Лекции по "Архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:43, курс лекций

Описание работы

Именно этот «высший предел» развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии).

Работа содержит 1 файл

1_MIKEN_-TIRINF-KIKLAD.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Содержание  табличек кратко, многие из них фрагментированы, однако, тексты позволили получить сведения о распределении сырья среди ремесленников, о земельных участках. Встречаются и учетные документы продуктов, находившихся в дворцовых кладовых. Надписи являются одним из важнейших источников для реконструкции социальной картины ахейского общества. Безусловно, система письма не имела широкого распространения – это «письменность дворцов». Следующая стадия развития письменности на землях Эллады связана с возникновением алфавита, ставшего достоянием широкого круга.

 

Алфавитное  письмо возникло в Финикии, оно состояло из 22 букв, обозначающих не слова и  слоги, а согласные звуки. О заимствовании алфавита у финикийцев свидетельствуют названия греческих букв («бета», «гамма», «дельта»), соотносимые формой, названиями и порядком расположения с финикийскими знаками. Эллины усовершенствовали финикийский алфавит: каждому из 24 знаков соответствует согласный или гласный звук. Алфавитная письменность стала одним из важнейших средств сближения греческих племен. Благодаря использованию общих письменных текстов из диалектов сформировался единый язык. Алфавит стимулировал появление неведомого Востоку человека читающего, возникновению в широких слоях общества потребности в «книге». От VIII в. до н. э. дошли граффити на фрагментах сосудов. Различия в написании литер ранних надписей из различных регионов свидетельствует о постепенном и долговременном процессе формирования алфавитной системы [3]. Заимствование и приспособление финикийской письменности происходило в разных местах обитания эллинов, независимо друг от друга. Первоначально они, как и финикийцы, писали справа налево. В качестве основы для текстов из-за редкости и дороговизны папируса у эллинов-ионийцев служили козьи и овечьи шкуры, очищенные от жира и шерсти. Писали также на дереве, камне, металле, кости, керамике, полотне. Для обучения и при переписке использовались деревянные или костяные таблички с углублением, заполненным воском. Буквы на воске процарапывались деревянными, костяными или металлическими стержнями – стило. (От орудия для письма произошло слово, обозначающее стиль – совокупность приемов и признаков, свойственных писателю, литературному произведению, жанру.) Несколько прикладываемых друг к другу табличек образовывали – складень. На бортиках некоторых найденных в Этрурии складней содержатся образцы написания букв. Этруски заимствовали алфавит у греческих колонистов и приспособили его к своему языку. Этрусский алфавит, в свою очередь, заимствовали латиняне, венеты, умбры, мессалы и другие народы Апеннинского полуострова.

 

Археологические раскопки, содержание табличек – основа для изучения Элладской и Минойской культур, о некоторых событиях, происходивших в то время, говорится в мифах; представление об эпохе позволяют получить фрески дворцов, ранняя скульптура и керамические изделия. Однако среди постоянно пополняемых многочисленных находок – немых свидетелей прошлого по-прежнему существует артефакт, который, подобно мифической Атлантиде, привлекает постоянное внимание исследователей, пытающихся расшифровать или объяснить содержание оставленных на его поверхности «изображений». В 2008 г. журнал «Minerva» отметил юбилей находки – Фестскеого диска [4]. Автор помещенной на его страницах статьи привел имена 140 историков, высказавших гипотезы о содержании уникального памятника Эгейской культуры. Разрешить загадку Фестского диска пока не удалось.

_________________________________

¹ Немировский А. И. Древнее Гомера (вместо послесловия) // Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. С. 298.

² Знания о различиях «знаков письменности» существовали уже в Античности; грамматики Александрийского Мусейона выделяли «рисунчатые» и фонетические надписи. Об этом упоминал Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 440 гг.). Геродот полагал, что египетские иероглифы – это тайные, священные символы (II, 36).

3 История развития шрифтов, краткая справка по истории развития письменности приведена: Jensen H. Die Schrift in vergangenheit und Gegenwart. Berlin, 1969 (о ранней письменность Крита – S. 115–129, Кипра – S. 130–138, греческих центрова классического периода – S. 440–473). О древней письменности также см.: Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. М., 1980.

4 Eisenberg J. M. The Phaistos Disk: A one Hundred-Year-Old Hoax? // Minerva. 2008. Vol. 19. 4. P. 9–24.

 

 

 

6. Материальный мир древнейшего периода Эгеиды

 

6. 1. Дворцы и периферийные поселения

(образы 1–6)

 

Из  Мофоны, приблизительно на расстоянии ста стадий, идет дорога до вершины Корифасия; на ней находится Пилос. Построил его Пилос, сын Клесона, приведя из Мегариды занимавших ее тогда лелегов. Но он не воспользовался тем городом, который он выстроил, будучи изгнан Нелеем и пеласгами, пришедшими из Иолка. Уйдя отсюда в соседнюю область, он занял там Пилос в Элиде. Воцарившись в Пилосе, Нелей настолько высоко поднял славу Пилоса, что и Гомер в своих песнях называет этот город городом Нелея (Павсаний. Описание Эллады, XXXVI, 1).

 

Один  из крупнейших специалистов по греческой истории и культуры писал, что «анализ искусства той или эпохи лучше всего начинать с архитектуры. Во-первых, потому, что знакомство с архитектурой вводит нас в бытовую обстановку строителей, сближает с их привычками, интересами, темпом их жизни. А во-вторых, потому, что принципиальные основы художественного стиля всего яснее и последовательнее формируются именно в архитектуре, как наиболее абстрактном и математическом из искусств» [1].

Выше  при обращении к истории открытий памятников Эгеиды, уже было уделено внимание дворцовым комплексам, особенно Кносскому; отмечено, что отдельно стоящих монументальных храмов ни одном из поселений бронзового века не выявлено. Ни критяне, ни обитавшие на материке не создали и колоссальных изображений своих богов и правителей, характерных для Египта или Месопотамии. В настоящее время известны только переносные глиняные алтари и столы для жертвоприношений, около которых размещали вотивные статуэтки (см. об этом в разделе о керамике), или же святилища в мегаронах и богатых домах – в помещениях с фресковой росписью. У ахейцев наиболее величественными сооружениями, кроме дворцов, являлись толосообразные гробницы (пока не известные для островов).

Восстановлению облика дворцов и планировки поселений способствовали то, что некоторые из них погибли в результате природных катаклизмов, другие разрушены в ходе военных столкновений и этнических перемещений, знаменующих конец мира ахейцев. Наиболее характерной чертой «новых» дворцов является наличие мегарона («жилища царицы или царя»), с тронным залом, вокруг которого без соблюдения четкой планировочной схемы располагались многочисленные жилые и хозяйственные помещения. (О ранних дворцах, существовавших до рубежа III и II тысячелетий до н. э.) археологические свидетельства малочисленны). Для Среднеминойского и Позднеминойского периодов, как и для Среднеэлладского и Позднеэлладского на материке, характерно широкое использование фресковой живописи. В центре тронного зала позднего Кносского дворца стояло кресло с высокой спинкой. По сторонам от него на розоватого оттенка стенах были изображены лежащие грифоны. Волнообразные линии желтого и коричнево-красного цветов использованы для стилизованной передачи пейзажа: земли и растений. Другая фреска переносит в мир ритуальных игр, за которыми наблюдают обитатели дворца: вытянутый корпус быка с силуэтами фигур акробатов. Три фазы отражены в рисунке: подготовка к прыжку, стойка на спине быка и полет после нее. Среди и наблюдающих за играми кокетливо-очаровательные стройные фигуры женщин («Дамы в голубом», «Парижанка»). В группе зрителей, присутствующих на какой-то церемонии, выделяется фигура юноши, несущего огромный ритон: слегка отогнута назад голова, напряжение рук передано четкими линиями, открытая грудь и плотно прилегающие длинные одежды, украшенные художником изображениями крестов и разноцветными полосами (Позднеминойский период).

Мотивы  и характер исполнения фресок Крита  первой половины II тысячелетия до н. э. отличались от современных им сюжетов изобразительного искусства стран Востока отсутствием канона, декоративностью, наличием бытовых сцен и сакральных ритуалов, реалистическими зарисовками пейзажа.

Для украшения стен дворцов до XVII в., наряду с фресками, использовались раскрашенные рельефы. К числу наиболее известных относится рельеф, получивший наименование «Царь-жрец» – изображение полуобнаженного юноши в профиль в шлемообразном головном уборе с перьями, осиной талией и ритуальным предметом в одной из рук (ок. 1500 г. до н. э.). С XVI в. до н. э. развивается утонченная стилизация рисунка.

Снисходителен и спокоен взгляд круторогого  быка на ритоне, для изготовления которого использован горный хрусталь (позднеминойский период). Динамично движение кошки, охотящейся за птицей, на другой фреске того же времени.

К среднеминойскому периоду относя фаянсовые фигурки богинь со змеями. Из фаянса изготовлялись не только объемные статуэтки, но и рельефы: корова с теленком, коза с козленком и др. Искусной выделкой поражают и предметы из бронзы – основного материала, служившего для изготовления инструментов и вооружения.

 

Монументальным памятником архитектуры Эгеиды древнейшего периода являются крепостные стены (правда, они не характерны для минойцев) и наличие «верхнего города – цитадели. Сопоставив свидетельства Гомера с археологической ситуацией К. Блеген следующим образом описывает Илион-Трою: «Там были широкие улицы, а в верхней части цитадели, рядом с “прекрасным” дворцом царя Приама, находились открытая агора. Размеры главного дворца были огромны: кроме залов для государственных заседаний с портиками из тщательно подогнанных камней и личных покоев царя, во дворце было 50 комнат, где жили сыновья Приама … Через дворик от них располагались покои дочерей Приама и их мужей – это еще 12 комнат… Рядом находились другие дворцы, в том числе и состоявший из множества помещений дворец Гектора… Еще один дом-дворец, состоявший из нескольких комнат (ломата), принадлежал сыну Приама Дейфобу, женившемуся на Елене после смерти Александра-Париса…Оборонительная стена – это надежное сооружение из обычных строительных блоков. Через определенные расстояния на стене находились высокие башни» [2]. Кроме Трои-Илиона, о дворце-крепости свидетельствуют раскопки Микен, окруженных двойной линией стен, фортификационные сооружения Тиринфа с потайными калитками и скрытыми в толще стены лестницами, по которым можно было незаметно выйти в долину. Безусловно, и размеры, и облик дворцов отличались друг от друга, как настенная живопись. Для фресок материковых центров в меньшей мере характерны «морские сюжеты», хотя многие из них располагались в непосредственной близости от моря. И, конечно, «жилище» многомудрого Нестора в Пилосе отличалось дворцов Илион, Кносса и Микен (образы 1–3). Однако наиболее характерной отличительной чертой дворцов, расположенных на островах и на материке, являлось отсутствие или наличие оборонительных стен: дворцовый комплекс в Кноссе, как и другие «новые дворцы» Крита, не имели оборонительных сооружений.

 

Раскопки  Микен, Тиринфа, расположенного от Микен  на расстоянии около 15 км, Пилоса и других центров этого времени позволяют  судить об особенностях материальной культуры материковой Эллады и Крита.

1. Для Крита не характерна монументальная погребальная архитектура и наличие оборонительных стен вокруг дворцовых комплексов времени существования «новых» дворцов (в более раннее время Фера имела оборонительные стены). Наиболее крупные поселения Киклад, как и дворцы на территории Пелопоннеса и в Средней Греции, находились под защитой стен: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы и Орхомен (Беотия), Иолк (Фессалия, владение героя Ясона, возглавившего экспедицию в Колхиду за Золотым руном), дворец в Афинах. В шахтовых гробницах правителей сосредоточено значительное количество изделий из золота и оружие. Это воинственные правители. Особое место среди них, согласно мифическим сказаниям, принадлежало Агамемнону, правителю «златообильных Микен», возглавившему поход ахейцев к стенам Трои [3].

2. На островах не были обнаружены погребальные маски, однако встречались золотые эпистомионы – нагубники (Кипр).

3. На фресках Пелопоннесских памятников преобладающими являются сюжеты с воинами и сражениями.

4. На изделиях местных (материковых) мастеров Среднеэлладского периода отмечено влияние (подражание) памятникам Крита, что свидетельствует о восприятии ими традиций более развитой культуры.

5. Для Эгейской культуры в целом  не характерно возведение монументальных  храмов: общественные и «частные» святилища имели небольшие размеры. Правда, предполагается, что на Айя Ирини открыт храм, представляющий собой вытянутое в длину сооружение с тремя отсеками. Он был расположен рядом с оборонительной стеной.

6. Таблички с надписями обнаружены не только во дворцах, но и за их пределами, кроме того встречены надписи- граффити, что свидетельствует о том, что письменность «обслуживала» нужды не только дворцового хозяйства.

На памятниках материковой Эллады и на Крите (и других островах) встречены изображения быков.

 

Периодизация Элладской (Ахейской, континентальной) культуры не имеет полного совпадения с Минойской. Она подразделяется на следующие этапы: Раннеэлладский (или Минийский по имени одного из племен пеласгов, обитавших в Беотии); появление ахейцев – предков эллинов в конце III тысячелетия до н. э., переселившихся, возможно, из Придунавия, согласно одной из гипотез, стало началом нового периода – Среднеэлладского (рубеж III–II тысячелетий до н. э.–XVII в. до н. э.); последний период существования дворцов (XVI–XII вв. до н. э.) – Позднеэлладский – завершатся появление на территории материковой Греции пришельцев, среди которых наиболее многочисленными были дорийцы (доряне).

На ранней стадии Элладская цивилизация испытывала влияние более развитой для этого периода Минойской культуры. А. Эванс полагал даже, что поселения ахейцев являлись минойскими колониями в варварской стране. Это, собственно и привело к появлению термина Крито-Микенская культура. В настоящее время, после изучения памятников в различных районах Эллады, исследователи пришли к выводу, что ахейские государства являлись самостоятельными; ремесленники ахейских центров заимствовали некоторые технические приемы критян, однако подвергли их творческой переработке. В данном случае следует отметить, что истоки развития мегарона Эгейской культуры всходят к прямоугольным жилищам неолитической эпохи, а блестящим примером «круглых» в плане сооружений, известных в Балканском регионе и на островах в более раннее время, являются гробницы ахейской знати.

Информация о работе Лекции по "Архитектуре"