколько сантиметров длины.

     На  других женских уборах встречается  еще одна разновидность бисерных украшений - нависочники разной формы: бисерные кисточки, или бахрома с бисером, бисерные низанные полукружья. При полукруглой форме нависочников снизу делались зубчики, а прямоугольные заканчивались висюльками. Какого-либо узора они не имели из-за малого размера всего в 5-8 сантиметров.

     В рисунках позатыльней неисчислимы  комбинации мотивов, цветовых сочетаний, распределения акцентов. "Ниток" из низок фигурных прозрачных бус  словно хрустальная завеса ограждала  голову женщины (ведь именно защитную роль играет позатылень в древних поверьях). В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях, найденных в древнеславянских курганах - снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.

     Особого рода деталь, которая сопровождает далеко не все головные уборы, представляют рясны. Это кисти или длинные  до полуметра полосы, примерно 5 сантиметров  шириной. Наличие их в народных головных уборах свидетельствует о древней  устойчивой традиции. Кистевидные серебряные рясны были найдены в Старой Рязани в кладе XI - XII веков. В крестьянских уборах XIX - XX веков они низались из бисера. Другой вид - лентообразный - известен по низанным жемчугом ряснам XVI столетия из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В народных уборах XIX - XX веков такие рясны были стеклярусными, крепились к верху позатыльня и спускались на грудь. В древних жемчужных ряснах перехваты-переймы выделялись своей формой и размером жемчужных зерен. В крестьянских ряснах роль переймы играли прямоугольные участки низания, отличающиеся другим цветом. Также рясны могли иметь вид стеклярусных кистей с цветными шерстяными шариками на концах.

3.4. Накладные воротники.

 

     В женских и девичьих нарядах употреблялись накладные воротники. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состоит из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляет собою волнистый стебель с цветами-розетками и овальными листьями. В ней можно найти много общего с шитьем на твердых девичьих венцах, где также сочетались белый бисер, цветные пронизки, перламутровые зерна и металлические блестки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

     Напоследок  хочу рассказать о людях, сохранивших  для нас предметы русского бисерного  искусства - о коллекционерах. Искусствоведы  начали проявлять интерес к бисеру начиная с конца ХIХ в. Несколько  позже стали составляться первые значительные коллекции: Г.Гальнбека, директора Эрмитажа С.Н.Тройницкого, Е.Н.Брюлловой. Большое количество работ было собрано в огромной коллекции Ф.М. Плюшкина. В 1910 г. в Штутгарте состоялась выставка бисерных работ, в которой участвовал Гальнбек. В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера. Следующая выставка была открыта в 1923 г. В историко-бытовом отделе Русского Музея, на ней были представлены работы из обширной коллекции Брюлловой. Коллекционировали бисер и всемирно известные художники М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. Огромная коллекция была собрана А.К. Пожарским. В годы революции и последующих событий многое было вывезено или утеряно, что-то осело по частным коллекциям. В Эрмитаже, в Русском Музее и многих других сохранилось многое из бисерного наследия прошлых лет, в том числе совершенно уникальные по своей художественной ценности образцы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 

1 Записки  графа Михаила Дмитриевича Бутурлина.  Ч.1 // Русский архив. 1897. №2. С.239.

2 Netto J. Zeichen — Mahler — und Stickerbuch. Zweiter Teil. Leipzig, 1798.

3 Пыляев  М.И. Старая Москва. М., 2000. С.104.

4 Кирсанова  Р.М. Костюм в русской художественной  культуре. М., 1995. С.328.

5 Московская  старина. М., 1989. С.397.

6 Коншина  Т.И. Воспоминания об Анне Андреевне Ахматовой / /Звезда. 1979. №6. С.167.

7 Мелкими  стежками (фр.).

8 Каменская  М.Ф. Воспоминания. М., 1991. С.20.

9 Сабанеева  Е.А. Воспоминания о былом. СПб., 1914. С.54.

10 Думай  обо мне (фр.).

11 Аскольдов  С.А. Из писем к родным // Минувшее. Исторический альманах. №11. М. ; СПб., 1992. С.315.

12.Забозлаева  Т.Б. Храни меня, мой талисман... — СПб.: Borey-Print, 1999.

13.Кирсанова  Р.М. Костюм в русской художественной  культуре 18 - первой половины 20 вв. —  М.: БРЭ, 1997.

14.Малахова  Е.В. Изготовление искусственных цветов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

15. Наше  наследие. М. Юрова. Игра в бисер,  №65, 2003.

16. Ефимова  Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю.  Костюм в России X - начало XX вв. М., 2000.

17.Ефимова  Л.В., Белогорская Л.Р. Русская  вышивка и кружево: собрание ГИМ. Альбом.М., 1982.

18.Елкина  И.И., Станюкович А.К. Средневековые  женские головные уборы из  усыпальницы бояр Романовых в  Моссковском Новоспасском монастыре:  история, материалы, технология  и техника изготовления. // Археологические  памятники Москвы и Подмосковья. Ч. III. Тр. МИгМ. Вып. 10. М., 2000.

19. Захаржевская  Р.В. История костюма. // М., 2004.

20. Комиссаржевский  Ф. история костюма. М., 2005.

21. Пармон  Ф.М. Русский народный костюм  как художественно-конструкторский  источник творчества. М., 1994. 

Информация о работе Бисер в русском костюме