Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат
Неподвижные автомобили — неизбежное следствие любого транспортного потока, а так называемый «неподвижный транспорт» можно рассматривать как одну из форм уличного движения. Проблема неподвижного транспорта возникла при значительном уровне автомобилизации, в результате чего обсуждение любых транспортных вопросов уже невозможно без рассмотрения основных принципов организации хранения автомобилей.
Для определения снеговых и ветровых нагрузок лучше всего обратиться к нормам DIN 1055.
4.2.10. Механизированные гаражи. Планировочное решение здания механизированного гаража непосредственно зависит от системы хранения и размеров, заданных заказчиком. В целом можно отметить, что механизированные гаражи с ритмичной системой эксплуатации, как правило, требуют больших накопительных площадок, чем аналогичные рамповые сооружения. Кроме того, необходимо следить, чтобы число мест хранения, обслуживаемых одним транспортирующим устройством, не было слишком велико.
На ярусы хранения в механизированных гаражах водители, как правило, не допускаются. Поэтому высота этажей в свету, расстояния между двумя соседними автомобилями и ширина проездов в большинстве случаев могут быть уменьшены по сравнению с рам-повыми сооружениями. В таких сооружениях не выделяется угарный газ СО, что позволяет отказаться от вентиляционного оборудования, за исключением зоны въездов и выезда.
Некоторые системы механизированных гаражей приведены в примерах главы 10.
4.3. Конструкции гаражей1
4.3.1. Общие сведения. Конструкцию несущей системы наземного гаража следует выбирать исходя из экономических, транспортных (разд. 4.2), эксплуатационных (гл. 8) и градостроительных (гл. 2) соображений с учетом требований строительного контроля
(гл. 5). Несмотря на приоритет' целевой задачи и стремления к экономичности, важное значение играет и архитектурный облик гаражей.
Конструктивное решение сооружений для хранения автомобилей, например гаража с рампами, функционально обусловленное многократным повторением мест стоянок, проездов, элементов рамп и т. д., включает большое число строительных деталей одинаковой формы и размеров и позволяет получить экономичную несущую систему при разработке типовых проектов с единым шагом основных конструкций.
В качестве статической системы применяются жесткие многоэтажные рамы, шарнирные рамные системы и дисковые несущие конструкции. Горизонтальные нагрузки, возникающие под действием ветра, а в механизированных гаражах — в результате боковых нагрузок лифтов и сил торможения, воспринимаются жесткими рамами или специальными связями и дисками и передаются на фундаменты. Вертикальные диски и связи в основном расположены в торцовых стенах или совпадают с поперечными перегородками и т. п. Их функции во многих гаражах выполняют такие узлы жесткости, как ветровые блоки, лестничные клетки или лифтовые-шахты. В рамповых гаражах эти узлы можно включать в статический расчет в качестве опорных точек (винтовые рампы) или диагоналей (прямые рампы) вертикального многоэтажного фахверка.. В качестве горизонтальных дисков в общем случае используются перекрытия, и только в особых случаях предусматривают специальные горизонтальные связи.
Колонны, ограждающие и несущие внутренние стены всегда должны быть огнестойкими. Если в одноэтажном гараже не нужен используемый чердак, а расстояние до существующих или будущих построек (возможных по строительным правилам) составляет не менее 5 м, то колонны и несущие стены могут быть лишь огнеза-держивающими или изготовленными из невозгораемых материалов.. Если между гаражами и прилегающими зданиями возводятся брандмауэры, то выдерживать указанное расстояние не обязательно.
Исходя из предпосылок, что недостатки ограждающих конструкций не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду,, расстояние от открытых элементов до существующих или будущих построек (допустимых по строительным правилам) составляет не менее 10 м, высота верхнего яруса стоянск над уровнем земли не превышает 22 м, расстояние между двумя противоположными ограждающими стенами с ведущими наружу проемами не превышает 50 м и на этажах гаража отсутствуют помещения иного назначения, допускается в открытых многоэтажных гаражах применять огнезадерживающие конструкции из негорючих материалов.
Колонны часто располагаются между рядами мест стоянок на разграничительных линиях и при этом не препятствуют эксплуатации гаража. Такое расположение также позволяет применять экономичные консольные перекрытия. Если необходимы малые проле-
ты, то колонны можно располагать в зоне мест хранения между отдельными автомобилями, по возможности вне зоны открывания дверей автомобилей. Такое размещение лишь незначительно ограничивает возможности движения автомобилей. На практике применяются пролеты от 4 до 18 м, причем меньшие размеры относятся к железобетонным конструкциям, а большие — к стальным. Использование наклонных стоек позволяет получить более короткий пролет (аналогично подкосам) и в то же время при правильном их размещении ограничивает въезд и выезд меньше, чем вертикальные колонны, установленные между автомобилями. К тому же такие стойки служат ограничителями отдельных мест стоянок (114).
Идеальным вариантом являются помещения, полностью свободные от опор (например павильон для городских автобусов в Зап. Берлине, в Париже и Лозанне), особенно, когда приходится осуществлять изменения размеров и числа мест стоянок в связи с установкой или переносом перегородок при переходе от обслуживания автомобилей (служба сервиса) на обслуживание клиентов (водителей) или при хранении автомобилей, сильно различающихся по габаритам.
Площадь гаражей должна разделяться на противопожарные участки с помощью огнестойких стен (см. гл. 5); площадь этих участков составляет: в наземных закрытых сооружениях — не более 5000 м2; в наземных открытых сооружениях — не более 7500 м2; в подземных гаражах — не более 2500 м2 полезной площади. При применении автоматических устройств для пожаротушения эти значения удваиваются (Гаражные правила, § 8).
Противопожарные участки могут быть распространены больше, чем на один этаж, если полезная площадь не превышает допускаемых максимальных пределов.
В многоэтажных средних и крупных гаражах боковые проемы между рампами и конструкциями перекрытий должны иметь ограждение, исключающее возможности распространения огня на зтажи (Гаражные правила, § 9).
Для облегченных ограждающих стен закрытых гаражей приме-ются различные материалы. Встречаются полностью стеклянные фасады (с глухими или открывающимися створками), остекление плоскости стен отдельными пластинами большего или меньшего размера, установленными вертикально или наклонно, ограждения из асбестоцемента, полиэфирных плит, тонкого стального и алюминиевого листа, стеклоблоков или легких материалов, например гипса, газобетона и др. Применение этих и изоляционных материалов в виде стеновых элементов способствует гибкости планировочных и архитектурно-композиционных решений и позволяет осуществить рациональный способ строительства (монтаж сборных элементов) зданий, имеющих современный облик. Массивная стена из: монолитного бетона или каменной кладки имеет преимущество, связанное с тем, что в качестве статического диска она может воспринимать горизонтальные нагрузки.
Закрытые ограждающие конструкции снижают затраты на отопление гаража, однако требуют устройства специальной вентиляции: для удаления отработанных газов, особенно в период регулярных, пиковых нагрузок, когда средний уровень содержания СО составляет около 100 см3/м3 (Гаражные правила, § 14). Эта проблема сохраняется для подвальных этажей и подземных сооружений. Мощная искусственная приточно-вытяжная вентиляция становится ненужной в тех случаях, когда автомобили транспортируются к местам стоянок и обратно с помощью механических устройств, так как при этом двигатели автомобилей выключены.
Обычно в наружных стенах закрытых гаражей предусматриваются отверстия для естественной вентиляции, осуществляемой с помощью неподвижных или подвижных оконных створок, вентиляторов с подвижными или неподвижными жалюзи, в том числе и установленными на окнах и т. д. Неподвижным стеклянным или другим аналогичным ограждениям целесообразно придать уклон, лучше всего внутрь, или оставить над полом или парапетом и под потолком достаточный зазор для циркуляции воздуха, если часть или все ограждающие элементы не имеют наклона в пределах высоты этажа. При выполнении всех проемов и вентиляционных устройств необходимо следить за тем, чтобы окружающая городская: среда не подвергалась вредным воздействиям.
Обычно в открытых гаражах обе несущие наружные стены (если они есть) выполняются в виде брандмауэров или описанных выше конструкций. Если высота верхней грани покрытия гаража над поверхностью земли не превышает 12 м, то на открытых сторонах здания для предотвращения падения автомобилей устанавливаются парапеты или ограждения из негорючих материалов высотой 90 см, а при высоте, превышающей 12 м, —не менее 1,1 м. В некоторых случаях предусматривается облицовка, которая, создавая оптический эффект «замкнутости», не снижает положительных свойств открытых фасадов.
Открытые или имеющие проемы парапеты и ограждения должны завершаться консольными огнезадерживающими пламеотража-телями длиной не менее 50 см. Пламеотражатели также следует устанавливать на расстоянии 1,0 м от поручней или парапетов при наклонной конструкции противопожарных переходов. В качестве пламеотражателя также может служить консольный выступ покрытия или парапет с обратным уклоном у наружной грани плиты.
Вместо поручней и ударных амортизаторов в некоторых открытых гаражах США между этажами натянуты коррозиестойкие стальные тросы с шагом 20 см; их преимущество состоит в способности упруго деформироваться при ударе, что предохраняет автомобиль от повреждений и снижает нагрузки на стену.
В остальных случаях даже перед закрытыми наружными стенами рекомендуется предусматривать амортизаторы, бортики или ограждающие бордюры.
Несущие внутренние стены обычно выполняются в виде массивных конструкций. Если они не несут статических функций и не служат брандмауэрами, то часто предназначены лишь для ограждения лестничной клетки и лифтовой шахты, а также вспомогательных помещений, таких, как туалеты и др.
Ненесущие внутренние стены во всех случаях выполняются из негорючих материалов. Они могут использоваться в качестве перегородок между отдельными местами хранения при сдаче этих мест внаем постоянным клиентам. Материалом таких стен, которые целесообразно монтировать из сборных элементов, может служить: гипс, газо- или поробетон, жесть, волнистая тонколистовая сталь, асбестоцемент и — самый простой вариант — сетка или проволока, натянутая на раму. Если установка перегородок между отдельными местами хранения необязательна, то лучше всего отказаться от них, чтобы не увеличивать размеры всех машино-мест и не ухудшать условий использования полезной площади гаража.
Для перекрытий и покрытий в соответствии с Гаражными правилами действительны следующие указания:
перекрытия гаражей, находящиеся под (над) ярусами хранения, должны быть огнестойкими, полы — водонепроницаемыми и негорючими, а крыша, стропила и обшивка — выполненными из негорючих материалов. Для крыши над верхним этажом гаража могут применяться сгораемые материалы в тех случаях, когда чердак отделен от гаража огнестойким перекрытием;
для перекрытий открытых гаражей, в которых может не выполняться требование о невозгораемости несущих конструкций, используются негорючие материалы;
перекрытия гаража должны иметь поперечный уклон 1,5—2 % и продольные лотки с уклоном не менее 0,5 % для отвода воды по направлению к въезду автомобилей. Перекрытые этажи гаража подключаются к канализационной линии, открытые — в водосточной сети (Гаражные правила, гл. 5, § 7).
В целях экономичности стремятся к уменьшению высоты этажа и толщины перекрытий. Если этот фактор не принимать во внимание, то, например, в рамповых сооружениях возрастает требуемая длина путей и связанные с ними затраты, а соотношение между площадью мест стоянок и площадью проездов становится менее благоприятным.
Высота этажа в свету для «проходных» зон должна составлять не менее 2 м — величина, обеспечивающая свободный проход человеку среднего роста. В зоне мест стоянок в сооружениях с механической транспортировкой автомобилей, куда имеет доступ лишь персонал гаража, возможно снижение высоты этажа до 1,85м (т. е. высота автомобиля плюс дополнительный зазор 20 см). Высота в свету первого этажа всегда должна быть большей, чем других эта-
жей, так как этот этаж часто используется не только для стоянки, но и для других целей. .
Во многих случаях для максимального использования всех резервов площади гаража осуществляют хранение автомобилей на покрытиях. Для таких покрытий действительны те же требования, что и для обычных перекрытий гаража, однако требуется устройство специального гидроизоляционного слоя, применение водонепроницаемого бетона или битумной прослойки. Такие покрытия обычно выполняются в виде легких стальных и железобетонных конструкций, сплошных или с воздушной прослойкой. В гаражах, предназначенных для длительной эксплуатации, необходимо учитывать следующие соображения:
наличие покрытия обеспечивает водителю беспрепятственное использование верхнего этажа даже при плохой погоде (дождь, мороз, снег — особенно важно для богатых снегом районов);
покрытие снижает дополнительные эксплуатационные затраты на снегоудаление, посыпание песком или размораживающими солями верхнего яруса рамп;
покрытие позволяет отказаться от специальных уплотнений, изоляции и прослоек на верхнем ярусе хранения, без которых не обойтись, когда открытая плита подвергается атмосферным воздействиям.
Стоимость пола в таком атмосфероустойчивом исполнении приближается к затратам на легкое покрытие без преимуществ, создаваемых последним. К тому же на верхнем этаже гаража надо предусмотреть надежный отвод поверхностных вод, которые в противном случае могут по рампе попасть в нижележащие этажи. Необходимо иметь в виду, что с позиций Гаражных правил перекрытые места паркования приравниваются к полноценному этажу и поэтому должны отвечать соответствующим требованиям, например иметь водонепроницаемые полы.
Исходя из градостроительных соображений обычно не перекрывают одноэтажные гаражи с двумя ярусами хранения, которые по своей природе схожи с удвоенной открытой автостоянкой, особенно с учетом ограничения возможностей хранения на верхнем ярусе при плохой погоде. Такие сооружения нельзя считать полноценными гаражами, в которых обеспечивается надежная защита от атмосферных воздействий всех хранящихся автомобилей.
В соответствии с требованиями Гаражных правил для устройства покрытий, предназначенных для стоянки автомобилей, могут применяться негорючие и горючие строительные материалы.