Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат
Неподвижные автомобили — неизбежное следствие любого транспортного потока, а так называемый «неподвижный транспорт» можно рассматривать как одну из форм уличного движения. Проблема неподвижного транспорта возникла при значительном уровне автомобилизации, в результате чего обсуждение любых транспортных вопросов уже невозможно без рассмотрения основных принципов организации хранения автомобилей.
На этажах очень крупных гаражей или в гаражах с рамповой системой, требующей проезда вдоль всего этажа, в результате чего возникает интенсивное сквозное движение, рекомендуется назначать размеры мест хранения и проездов не меньше установленных Гаражными правилами, а при необходимости и повышенные, что обеспечивает беспрепятственную эксплуатацию и исключает излишние помехи для движения автомобилей, въезжающих и выезжающих с других этажей.
Применение приведенных выше проектных рекомендаций по планировке мест стоянок и проездов, а также соответствующее размещение распределительных и сборных проездов позволяет расчленить площадь этажа на участки. Перпендикулярная установка автомобилей, как правило, приводит к наилучшему использованию площади по сравнению с другими способами хранения, причем по этому показателю чаще всего предпочтение отдается проездам шириной 6,5 м с местами стоянок шириной 2,3 м по сравнению с проездами шириной 5,5 м с местами стоянок шириной 2,5 м. Установка автомобилей под углом требует больше площади, однако имеет преимущество, связанное с простотой въезда и выезда с мест стоянок на более высокой скорости; такая планировка стимулирует требуемый режим движения.
На этажах с несколькими проездами углы установки автомобилей и ширина проездов могут быть различны; путем комбинирования этих элементов достигается оптимальное использование площади этажа.
Архитектор в каждом конкретном случае с помощью расчетов должен убедиться в целесообразности принятого варианта. При рассмотрении этого вопроса решающую роль играет режим эксплуатации. В гаражах, предназначенных для постоянных клиентов, пользующихся одними и теми же местами, обычно не возникает проблем с комбинированием расположения мест стоянок и проездов. Постоянный клиент А может занимать место в перпендикулярном ряду, а постоянный клиент Б — в диагональном. При этом оба клиента привыкают к соответствующему режиму движения при въезде и выезде с этих мест. В общественном гараже с большим числом мест для кратковременного хранения эффект привыкания отсутствует. Независимо от степени заполнения гаража въезжающий водитель для кратковременной стоянки всегда стремится отыскать ближайшее свободное место. Для этого следует предусматривать возможность объездов по нескольким соседним проездам. Водителей часто смущает различная ширина проездов и углы, установки автомобилей. Поэтому в таких сооружениях рекомендуется одинаковая планировка мест хранения для всех зон. Только на отдельных участках, чаще всего остающихся свободными, могут применяться особые решения.
Колонны и другие строительные конструкции. Наиболее важным планировочно-конструктивным элементом гаражей является шаг колонн. Для такого транспортного сооружения, как гараж, в целях обеспечения достаточной свободы движения и лучшего использования площади хранения желателен возможно больший шаг-колонн, превышающий по размеру ширину проезда и длину мест-стоянок с двух сторон от него (см. гл. 10 — гараж на ул. Гамбург-штрассе в Гамбурге и гараж у главного вокзала в Ганновере). Решение об увеличении шага колонн должно приниматься только после предварительного анализа стоимости конструкций и эксплуатационного эффекта.
В многоэтажных подземных гаражах большой глубины, расположенных на участке с высоким уровнем грунтовых вод и подвергающихся действию значительной подъемной силы, во многих случаях нельзя избежать частого расположения колонн по конструктивным соображениям (повышение жесткости подошвы для: восприятия выталкивающих сил);более благоприятная передача усилий имеет место при засыпке подземного гаража слоем грунта,, на котором предусмотрены зеленые насаждения, в том числе деревья (см. гл. 10 — подземный гараж «Леденхоф» в Оснабрюкке)..
Такие конструктивные требования должны своевременно учитываться в проекте. При малых пролетах следует размещать колонны с отступом от границы проезда и мест стоянок на 0,5— 0,7 м, чтобы облегчить въезд и выезд с мест стоянок. Размещать колонны на половине длины мест паркования также нецелесообразно, так как при этом невозможно или затруднительно открывать дверцы автомобиля.
Закрытые наземные и подземные гаражи должны быть оборудованы механической вытяжкой, а при необходимости и приточной вентиляционной установкой производительностью 12,0 м3 воздуха в час на 1 м2 полезной площади гаража. Поскольку сборные вентиляционные каналы в гаражах большой площади должны иметь весьма значительное поперечное сечение, то они не помещаются в зоне мест хранения, например между балками перекрытия: и капотом двигателя автомобиля, а следовательно мешают нормальной эксплуатации гаража. Поэтому при проектировании кроме площади мест стоянок и проездов приходится предусматривать, дополнительную площадь для размещения каналов, что сказывается на размерах здания и шаге колонн (см. гл. 10 — подземный гараж «Леденхоф» в Оснабрюкке).
Высота проездов в свету. В соответствии с Гаражными правилами, «Средние и крупные гаражи для прохода в установленных зонах, а также под балками, воздуховодами и прочими строительными конструкциями должны иметь высоту в свету не менее 2 м». Конечно, этот же габарит должен выдерживаться и в зоне рамп.
На этажах гаража, которые совмещены с универмагами, магазинами хозяйственных товаров или магазинами по продаже стройматериалов, в которых клиенты сами транспортируют мебель,, строительные материалы и другие товары на крыше автомобиля
багажной сетке, в отдельных случаях для обеспечения проезда требуется большая высота в свету. То же относится и к первому наземному или подземному этажу гаража, когда они предназначены для снабжения находящихся над или под ними конторских зданий.
Разметка. Для указания требуемых направлений движения целесообразно нанести на проездах маркировочные стрелки в более частой последовательности, чем на городских дорогах. Направляющие и разделительные линии, особенно на криволинейных участках, также являются весьма полезным вспомогательным средством для организации и управления движением.
Места хранения должны отделяться друг от друга и от проездов цветной полосой шириной 12—15 см, а при необходимости— с помощью маркировочных гвоздей. При размещении мест хранения у стен целесообразно разметку этих мест продлить вверх по стене на высоту около 1 м. Боковые ограничители рядов мест хранения друг от друга в виде направляющих балок и бортов оказались неудобными, поскольку они мешают пешеходам и затрудняют очистку этажа уборочными машинами.
4.2.7. Движение пешеходов. Для вертикального перемещения
пешеходов в гараже необходимы лестницы и лифты. Лестницы в
качестве путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м. В
одной или нескольких главных лестничных клетках рекомендуется
полезная ширина марша около 1,5 м. В зависимости от числа эта
жей и мест хранения требуется один или несколько лифтов. С уче
том инвалидов предусматривается установка минимум 1 лифта.
В кабине лифта должны помещаться носилки длиной 2,1 м для
транспортировки больного. Сборная площадка перед лифтами дол
жна иметь достаточный размер. Лифты и лестницы следует распо
лагать по отношению к входам и выходам так, чтобы не пересека
лись потоки пешеходов, покидающих и возвращающихся в гараж.
Это требование особенно важно выполнить для главных входов на
первый этаж и в зоне касс.
Предусматривать тротуары для пешеходов внутри этажа в качестве сборных и распределительных путей в зоне главных лестничных клеток целесообразно только при большом числе мест хранения. В этих случаях тротуар следует располагать параллельно главным распределительным и сборным проездам и отделять от них решеткой с проходами; при этом тротуар и главная распределительная полоса движения перпендикулярны отдельным проездам.
Выходы на каждом этаже гаража должны быть обозначены с помощью ясных и хорошо видимых указателей. Верхний край бордюра перед выходом необходимо соединить с уровнем пола небольшим скосом, чтобы обеспечить проезд инвалидов в колясках, движение детских колясок и продуктовых и небольших грузовых тележек.
4.2.8. Вспомогательные сооружения. К вспомогательным соору
жениям гаража относятся контрольные и кассовые кабины, поме
щения для пребывания людей, кладовые для багажа, общественные
телефоны, туалеты для клиентов и, кроме того, помещения для инвалидов и персонала. Санитарное оборудование для клиентов гаража должно быть расположено в зоне наблюдения контрольного и кассового помещений. В тесной связи с гаражом находятся такие вспомогательные сооружения, как заправочные устройства и. резервуары, мойка, техническое обслуживание, ремонтные службы, а также магазины по продаже запасных деталей и материалов по уходу за автомобилем.
Заправочные колонки и резервуары, связанные с гаражом, следует располагать так, чтобы они оставались доступны для городского транспорта независимо от работы гаража. Потребители наземного и подземного гаража после окончания стоянки должны иметь возможность въехать на площадку у заправочных колонок. При этом следует избегать пересечений потоков транспорта, выезжающего из гаража и от заправочных устройств.
В гаражный комплекс могут входить даже такие дополняющие их помещения и сооружения, как торговые и выставочные залы, кафе, рестораны, гостиницы, конторы, жилые комнаты, кинотеатры, боулинги и др. (см. гл. 10 — гараж «Штадтхалле» в Вольф-сбурге). Гаражи и приведенные выше помещения и сооружения должны иметь возможность независимой эксплуатации. По Гаражным правилам соединение гаражей с дополняющими помещениями должно осуществляться только через предохранительные шлюзы. Вестибюли, лестничные клетки и площадки перед лифтами, которые используются потребителями вспомогательных помещений,, считаются помещениями, не относящимися к гаражу. В средних ,и крупных гаражах связь надземных этажей со вспомогательными помещениями должна осуществляться непосредственно через проемы, оборудованные автоматически запирающимися и, по меньшей мере, огнезадерживающими дверями, в следующих случаях:
через вспомогательные помещения не проходит единственный: путь эвакуации людей из гаража;
нет источников возгорания или легко воспламеняющихся веществ;
вспомогательные помещения не заглублены ниже прилегающих этажей и не возникает сомнений в их противопожарной безопасности.
В остальном при проектировании гаражей с названными вспомогательными сооружениями учитывается ряд ограничительных условий, таких, как высота этажа, единый шаг колонн в гараже и вспомогательных сооружениях, общие сети коммуникаций. Все эти ограничительные условия в каждом случае устанавливаются отдельно.
4.2.9. Стандартные нагрузки. Регламентирующим документом по определению нагрузок являются нормы DIN 1055, лист 3 «Транспортные нагрузки», лист 4 «Ветровые нагрузки» и лист 5 «Снеговые нагрузки».
В качестве вертикальной транспортной нагрузки для этажей, гаража принимается равномерно распределенная нагрузка величи-
ной 3,5 кН/м2, если на этаже размещаются легковые или подобные им автомобили с допускаемой полной массой до 2,5 т.
Примечание: поскольку легковой автомобиль обычно весит максимум 2 т и имеет площадь около 10 м2, в зоне хранения и стоянки возможно давление 2—2,5 кН/м2, что отражено, например, в американских рекомендациях для многоэтажных гаражей. Право включения в расчет такой более низкой нагрузки в каждом случае предоставляется местным органом строительных инспекций.
Для перекрытий и покрытий с проездом транспорта, т. е. для ярусов гаражей, приведенные транспортные нагрузки действительны только для пролетов ~^h причем /о=3 при плитах и 5 м при балках. Если пролет </о, то транспортная нагрузка умножается на повышающий коэффициент lo/l, который не должен превышать. 1,43. При передаче транспортной нагрузки на колонны и стены: можно отказаться от учета повышающего коэффициента.
Для расчета плит перекрытий и балок подъездных путей иг рамп принимается равномерно распределенная транспортная нагрузка величиной 5 кН/м2. Нагрузка, передающаяся на колонны и стены, принимается равной 3,5 кН/м2.
В нормах DIN 1055, лист 3, разд. 9 для небольших промышленных предприятий, а также магазинов установлено, что при расчете строительных элементов, воспринимающих нагрузку более чем от трех этажей, в полную транспортную нагрузку включаются три максимально загруженных этажа с полной транспортной нагрузкой. Нагрузки остальных этажей должны учитываться с последовательным уменьшением на 10 % —но не более, чем на 40 %.. При этом общее снижение не должно превышать 20 % суммарной: транспортной нагрузки. По распределению нагрузок гаражи соответствуют названному типу зданий и поэтому проектируются наравне с ними. В отдельных случаях перед проведением расчетов рекомендуется провести согласование нагрузок с местными органами строительного контроля.
В нормах DIN 1055, лист 3, разд. 7.1.2 четко указывается, что в каждом случае величина боковых нагрузок на парапеты и перила в уровне поручней лестниц и тротуаров, недоступных для автотранспорта, принимается равной 1 кН/м.
Для решения вопроса о величине горизонтальных ударных нагрузок на колонны и стены и выборе для их восприятия несущих или ненесущих конструкций, если они находятся в зоне движения автомобилей, при расчете несущих строительных конструкций прикладывается нагрузка величиной 100 кН на высоте 1,2 м при движении грузовых автомобилей и на высоте 0,5 м при движении легковых автомобилей. Если строительные конструкции не могут воспринять эти нагрузки или способны воспринять их лишь частично, устанавливаются деформирующиеся стальные защитные устройства, которые полностью или частично принимают горизонтальные нагрузки на себя. В последнем случае на несущие конструкции, защищенные указанным способом, приходится лишь оставшаяся часть нагрузки.
Ненесущие, т. е. ограждающие строительные элементы, такие, как стены, парапеты на покрытиях или рампах и т. п., рассчитывают на горизонтальную нагрузку величиной 2 кН/м, приложенную на высоте 0,5 м и направленную наружу. При движении грузовых автомобилей нагрузка повышается до 5 кН/м и прикладывается на высоте 1,2 м.
В дополнение к изложенному нормы DIN 1055 предлагают во всех случаях устанавливать балки, ограждающие бордюры и т. п. высотой не менее 0,2 м. Такие бордюры даже с учетом низкой посадки автомобилей не должны использоваться в качестве противоударных устройств, так как автомобили нависают над ними (максимальная высота бордюрного порога 10—12 см).
При расчетах, бетонных и железобетонных конструкций на горизонтальные ударные нагрузки коэффициент запаса принимается равным 1, при расчете стальных конструкций вместе с соединительными элементами допускаемые напряжения1 для главных нагрузок повышаются в 1,7 раза, а при расчете кирпичной кладки — вдвое.
Если несущие конструкции одновременно не служат ограждающими элементами, в отличие от наружных стен, стен перед световыми колодцами и др., то их расчет на горизонтальные нагрузки не требуется.