Лекции по "Архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:43, курс лекций

Описание работы

Именно этот «высший предел» развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии).

Работа содержит 1 файл

1_MIKEN_-TIRINF-KIKLAD.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Нет никаких оснований предполагать, что античное искусство возникло иначе, чем всякое другое. Его вызвали, несомненно, причины социально-экономические, бытовые и религиозные. Начало его  носит, безусловно, утилитарный характер.

Г. Г. Генкель [1] 

 

Римский поэт Тит Лукреций Кар  [2] относится к числу немногих философов, попытавшихся создать картину стадиального развития общества от первобытного состояния человечества до возникновения власти и государственности, о которых он писал в шестой книге, попутно объясняя причины появления речи, музыки и изобразительного искусства.

Прислушаемся к словам Лукреция Кара, которые объясняют истоки развития культуры, как материальной, так  и духовой.

 

1380     Люди задолго пред тем, как стали они в состояньи

Стройные песни слагать и ушам доставлять наслажденье.

Свист же Зефира в пустых стеблях камышовых впервые

Дуть научил поселян в пустые тростинки цевницы.

Мало-помалу затем научились и  жалобно-нежным

Звукам, какие свирель из-под  пальцев певцов изливает, – 

В непроходимых лесах обретенная в рощах и долах, –

В отдыха сладостный час на пастбищ  просторе пустынном.

1390     Всем этим люди тогда услаждались и тешили души,

Пищей насытившись: все в это  время забавы по сердцу.

Часто, бывало, они, распростершись на мягкой лужайке

На берегу ручейка под ветвями  высоких деревьев,

Скромными средствами телу давали сладостный отдых,

Если к тому ж улыбалася им и погода, и время 

Года пестрило цветами повсюду  зеленые травы.

Тут болтовня, тут и смех раздавался веселый, и шутки

Тут забавляли людей: процветала тут  сельская Муза.

Голову, плечи себе из цветов иль  из листьев венками

1400   Резвость игривая всех украшать побуждала в то время;

Все начинали плясать без размера, махая руками

Грубо, и грубой пятой топтали  родимую землю;

Следом за этим и смех возникал, и веселые шутки.

Внове всё было тогда, и всё представлялось чудесным.

 

Причину поклонения богам, появления  святилищ поэт выводил из непознаваемости  природных явлений:

 

1184   Года различных времен совершаются в строгом порядке,

Но не могли распознать, почему это так происходит,

И прибегали к тому, что богам  поручали всё это,

Предполагая, что все направляется их мановеньем.

В небе жилища богов и обители  их помещали,

Видя, что ночь и луна по небесному  катятся своду,

1190     День и ночь, и луна, и ночи суровые знаки,

Факелы темных небес и огней  пролетающих пламя,

Солнце и тучи, и снег, и град, и молньи, и ветры,

Бурь стремительный вихрь и  грозные грома раскаты.

     О человеческий род  несчастный! Такие явленья

Мог он богам приписать и присвоить  им гнев беспощадный!

1450     Жизни удобства и всё, что способно доставить усладу:

      Живопись, песни, стихи, ваянье искусное  статуй – 

Всё это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движеньи вперед постепенном.

Так изобретенья  все понемногу наружу выводит 

Время, а разум  людской доводит до полного блеска.

Видели ведь, что одна за другой развиваются мысли,

И мастерство наконец их доводит  до высших пределов.

 

Именно этот «высший предел»  развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии). Вероятнее всего, стремление к ритмичности, отраженное в декоре сосудов, привело и к появлению музыки, песенного творчества и танца, безусловно, первоначально связанных с сакральными ритуалами.

Раскопками Г. Шлимана  [3] и А. Эванса был открыт ранний период развития искусства Восточного Средиземноморья – Эгейская культура (начало III – последние века II тысячелетия до н. э.

Островной мир Кикладская и Минойская  цивилизации, или Минойская эра подразделяется на преддворцовый (3300–2100 гг. до н. э.) период, время существования ранних дворцов (2100–1700/1650 гг. до н. э.), период «новых дворцов» (1700–1480/1430 гг. до н. э.); третий дворцовый период (1430–1370 гг. до н. э.) и постдворцовый период (1190–1000 гг. до н. э.). Хронологически последовательных памятников в пределах каждого из периодов не выявлено, Однако раскопки многочисленных центров (не только наиболее известных, таких как Кносс, Акротири, Фест, Айя-Триада) позволили проследить наиболее характерные черты художественного творчества для каждого из них. Для островного мира конца IV и первых столетий III тысячелетий до н. э. среди скульптурных изображений преобладающими являлись примитивные мужские женские фигурки с рельефно намеченными чертами лица, чаще всего с изображением детородных органов; для сосудов присущ ритмичный рисунок – волнообразные линии или геометрические фигуры; завершает развитие орнаментики на сосудах появление «ваз камарес» и флористических сюжетов, использование в качестве декоративного элемента изображения лабриса.

Для сосудов новодворцового периода помимо орнамента характерны элементы пейзажа, фигурные изображения; стены дворцов украшали фресковая живопись; появились блестящие образцы резьбы по камню; и знаменитые фаянсовые фигурки богинь со змеями (Кносс).

Для Ахейской (материковой) цивилизации в 1650–1550 гг. до н. э. характерно обилие изделий из золота (шахтовые гробницы могильного круга «А»), циклопическая полигональная кладка оборонительных стен, использование для росписи «воинских» сюжетов или охоты, к XIV–XIII вв. до н. э. появляются толосообразные сооружения и использование плит с рельефом для общественных сооружений (Львиные ворота Микен).

Вероятно во II тысячелетии до н. э. сложились ранние мифические сказания и гимны в честь богов; вполне вероятно, что один из них «записан» на диске из Феста. Однако дешифровка линейного письма Б позволила выявить только деловую документацию царских архивов.

Миграционные процессы (XIII–XI вв. до н. э.) и гибель дворцов, исчезновение письменности не позволяют в полной мере проследить появление новых традиций в период, наступивший после так называемого переселения дорийцев, который в мифах был отражен как возвращение Гераклидов. Более того в историографии длительное время господствовал тезис об отсутствии преемственности между микенской культурой и культурой архаики, поскольку свидетельств творческой деятельности населения Эллады не было выявлено, что и привело к обозначению данных столетий как периода «темных веков», в течение которых изменился племенной мир Эллады и господствующее положение заняли ионийцы, эолийцы и дорийцы.

До открытия памятников Минойской, Ахейской и Кикладской цивилизаций  древнейший период истории Эллады именовался архаическим.

Раскопки, начавшиеся в XIX в. в различных районах Греции, открыли многочисленные центры Ахейской культуры и памятники последующего времени.

Изобретение на о. Самосе литья из бронзы оказало большое влияние и на развитие скульптуры, которая за сравнительно короткое время прошла путь от деревянных ксоанов к сложным фронтонным композициям и поразительным по техническому совершенству и выразительности статуям (пример «Дельфийский возничий»). Для VI в. до н. э. известны и имена греческих скульпторов и живописцев. Согласно античной традиции первая картина на исторический сюжет была создана самосцем Булархом. Искусство и литература в течение VI в. приобрели индивидуализированный характер: поэты упоминали детали собственных жизненных коллизий, писали о своих чувствах и переживаниях.

К концу архаического времени архитектуре были выработаны три стиля – дорический, позднее ионический и эолийский, а в первые десятилетия V в. до н. э. возводятся величественные храмы, как в «старых городах», так и тех, тех, что возникли в период Великой греческой колонизации: Пестуме (храм Посейдона), Зевса (Олимпия), Аполлона (Коринф), Афины Афайи (Эгина).

Развитие искусства и литературы времени Высокой архаики подготовило  почву для творчества таких мастеров классической эпохи как Мирон  и его сын Ликий, Фидий и  его ученики (прежде всего Алкамен и Агоракрит); наряду с изображениями богов появляется скульптурные портреты (критянин Кресилай – портрет Перикла: работы Лисиппа); сюжеты мифов стали основой для произведений триадой великих драматургов Афин – Эсхила, Софокл, Евипида. К IV в. до н. э. «боги спускаются на землю» и трактуются как типы совершенных людей: Кефисодот, Скопас, Пракситель, Леохар. На это столетие приходится и появление живописных полотен сына Скопаса Ефранора, Никомаха и его сына Аристида, внука Кефисодота Никия и блистательные работы главы ионийской школы Апеллеса и портретиста из Кавна Протогена.

Искусство и литература классического периода оказала влияние на творчество эллинистической эпохи – Пергамская (Алтарь Атталидов) и Александрийская школы (целая плеяда поэтов и грамматиков, представителей врачебного искусства), несколько позднее на исторической арене появляются ваятели с о. Родос (Венера Милосская, Александр, II в. до н. э.; скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», Агесандр, I в. до н. э.). и о. Самофракия. От эллинистической времени дошли до наших дней и великолепнейшие образцы прикладного искусства, мозаики и живописные полотна в помпеянских копиях.

Произведения античных литераторов  и ваятелей не только являются составной  частью европейской культуры.

Так каковы же наиболее характерные  черты каждого из названных выше этапов развития культуры; каковы наиболее известные памятники духовного и художественного творчества Античности; что известно о создателях их – это лишь малая часть вопросов, ответы на которые позволяют приобщиться к Великому наследию Эллады.

____________________________

 Генкель Г. Г. Античное искусство // История искусств. Л., 1929. С. 118. Для некоторых исследователей характерно преувеличение роли миграций в развитии материковой культуры Средиземноморья. Об ахейской цивилизации см.: Блаватская Т. В. Греческое общество II тыс. до н. э. и его культура. М., 1976. В более ранней монографии исследовательница дискутирует с историками, преувеличивавшими влияние мигрантов на развитие общества и культуры древнейшего периода Восточного Средиземноморья (см.: Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966.

2 Лукреций Кар (ок. 96 – 55 г. до н. э.), философ; последователь Эпикура; создатель дидактическую поэму «О природе вещей», одной из целей написания которой стало стремление помочь человеку избавиться от страха перед смертью и богами и тем самым обрести душевный покой, как писал поэт во введении. Автор попытался объяснить возникновение общества с материалистических позиций, изобразив длительный путь человечества от первобытного состояния (люди были похожи на животных) до возникновения государства как естественного договора. Для Лукреция характерны атомарная теория, представление о независимости природы и человека от воли богов, о смертности души. Лукреций Кар считается выдающимся представителем теории атомистики. Биографические данные о нем отсутствуют.

3 Наряду с раскопками в Трое, начало которых восходит к 1871 г., и Микен (1874–1876), следует упомянуть исследования Г. Шлимана и В. Дерпфельда на о. Итака (1878), в Орхомене (1881), Тиринфе (1884), Пилоса (1907, В. Дерпфельд); представление о Микенском культурном цикле расширили памятники Вафио.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 1.

Открытие памятников древнейшего периода Восточного Средиземноморья ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКОВДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

 

1. Раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык.

1а.  Из истории Троянского царства.

2. Раскопки Микен и Тиринфа.

3. Исследования Кносского дворца.

4. Выдающийся памятник Кикладской  цивилизации.

5. Ранняя письменность.

Информация о работе Лекции по "Архитектуре"