Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:43, курс лекций
Именно этот «высший предел» развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии).
7. 2. Декор сосудов
(образы 1 -
Вазописцы наслаждались такой художественной свободой, которая и снилась скованным традицией ваятелям, а сам выбор тем отражал то общее, что объединяло разные слои греческого общества.
Майкл Грант [1]
Самым значительным видом находок III–II тысячелетий до н. э. (как и более позднего времени) являются сосуды. Они многообразны по форме, однако с течением времени гончары выработали основные формы, ставшие ведущими в бытовой и сакральной сферах, а первоначально простейший орнамент сменился сюжетной росписью. Ранняя стадия развития декора на сосудах характерна для широкого круга неолитических памятников Балканского полуострова и других регионов Европы. Это выгравированные полосы, горизонтально или вертикально расположенные на тулове, дополняемые в некоторых случаях точками («Посуда», образы 1–4). Такой рисунок характерен и для вотивных сосудов 2000–1800 гг. до н. э. (посуда, Кипр, образы 6,7). Последующее развитие «керамического производства», особенно после появления гончарного круга привело к разнообразию форм и орнаментации.
В III тысячелетии до н. э. для гончаров островного и континентального мира Эгеиды характерен геометрический декор, в следующем тысячелетии он становится более сложным и дополненным растительными мотивами (розетки, лепестки); так, начиная с XIX в. до н. э. (и до XVII в. до н. э.) преобладающим в росписи стал стилизованный растительный орнамент, заполняющий всю поверхность сосуда (стиль «камарес»; посуда, образы 5, 5а; Кносс, образ 22). В близкое время на Крите появляется полихромная роспись, продолжается использование ленточного декора, а также лабриса (Кносс, образы 20, 22–29). В среднеминойский период распространение получило изображение растений, цветов, осьминогов, рыб (Кносс, образы 0051, 0052, 0066–0069; Посуда, образы 8, 9, 12–14). Желтоватый или розоватый фон, коричневые или темно-синие силуэты морских звезд иногда покрывают всю поверхность изделия керамиста. Наиболее представительная коллекция «новодворцового периода» (среднекикладский) была получена во время раскопок Акротири. Она поражает разнообразием изображений (ласточки, дельфины, растительный декор) и в отдельных случаях совершенством рисунка (Акротири, образы 30–38, 45 – 47, 51–75, 77–82, 88–121, 123–125). Кроме продукции местных гончаров, в Акротири были обнаружены и привозные сосуды.
XV в. до н. э. для росписи преобладающими становятся орнаментально-декоративные элементы. Некоторые из изделий керамистов финального этапа «новодворцового периода» имеют сочетание декора и рельефа (Кносс, образы 051–053). Для данного времени, как и посдворцового, прослеживаются элементы общности в орнаментации сосудов на островных и материковых памятниках (Кносс, образы 066–070; Микены, образ 50–51; посуда, 8–10, 12–14).
В целом в сюжетах изобразительного искусства островного и материкового миров имеются существенные различия. На Крите и островах в росписи сосудов проявляется наблюдательность «вазописца», живость рисунка, для материковых центров – больший схематизм и сюжеты из «военной истории». Примером последнего может служить «Кратер воинов» из Микен. Однако, следует помнить, что большая часть известных в настоящее время артефактов происходит из раскопок дворцов и поэтому создать цулостное представление о материальной культуре Троянской, Кикладской, Минойской и Элладской культур не представляется возможным. Однако некоторые удивительные по композиции и искусству исполнения композитные изделия и «жертвенные столы» с помещенными на них небольшими лепными сосудиками, датируемые периодом ранней бронзы, происходят из так называемых деревенских комплексов (Посуда, образы 6, 7, 11).
Для позднеминойского и позднеэлладского периодов и для материковых центров, и островного мира характерны кратеры микенского стиля, на которых изображены сюжеты охоты, дикие животные и октопусы (образы 12–14). Однако в последний период существования Эгейской культуры все в большей и большей степени «рисунок» приобретает геометризованный декор (образы 15–16), который станет ведущим в постмикенское время.
Следует еще раз отметить, что в период существования древнейших цивилизаций получил распространение гончарный круг и были выработаны основные формы сосудов: предназначенные для хранения и перевозки (пифосы и амфоры) продуктов; различной формы кубки, используемые во время трапезы – канфары (бокал на высокой ножке с двумя высокими ручками), килики (неглубокие чаши с горизонтальными ручками), скифосы (глубокие чаши на плоской ножке, ритоны, имевшие форму рога и украшавшиеся головой какого-либо животного; сосуды, служившие для хранения косметических веществ (шарообразные арибаллы с коротким горлышком, небольшого размера веретенообразной формы алабастры для хранения благовоний, пиксиды – баночки с крышками для румян).
____________________________
¹ Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998. С. 481.
7. 2. Ювелирное искусство и глиптика
Одно из помещений Кносского дворца на основании находок в нем было названо А. Эвансом «Зал бронзовых секир» (Кносс, образ 0026; 1500–1450 гг. до н. э.). Изображение ритуальных секир встречается на керамических изделиях (Кносс, образ 29; Акротири 66, 120 – 121; см. также образ 0053. Композиция из слоновой кости – украшение ящика или ножки сидения. 1400–1350 гг. до н. э.) и на саркофаге из Айя Триады, относящийся к последнему этапу фресковой живописи Крита (Кносс, образы 0055–0063; 1350 г. до н. э.). Божество, которое идентифицировалось с быком, «защищало Кносский дворец – на его стенах были установлены изображения рогов (Кносс, образы 54, 55). Вероятнее всего оберегом являлись и небольшого размера отливки из золота ритуальных секир, найденные в Аркалохири (Кносс, образ 0027; 1700–1600 гг. до н. э.). В целом изделия из золота на памятниках островного мира немногочисленны (заключение, образ 3). Но во время раскопок на Крите были обнаружены многочисленные золотые перстни-печати (Кносс, образы 0031–0036), которые встречаются и во дворцах ахейцев (Тиринф, образ 12; 1500–1400 г. до н. э.; Микены, образы 39, 40. Могильный круг А. XVI в. до н. э.). На щитках перстней, как и резных камней, изображены преимущественно сакральные сцены: богиня с прислужницами, бык и парные львы, а также неведомы существа: грифоны, сфинксы. Свидетельством мастерства ювелиров II тысячелетия до н. э. являются артефакты из шахтовых гробниц Микен (Микены, образы 15–38) и кубки из Вафио (образы 43–44). Изумительная коллекция женских украшений была обнаружена во время раскопок Г. Шлимана на холме Гиссарлык. Троянские, Микенские изделия ювелиров (как и других центров Пелопоннеса) относятся к шедеврам, непревзойденными и в классическую эпоху, ваятели которой имели навыки работы с золотом (хрисоэдефантинные статуи Фидия в Афинах и в Олимпии).
* *
*
Со времен раскопок Г. Шлимана в Трое и Микенах данные о древнейшей культуре Эгеиды увеличились значительно, но каким был человек, какие мысли владели им, представить невозможно. Одно ясно – он поклонялся природе, животным, которые его окружали, своей богине Потнии и священному быку. Континентальные дворцы имели меньшие размеры и были хорошо укреплены; в них встречается различные виды предметов: изготовленные на месте: стелы, погребальные маски и появившиеся не без влияния критян – фресковые панно на стенах и, возможно, инкрустированные мечи-кинжалы и, наконец, привезенные из других центров.. На развитие искусства островного мира влияние оказывали финикийцы, египтяне (на некоторых из островов были обнаружены печати с клинописью). Но для Эгейской культуры не характерен сакральный канон в искусстве, который присущ памятникам Востока. Сюжеты фресок Крита отличает жизнерадостность и наблюдательность «художника» – сцены ли это из жизни обитателей дворца или работающих в поле, или мгновение прыжка охотящегося животного. В декоративной живописи Микен, Тиринфа, Пилоса (и во фресках, и в росписи сосудов) запечатлены военные сюжеты. Это другой мир, оставивший и портретную галерею своих вождей. Однако развитие торевтики (образы 1–3), как и изготовление печатей, является чертой, присущей и островитянам, и жившим на материке.
События,
происходившие в центрах
В данном случае один любопытный пример из обрядовой сферы. Кроме золотых масок в погребениях II тысячелетия были встречены золотые пластины – нагубники-эпистомионы (заключение, образ 1–2; 1400–1230 гг. до н. э.). Золотые пластины, которыми закрывали уста и глаза усопшего были обнаружены во время раскопок погребений эллинистического периода на некрополе Херсонеса Таврического. Сакральная сфера и мифотворчество – ярчайшие свидетельства связи двух эпох.
______________________________
Рекомендуемые источники и исследования
Источники
Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича; изд. подг. А. И. Зайцев. Л.: Наука, 1990.
Исследования
Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л.,1989.
Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.
Барботан К. и др. Древние Египет и Греция. История римского народа. М., 1995.
Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966.
Блаватская Т. В. Греческое общество II тыс. до н. э. и его культура. М., 1976.
Блеген К. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака. М., 2002.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. С. 12–65.
Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970. С. 7–19.
Немировский А. И. История Древнего мира: Античность. М., 2007.
Полякова Г. Ф. Социально-политическая структура пилосского общества (по данным линейного письма Б). М., 1978.
Чубова А. П. Эгеское искусство // История искусства зарубежных стран. М., 1979. С. 95–102.
Штоль Г. Мечта о Трое. М., 1965 (научно-популярная работа).