Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер., Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковасий отмечал, что философия нашла в России свои пути — «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли».

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Основная часть

1 Материалистическое направление в русской философии ( М.В.Ломоносов,

А.Н.Радищев, А.И.Галич, И.М. Сеченов)______________________________3-7

2 Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский,Л.Н. Толстой)7-9

3 Философия всеединства В.С. Соловьева.____________________________9-11

Заключение_______________________________________________________12

Список литературы_________________________________________________13

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

       Тема  работы: Русская философия 

Содержание:                                                                                                     Введение_________________________________________________________3

Основная часть

1 Материалистическое направление в русской философии ( М.В.Ломоносов,

А.Н.Радищев, А.И.Галич, И.М. Сеченов)______________________________3-7

2  Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский,Л.Н. Толстой)7-9

3 Философия всеединства В.С. Соловьева.____________________________9-11

Заключение_______________________________________________________12

Список  литературы_________________________________________________13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и  культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер., Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковасий отмечал, что философия нашла в России свои пути — «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли».

       Несмотря  на то, что русская философская  мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам  России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

       1 Материалистическое  направление в  русской философии  (М.В.   Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Галич, И.М. Сеченов)

       Классический  период становления русского материализма связан с именем М.В. Ломоносова (1711-1765). Он был едва ли не первым русским  мыслителем, с убежденностью осознавшим свое интеллектуальное превосходство  над философскими кумирами Запада.

       По  мнению Ломоносова, именно материей обусловливается «все, что есть и происходит в телах». Он различал два вида материи: «собственную» и «постороннюю». «Материя собственная есть та, из которой состоит тело, а посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные собственной материей». Никакого абсолютно пустого пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи. Все изменения, происходящие в мире, связаны с процессами движения материи. Оно возможно потому, что тела обладают «порами», которые могут заполняться посторонней материей. Движение сводится к простому перемещению тел в пространстве; «...как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...». В целом материя вечна и неуничтожима; она всегда остается в пределах собственного наличного бытия. Для Ломоносова это означало, что мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешатель-

стве. Природа  изначально сотворена во всей своей  необходимой полноте и действует  на основании естественных законов.

       Разработанные Ломоносовым принципы естественно-научного материализма оказали глубокое влияние на философские изыскания А.Н.Радищева (1749-1802), жестоко пострадавшего за обличение крепостничества в своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

       В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в сибирской ссылке, он рассматривал «картину человека» под углом вписанности его в систему природных связей, подчеркивая способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, при этом воспроизводя доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия. Само по себе столь противоречивое утверждение говорит о двух подходах к его оценке. Во-первых, Радищев исходит из признания существования души, и это не подлежит спору. Во-вторых, его спор о смертности и бессмертии души являет собой мучительный поиск, который продолжает вековую традицию в подходе к этому сверхсложному метафизическому вопросу.  Необходимо подчеркнуть, что этот труд Радищева является первой в истории русской мысли систематической философской разработкой проблемы человека. Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Он указывал, что человек в процессе своего взаимодействия с природой познает ее: «...в бытии вещей иначе нельзя удостовериться, как чрез опыт». Мучительно размышляя над проблемами бытия Бога и бессмертия души, Радищев впадал в такие противоречия, что было бы явной натяжкой считать его материалистом или идеалистом. Основную мощь своего философского ума он направил на поиски путей решения социально-философских проблем.

         Ближайшим  воспреемником идей Радищева по праву  может быть назван  А.И.Галич (1783-1848).

       Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - «сборное место» мироздания, гармонизирующее «средоточие» мира. Он исследует человека «в разуме общей природы», возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов. «...В организме человеческом жизнь на земле, - писал он, - дает себе решительные порывы к свободе и тем достигает цели, к которой стремится через все степени исторического своего развития... Так-то человек является представителем всей планеты!»

       Первое, что характеризует человека, - это  деятельность. Побуждение к деятельности дает душа, которая не «предсуществует в умственном, неведомом мире», не творится Богом, а возникает через «рождение» и связана с природой, проникнутой «животворящими силами».

        Сущность души находит свое выражение  в познании. Основу познания образует чувствование, или ощущение. Вершиной познания Галич считал «свободное познание», позволяющее «сознать и обозначить отношение между содержанием идеальных созданий», т.е. понятий и категорий. Они либо выражают возможность быть чему-либо явлением, либо обозначают способ существования явлений. К первой группе относятся категории пространства, времени, движения, ко второй - количества, качества, отношения. Свободное познание позволяет постичь единство «основания и сущности», приблизиться «к последнему, безусловному началу всякого условного бытия и устройства», познать «гармонию между идеальным и естественным царством». Таким образом, познание объективного мира тесно смыкается с самопознанием человека. Познавая действительность, человек определяет свое место в природном бытии, а познавая самого себя, он овладевает «идеей доброго» - законами и принципами нравственности. Без знания природы не бывает истинной антропологии, без учения о человеке, «человекознания» - науки о мире, философии.

        С новой силой расцвет русского материализма обозначился в середине XIX в. Это вызвано быстрым развитием отечественного естествознания, опытных наук. Центральной фигурой этого времени был И.М.Сеченов (1829-1905). Его знаменитый трактат «Рефлексы головного мозга» составил целую эпоху в истории русского материализма.

       Сеченов исходил из положения, что жизнь  на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования и что «в длинной цепи эволюции организмов усложнение организации и усложнение действующей на нее среды являются факторами, обусловливающими друг друга». Признавая неразрывную связь организма с условиями его существования, ученый особенно подчеркивал определяющий характер влияния среды на содержание психической деятельности человека. Вместе с тем он констатировал, что поскольку психическая деятельность человека выражается внешними признаками, то можно исследовать законы ее проявлений. Последние он сводил к одному знаменателю - мышечному движению, посредством которого организм реагирует на возбуждение извне. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, - писал Сеченов, - улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». В противовес психологам-идеалистам, Сеченов выдвигал физио-лого-материалистическое положение о родстве психических и соматических процессов. Кроме того, психическая деятельность, возникающая лишь при условии анатомо-физиологической целостности головного мозга, развивается из чисто материальных субстратов - яйца и семени. Именно через их посредство передаются по наследству очень многие из индивидуальных психических особенностей, даже таланты. В то же время Сеченов отмечал, что содержание психической деятельности, вообще умственное развитие человека определяется прежде всего воспитанием, условиями его социального бытия. «Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно; что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца». Из этого принципиального положения Сеченова следовали два важных момента: во-первых, отнесение к природе человека собственно физиологических процессов, общих всем людям и генетически связывающих их со всем остальным животным миром, и, во-вторых, определение сущности человека на основе культурно-исторических критериев, признание ее социальной специфики. Оба эти момента необходимо дополняют друг друга, но первостепенное значение сохраняется за физиологической стороной, составляющей исходное начало всякой психической деятельности.

       2 Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

       Из  недр славянофильства вышло такое  идейное образование, как религиозное  реформаторство, отразившее глубокий кризис официальной церковности и развившееся в двух взаимосвязанных, но вполне самостоятельных формах – почвенничества и толстовства.

       Идея  «почвы», «родственного единения с  народом» нашла выражение в творчестве Ф.М.Достоевского (1821-1881). Сердцевину воззрений Достоевского составляла антропология, которая имела два измерения: этико-социальное и религиозно-нравственное. В первом случае его волновала «тайна человеческой природы», во втором - «вопрос о существовании Божием», проблема бессмертия души. Первая позиция ознаменовалась в личности Великого инквизитора, вторая - в личности старца Зосимы.

        В его представлении человек сам  по себе, в своем материальном естестве является сосудом всевозможных пороков и грехов. Человеческая природа, не обузданная верой, порождает безмерный эгоизм, ненасытную жажду к удовлетворению и приумножению чувственных потребностей. В самой свободе своей человек устремляется к собственной погибели - такова основная идея Легенды о Великом инквизиторе.

       Вера  старца Зосимы: истинная вера сопряжена с «переделкой» человека, которая достигается путем очистительного страдания и обрядовой дисциплины. Образец «подражания Христу» - старец Зосима, это безусловный литературный двойник Достоевского.

       Логика  Достоевского предельно обнажена: нельзя стать человеком без сознательного самосовершенствования, «выделки». Никто от природы не бывает способен к каждодневному подвигу «примирения». Для этого необходимо постепенное обновление, перерождение человека. Моральное обновление достигается лишь в вере. В религии человек обретает то, чего нет ни в каком человеческом знании, - надежду на бессмертие. Лишь сознание, что человека и после смерти ждет новое рождение, вселяет в него чувство вины и ответственности за всех и все в мире. А это и есть смысл жизни, без которого нет счастья.

       Достоевский считал, что русский человек более, чем кто либо другой, способен к нравственному совершенству, имея ввиду широту и многосторонность его таланта. Так проблема смысла жизни отдельного человека перерастала у Достоевского в проблему исторического призвания народа.

       Самобытным  русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления  злу  насилием,   с   проповедью  всеобщей любви. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной   жизни   он   отвергал   насильственные   методы   борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В

этом  проявилась противоречивость исходных принципе; и сделанных из них выводов  в утопической философии Толстого.

       Сущность  познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Согласно Толстому, Бог eсть любовь.

       Несмотря  на полнейший контраст в осмыслении сущности христианства, в особенности  в понимании самого Христа, и Достоевский, и Толстой исповедовали общие  принципы этического индивидуализма, который стал   знаменем   всего «русского духовного ренессанса» конца XIX  – нача-

ла  XX вв.

       3 Философия всеединства  В.С. Соловьева

         В.С.Соловьев (1853 —1900) — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни чело века. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Важной особенностью философии В.С.Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

        Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства — «Все едино в Боге». Всеединство - это, прежде всего, единство творца и творения. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире».

       Окружающий нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого». Поэтому Соловьев вводит в свою систему понятие «идеи» и «мировой души». «Божественный ум», «органическая сила», по мнению Соловьева, распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. И непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьева мировая душа. Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако, мировая душа, по учению Соловьева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Информация о работе Русская философия