Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат
Неподвижные автомобили — неизбежное следствие любого транспортного потока, а так называемый «неподвижный транспорт» можно рассматривать как одну из форм уличного движения. Проблема неподвижного транспорта возникла при значительном уровне автомобилизации, в результате чего обсуждение любых транспортных вопросов уже невозможно без рассмотрения основных принципов организации хранения автомобилей.
В целях улучшения контроля зоны въезда и выезда обслуживающим персоналом рекомендуется устраивать въезд рядом с выездом. Однако при невыполнимости такой планировочной задачи въезд и выезд могут располагаться и с разных сторон гаража, это в свою очередь значительно влияет на расположение рамп и внутреннюю организацию движения. В гаражах большой вместимости и соответственно с интенсивным движением автомобилей могут потребоваться несколько въездов и выездов. При многополосных въездах между зоной обслуживания и рампой, которая редко имеет несколько полос движения, приходится предусматривать участок достаточной длины для маневрирования. Необходимость маневрирования снижает общую производительность обслуживающих устройств по сравнению с суммой производительностей отдельных полос обслуживания. Степень этого снижения зависит от числа въездных и рамповых полос, а также от длины участка маневрирования и оценивается для каждого объекта отдельно. Однако достоверных научных данных по этому вопросу пока еще нет.
В соответствии с Гаражными правилами въездная и выездная полоса должна иметь ширину не менее 3 м; на кривых ширина полосы увеличивается. В зоне обслуживания автомобилей целесообразно ограничить ширину полос до 2,5 м, чтобы водители осторожно подъезжали к точно указанному месту.
С помощью официальных дорожных знаков, установленных Правилами уличного движения, на въездах в гаражи должна быть указана предельная высота проездов (при необходимости для дополнительного контроля по высоте применяются фотоэлементы или ограничительные балки), полная масса автомобиля, а в некоторых случаях и предельная скорость въезда.
На въезде и выезде — особенно в яркие солнечные дни — возникают сильные перепады освещенности и возрастают трудности в адаптации зрения водителей. При соответствующей системе освещения этих зон адаптация может проходить значительно быстрее.
Для защиты соседних жилых домов и предприятий от шума в гаражах предусматриваются звукоизолирующие мероприятия, например полностью закрытые фасады (при этом, однако, возникает проблема вентиляции), звукопоглощающая облицовка в зоне въезда и выезда (учитывается при расчете толщины стен и высоты проездов) .
4.2.5. Рампы. Рампы являются существенной составной частью внутренней транспортной системы гаражей — от их формы и размеров зависит пропускная способность и функциональная пригодность всего сооружения (данные по производительности различных типов рамп приведены в разд. 8.4).
Тип рамп выбирается в зависимости от числа мест стоянок и этажей, ожидаемого потока автомобилей, назначения проектируемого гаража (длительное или кратковременное хранение), рельефа местности, условий соединения с дорожной сетью и высоты подъемов и спусков, а также от условий видимости и системы организации движения внутри гаража. В ообых случаях может оказаться целесообразной комбинация нескольких типов рамп (см. 109, справа).
В многоэтажных гаражах малой и средней вместимости рекомендуется располагать въездные рампы так, чтобы две рампы, следующие одна за другой, соединялись горизонтальными проездами (на всю или половину длины этажа), при движении по которым водители могут сами отыскать свободную ячейку и въехать в нее без использования сигналов, указывающих направление к зонам стоянок со свободными местами (гараж на ул. Виндмюленштрассе в Ганновере, гл. 10).
В крупных гаражах, особенно при ярусах хранения большой протяженности, такое размещение рамп, как правило, невозможно, поскольку сквозное движение и связанное с ним ограничение эксплуатационных возможностей гаража на отдельных этажах становятся слишком сильными и, кроме того, возникает чрезмерный шум и загазованность. В таких проектах следует предусматривать стандартную рампу, например одно- или двухполосную винтовую, с помощью которой въезжающие автомобили быстро распределяются по отдельным этажам (см. гл. 10, примеры городских гаражей
в Вольфсбурге, гараж на ул. Гамбургерштрассе в Гамбурге и подземный гараж Леденхоф в Оснабрюкке).
Для выезжающего транспорта всегда стремятся сократить дли-ну проездов по этажам, т. е. выездные рампы располагают вплотную одну к другой, чтобы не мешать процессу эксплуатации на этажах и движению пешеходов; при необходимости для выезда из: гаража рекомендуется использовать винтовые рампы.
Наиболее удачное проектное решение может быть найдено лишь-при разработке нескольких сравнительных вариантов, которые оцениваются, а затем постепенно оптимизируются по функциональной пригодности, вместимости и стоимости.
В соответствии с действующим гаражным законодательством: ширина проездов на прямых рампах должна быть не меньше 3 м. Если непосредственно перед рампой или после нее приходится проезжать по кривым, рекомендуется расширить края рампы в виде раструба. Если такие рампы (например, в случае полурамп) очень коротки, ширина их проезжей части должна быть 3,5 м.
Радиус внутренней грани проезжей части криволинейных рамп должен составлять не менее 5—6 м (в зависимости от действующих правил в различных землях ФРГ) при ширине проезжей части не меньше 4 м. При больших радиусах, например, по внутреннему краю проезжей части наружной полосы двухполосной винтовой рампы, этот размер может быть снижен. При радиусе внутренней грани проезда, превышающем 10 м, достаточна полоса шириной 3 м. Промежуточные значения можно получить по интерполяции.
В указаниях [4.1] приведены меньшие значения для ширины рамп и радиусов закруглений. Более высокие значения в Гаражных правилах способствуют удобному проезду по рампам. Если технически целесообразно отступить от заданных размеров, то при разработке проекта необходимо согласовать со строительным надзором возможность нарушения действующих Гаражных правил.
Радиусы криволинейных рамп оцениваются с учетом их уклона. Для подъема транспорта на высоту нескольких этажей (например, при производственном использовании первого этажа наземного гаража или толстом слое земляной засыпки для посадки зеленых насаждений и деревьев над первым заглубленным этажом подземного гаража) может возникнуть необходимость в увеличении радиуса по сравнению с нормами, чтобы сохранить уклон рампы в допустимых пределах.
С двух сторон проезжей части рампы следует предусматривать боковые предохранительные упоры (ограждающие бордюры) шириной 50 см и высотой максимум 12 см. Если рампа используется пешеходами, необходимо рядом с проезжей ее частью уложить приподнятый тротуар шириной 80 см.
В соответствии с Гаражными правилами максимально допустимый уклон рамп составляет 15 %, а в небольших гаражах — 20 %. Однако в целях повышения скорости движения транспорта по рампам, а также из психологических соображений уклон в 15 % должен применяться лишь в коротких рампах, например полурампах.
Поскольку рампы — прямые или винтовые — поднимают автомобили на высоту одного или нескольких этажей, рекомендуется ограничить уклон 10—12 %. Винтовые рампы должны иметь поперечный уклон не менее 3 %. В зоне изменения уклона очень крутых рамп следует предусматривать закругления во избежание перегрузок двигателя. Необходимый результат может быть достигнут при устройстве закругления радиусом 20 м или вставке прямолинейного-участка длиной 3,6—4,0 м с половинным уклоном (111).
Если рампы с уклоном более 15% предназначены и для автомобилей, и для пешеходов, то на приподнятых тротуарах шириной не менее 80 см должны быть предусмотрены устройства, препятствующие скольжению (поперечные борозды, ступени, поручни на стене).
Поверхность покрытия проезжей части рамп (цементный или асфальтовый слой) делают рифленой путем нанесения слоя износостойких зернистых материалов. Для свободно стоящих наружных рамп рекомендуется применять автоматически управляемое отопление, обеспечивающее надежную эксплуатацию рамп в зимнее время. Для предотвращения падения автомобилей с рамп необходимо установить предохраняющие устройства (ограждения,, поручни, решетки) высотой не менее 90 см, способные выдержать удары автомобилей.
Чтобы предотвратить возможность стока топлива по рампе с вышележащего на. нижележащий этаж, устраивают пороги высотой не менее 3 см на высоком краю рампы или, что лучше, закладывают в тело рампы, поперечные лотки. Тот же результат может быть получен, если рампа и этаж, к которому она ведет, имеют противоположные уклоны.
Соединение подземных этажей гаража между собой только с помощью рамп возможно, если рампы имеют собственные клетки с огнестойкими стенами. Проемы в огнестойких стенах должны быть оборудованы самозапирающимися и, по меньшей мере, огнезадер-живающими ограждениями, снабженными стопорными устройствами, которые при появлении дыма обеспечивают автоматическое запирание проемов; следует обеспечить возможность запирания соответствующих проемов и вручную.
4.2.6. Ярусы хранения. Организация движения. Организация движения на одном из этажей наземного или подземного гаража зависит от формы и положения рамп, а также от планировки мест стоянок и ширины проездов. Для успешной организации движения с хорошим обзором важны следующие критерии, которые рекомендуется учитывать при разработке проекта:
обеспечение одностороннего движения на всех проездах;
предотвращение встречного движения и транспортных «мешков»;
организация движения с левыми кривыми для стандартных автомобилей, с рулем, расположенным слева. Такая система более благоприятна, чем при правых кривых из-за лучшего обзора проезда. Это относится прежде всего к въездам на рампы;
максимально возможное исключение пересечений отдельных направлений движения, так как на этажах может быть ограничен обзор из-за опор, лестничных клеток, лифтовых шахт, перегородок жесткости, технических помещений, брандмауэров и других устройств;
наличие на каждом ярусе минимум одного объезда такой длины, чтобы при необходимости он охватывал все прилегающие зоны и позволял в любой момент скорректировать направление движения при поиске мест стоянки без необходимости выезда с этажа или вообще из гаража;
обеспечение выезжающим автомобилям — особенно на этажах большой протяженности — кратчайших путей к выездным рампам путем устройства между рядами поперечных проездов, соединяющих один продольный проезд с другим. Такое «поперечное» движение на этаже должно по возможности в минимальной степени нарушать технологический процесс и не мешать движению пешеходов, для чего следует предусматривать установку соответствующих указателей движения.
На этажах с большим числом мест хранения, где имеется несколько проездов или система движения не охватывается водителем из-за рельефа земельного участка или других условий, всегда целесообразно установить устройство, управляющее указателями путей движения к зонам стоянок со свободными местами. Места установки таких устройств (счетчиков) тщательно выбираются уже при разработке проекта (не должно быть счетчиков в зоне маневрирования).
Места стоянок и проезды. Разделение этажа на места стоянок и проезды, а в крупных сооружениях — и на распределительные и сборные проезды в первую очередь зависит от поперечного сечения этажа.
Во встроенных гаражах, например с ярусами хранения, расположенными над или под универмагами или конторскими зданиями, появляются и другие граничные условия — в виде заданного шага колонн и их размеров, лифтовых шахт и лестничных клеток, а также вентиляционных и трубопроводных шахт, от которых зависят размеры мест зоны стоянок и проездов (см. гл. 10 — примеры установки автомобилей в гаражах фирм «Карштадт», «Брауншвейг» или в подземном гараже Гамбургско-Маннгеймского страхового общества, Гамбург).
В таких проектах ярусы хранения являются дополнением к основному производственному назначению здания, которое и предопределяет выбор планировочного решения. Поэтому на ярусах хранения не всегда удается оптимально использовать имеющуюся площадь, обеспечить целесообразную организацию движения, технологического процесса и размещения колонн. Опыт эксплуатации существующих смешанных сооружений и практика их проектирования вместе с тем показали, что цели основного технологического процесса и процесса хранения автомобилей на соответствующих ярусах можно привести в соответствие друг с другом, если при проектировании правильно учтены интересы всех потребителей.
С учетом имеющейся зависимости между шириной проездов, углом установки автомобилей и шириной мест хранения в Гаражных правилах приводятся минимальные размеры мест стоянок и проездов (112):
длина места стоянки — 5,0 м;
ширина — » » —2,3 м (для инвалидов 3,5 м);
ширина проездов при перпендикулярном расположении мест хранения шириной 2,3 м — 6,5 м;
то же, при перпендикулярном расположении мест хранения шириной 2,5 м — 5,5 м;
то же, при установке автомобилей под углом 60° — 4,5 м;
то же, при установке автомобилей под углом 45 ° — 3,5 м;
ширина полос без боковых мест хранения—3,0 м.
Промежуточные значения между установкой под углом 45° (ширина проездов 3,5 м) и под углом 90° (ширина проездов 6,5 и 5,5 м) могут быть получены по линейной интерполяции. Приведенные размеры мест хранения и проездов действительны как значения в свету, обеспечивающие свободную установку автомобилей. Место для строительных конструкций — колонн, стен и т. п. — должно предусматриваться дополнительно. Если места стоянок ограничены с одной стороны стеной или парапетом, то с учетом необходимости открывания дверцы автомобиля для входа и выхода следует увеличить ширину места паркования на 0,2—0,3 м, а при двухстороннем ограничении (например, в боксах) — на 0,5 м.
Продольная установка автомобилей в гаражах применяется лишь для использования остатков места.
В Указаниях [4.1] на базе работ Хеймана [4.2] и Дункера [4.3] рекомендуются размеры мест стоянок и проездов, частично превышающие минимальные размеры, предусмотренные Гаражными правилами. На 113 приводится диаграмма из этих Указаний, с помощью которой можно определить рекомендуемую ширину проездов в зависимости от угла установки автомобиля и ширины мест стоянок.
Если в основу проектных решений кладутся рекомендации, не учитывающие требований действующего законодательства, необходимо прежде всего проверить, имеют ли такие отклонения какой-либо смысл с технологической точки зрения. Такие рекомендации вполне подходят к гаражам, предназначенным в основном для постоянных съемщиков, т.е. для узкого круга лиц. То же относится к общедоступным гаражам с этажами небольшой протяженности и системой рамп, расположенных снаружи (например, винтовых), т. е. для этажей с ограниченным сквозным движением. Однако во псех случаях отступления от жестких предписаний Гаражных пра-пил рекомендуется согласовать с органами строительного контроля.