Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:43, курс лекций
Именно этот «высший предел» развития литературного творчества, представленный в драмах великих трагиков классического периода и пьесах Аристофана, в философских трактатах Платона и Аристотеля, сентенциях Эпикура, в архитектуре и ваяниях школы Фидия, работах Скопаса, Праксителя и многих других является бесценным созданием эллинского духа. Но от тех времен, когда кто-то из тех, кого Лукреций Кар именовал первобытными людьми, нанес на стены пещерного жилища свое первое виденье реально существующего или какой-то символ, прошли многие столетия. Последовательно-хронологическая картина самого раннего периода развития творчества не поддается воссозданию, как и для того периода, который представлен памятниками Кносса или Акротири, Трои или Микен. Однако в изделиях мастеров по металлу и камню или керамистов, в росписи сосудов, а позднее фресках на стенах дворцов представлены наиболее характерные этапы развития: ритмическое построение орнамента и антропомирфизированные изображения богов, отражение реалий действительности (животный мир, пейзаж, религиозные процессии).
6. Материальный мир древнейшего периода Эгеиды.
6.
1. Дворцы и периферийные поселени
6. 2. Жилища периферийных поселений.
7. Идолы и сосуды.
7. 1. «Сакральная» скульптура.
7. 2. Декоративная живопись.
7. 2. Ювелирное искусство и глиптика.
Формы современного нам искусства, как бы самостоятельно и оригинально они не выступали, всегда и неизменно являются прежде всего закономерным порождением своей эпохи и вместе с тем имеют глубокие корни в строе современной им общественности.
Миллер А. А. Первобытное искусство // История искусств. Л., 1929. С. 3.
Прежде, чем были созданы уникальные памятники искусства, на основании которых создается впечатление об уникальности культуры эллинов, в историческом развитии обитателей Балканского полуострова и островного мира Эгеиды, существовал длительный период развития. От первых «примитивных статуэток», имевших зооморфные или атропоморфные черты до величественных ваяний школы Фидия, Скопаса, Поликлета и работ других оставшихся неизвестными мастеров классической эпохи прошло много столетий, в течение которых совершенствовалась техника работы с камнем, глиной и металлами, постигались принципы соразмерности частей человеческого тела и корпуса животных. Стадиальное, но не хронологическое сопоставление наиболее ранних этапов художественного творчества, позволяет судить о наличии общих закономерностей развития, в частности в появлении в различных регионах статуэток «богинь плодородия», но и существенных локальных отличиях. Своеобразным завершением подобных изображений стали фигурки, характерные для «дворцового искусства» Средиземноморья, датируемые периодом поздней бронзы.
Проследить последовательность изменений, отражающих приближение ваятелей Древности к совершенству, не представляется возможным. Но можно представить истоки появления композиции «статуарных групп» и их завершающую стадию. К числу примеров относятся изображения женской фигуры, сидящей на быке, можно также сравнить ранние (из известных к настоящему времени) статуэток и рисунков животных с более поздними –сакральными ритонами в виде головы быка из Кносского и Микенского дворцов и, наконец, с выразительными рельефами сцен жертвоприношений классического периода.
Наиболее ранние страницы развития «живописи и скульптуры», если обращаться к анализу артефактов, представлены неравномерно для того или иного региона. Многие из них, как и произведения классического и эллинистического времени, оказались уничтоженными (или еще неизвестны). В данном плане уникальными стали раскопки сакрального комплекса в Айя Ирини (Кипр, 1929 г.) – четвертого после Акротири, Микен и Кносса памятника по числу находок, правда, менее известного в широких кругах. В святилище находилось около двух тысяч статуэток, наиболее ранние из которых датируются эпохой поздней бронзы. Святилище погибло в результате наводнения, но мощные наносы песка сохранили стоявшие вокруг алтаря фигуры (в натуральную величину) и небольшие статуэтки, относящиеся к 625–500 гг. до н. э.: изображения жрецов в масках в виде бычьих голов, воинов, минотавров, сфинксов, быков и колесниц.
Свидетельством поклонение Астарте-Афродите на острове Кипре являются статуэтки из так называемых сельских храмов Китиона и Пафоса с условно вылепленными туловищами – в виде колонны на подставке, – с характерной для куросов и кор улыбкой. Они изображают музыкантов, которые являлись служителями храма богини, особенно популярной в данной местности (согласно легендам именно на Кипре вышла из морской пены Афродита).
Поэты воспели статую коровы Мирона, но как выглядело творение выдающегося мастера, судить невозможно (в отличие от некоторых других работ скульпторов классического времени: оно не дошло до наших дней даже в римских копиях или репликах). Однако среди находок на Кипре имеется бронзовая статуэтка коровы, выполненная неизвестным ваятелем середины V в. до н. э., которую подчас сравнивают с «коровой Мирона». Она обнаружена во время раскопок храма Афины и относится к числу его сокровищ. В произведениях античных авторов сохранились свидетельства преднамеренного уничтожения памятников искусства, как и гибель их по воле случая или обстоятельств. Одним из таковых является своеобразное аутодафе, последовавшее после трагической гибели последнего правителя Саламиса.
В 311/310 г. до н. э. продельфийски настроенный правитель Саламиса Никокреон предпочел уход из жизни бесчестию зависимости от Египта. Получив весть о приближении флота Птолемея Лаги, он, как и члены его семьи, бросился на меч. В 1966 г. были обнаружены остатки погребального костра с расставленными вокруг него многочисленными статуями. Из этого комплекса происходят «портретные головы» пожилых и идеализированные, близкие к произведениям Лисиппа, изображения молодых мужчин и женщин.
При наличии общих закономерностей в искусстве Эгеиды, каждый из центров (дворцов и периферийных поселений) древнейшего периода истории Восточного Средиземноморья имеет локальные отличия, на формирование которых оказывали влияния и связи со странами Востока. На континент проникала продукция мастеров Крита, но имело место и обратное влияние – с материка на островной мир.
До середины XIX в. историю Греции начинали со времени, которое было обозначено как архаический период. Мифологические сказания, фантастически отражающие жизнь, и поэмы Гомера не вызывали доверия. В литературоведении обсуждался так называемый гомеровский вопрос. Но в 1822 г. в семье бедного пастора родился человек, поверивший в истинность описанных Гомером событий. Это был Генрих Шлиман. Он «навсегда останется человеком, который нашел Трою и подарил нам целое тысячелетие греческой истории, или, точнее говоря, истории человечества… Или значение Шлимана уменьшится оттого, что он думал, будто нашел могилу и маску Агамемнона, тогда как и они, возможно, были – последнее слово в этом вопросе еще не сказано – на триста или четыреста лет древнее?» [1].
1. Открытие Генрихом Шлиманом Трои («ШЛИМАН», образы 1–19)
Меж городами людей, на земле беспредельно живущих,
Сколько на свете ни есть их под солнцем и звездами неба,
Сердцем всех больше моим Илион почитался священный,
И повелитель Приам, и народ копьеносца Приама.
Гомер. Илиада, IV, 44–47
Генрих Шлиман умер 26 декабря 1890 г. На следующий день известие о его кончине разнесли по всему миру газеты. Один из крупнейших политиков тех дней Уильям Юарт Гладстон писал вдове Г. Шлимана: «Его встретили враждебностью и молчанием, но они рассеялись, как туман в лучах солнца, когда стала очевидной великая ценность его открытий. История его детства и юности кажется не менее удивительной, чем история его дальнейшей жизни: они составляют неразрывное целое, ибо их связывала единая цель».
О значении открытий Г. Шлимана свидетельствуют и слова одной из газетных заметок: «Когда умирает глава государства, то звонят все колокола, палят все пушки, приспускаются все флаги. Но потом только даты его жизни помнят школьники, пока этого требует политика. Потом его также забывают, как и предшественников. Ныне умер Шлиман, и не развеваются флаги с черным крепом, не гремят залпы траурных салютов, не звонят колокола. Но мир на один день затаил дыхание, как это было в 1873 и 1876 годах, когда Шлиман совершил свои самые поразительные открытия, и потом навсегда сохранит в памяти его имя. Королей забывают; люди, открывающие новые пути, живут вечно» [2].
Г. Шлиман, поверив в считавшиеся легендарными свидетельства Гомера, открыл Трою, раскопал Микены и Тиринф. Он создал и легенду о себе, о своей мечте. И эта легенда гласит, что в детстве он увидел в иллюстрированной истории для детей картинку, на которой была изображена горящая Троя, и решил найти этот город. Г. Шлиман не смог получить систематического образования, его юношеские годы – это борьба за существование. Будучи учеником в лавке, затем рассыльным в небольшой торговой фирме, он начал изучать языки, выработав при этом собственный метод. Юноша считал, что это позволит ему продвинуться в жизни. Наконец, судьба привела его в Амстердам, где впервые пригодилось его знание языков. Г. Шлиман, освоивший и русский язык, в качестве представителя одной из фирм приехал в Петербург. Торговый успех сопутствовал ему, и через некоторое время он основал собственное дело. Упрочивший состояние на военных поставках во время Крымской войны, Г. Шлиман закрыл предприятие и совершил в 1864–1866 гг. кругосветное путешествие. В 1868 г. он впервые вступил на землю Древней Эллады, зная к этому времени новогреческий и древнегреческий языки. В 1871 г. начинаются раскопки на холме Гиссарлык [3], ставшие сенсационными. В 1874 г. Г. Шлиман он обращается к изучению Микен, затем – Орхомена, в 1884 – Тиринфа. Итогом этих работ стало проведение в 1889 г. научной конференции в Трое и издание 10 книг, в которых описано ее исследование.
Во время раскопок Г. Шлимана на холме Гиссарлык было обнаружено семь последовательно сменявших друг друга «городов». Руины одного из них он принял за дворец Приама, мифического правителя Илиона времен Троянской войны. Шлиман не смог правильно интерпретировать археологический материал. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил, что на Гиссарлыкском холме сохранились остатки девяти поселений.
Первые пять – Троя I–V – В. Дёрпфельд отнес к доисторической эпохе (III – первая половина II тыс. до н. э.), Троя VI была отождествлена с городом времени Троянской войны, а руины Трои VII–IX – с греческим и римским периодами. В 1932–1938 гг. раскопками американского археолога Бледжена уточнена хронология построек. Слой VI был датирован 1600–1300 гг. до н. э. Поселение этого времени погибло во время землетрясения, а не в результате военных действий. Было также установлено, что в 2400–2200 гг. до н. э. возник дворец (слой II). К 1900–1300 гг. до н. э. относится период расцвета данного центра, а слой VIIа – это Троя времен Приама, разрушенная во время пожара. Ошибки Шлимана оказались весьма существенными.
В. Дёрпфельд в 1932 г. писал, что Г. Шлиман так и не понял и никогда не мог бы понять, почему некоторые ученые встретили его работы о Трое и Итаке (родине Одиссея) насмешками и издевательствами. Но были среди исследователей и его защитники. Так, один из немецких историков античности отметил: «Для науки методика Шлимана, который начинал свои поиски в самых нижних слоях, оказалась весьма плодотворной, при систематических раскопках было бы очень трудно обнаружить старые слои, скрывавшиеся в толще холма, а тем самым и культуру, которую мы обозначаем как Троянскую». Именно Шлиману принадлежит честь открытия Трои; именно он определил подлинность находки и пробудил интерес к Гомеру и археологии не только у студентов и ученых, занимающихся классическим периодом, но и у всех образованных людей, а также у широкой публики [4]
_____________________________
¹ Штоль Г. Мечта о Трое. М., 1965. С. 12.
2 Там же. С. 427.
3 Первый этап раскопок в Трое – 1871–1873; разведки в Микенах – 1876; второй этап раскопок в Трое – 1878–1879; раскопки в Орхомене – 1880; третий этап раскопок в Трое – 1882–1883; раскопки в Тиринфе – 1884–1885; посещение Крита – 1886; четвертый этап раскопок в Трое – 1890 г. 26.12.1890 – умер в Неаполе.
4 Блеген К. Троя и троянцы. Боги и герои, города – призрака. М., 2002. С. 21.
1а. Из истории Троянского царства (образы 1–10)
Еще более запутанным является вопрос об историчности Троянской войны, которую Гомер, а вслед за ним все греческие историки считают главным событием военно-политической истории Микенской Греции. Трудно себе представить, что причиной нападения на Трою всех государств Пелопоннеса, об экономическом и военном могуществе которых ныне можно судить на основании табличек линейного письма Б, было похищение троянским царевичем супруги царя Спарты. Дело в том, что похищение Елены является в греческой мифологии мотивом, первоначально не связанным ни с Троей, ни с Микенами. Греческие мифографы рассказывали, что прекрасная юная спартанка Елена была похищена Тесеем и Перифоем, но досталась по жребию Тесею. Во время спуска Тесея в царство Аида Елену вновь похищают, возвращая в Спарту… Сведения о том, что в Спарте находился платан Елены и то, что в Кафии она имела титул «Древесная», указывает на то, что до того, как превратиться в предмет любви микенских героев, Елена была древнейшим божеством растительности.
А. И. Немировский [1]
Одно из крупнейших событий, связанное с историей Трои, которой посвящен целый цикл мифов, является поход коалиции ахейцев. Поселение Илион (Вилиос) было расположено на холме Гиссарлык. Поселение было основано выходцами из Анатолии и существовало с конца IV тысячелетия до н. э. и погибло в результате пожара (Троя I). Около 2800 г. до н. э. в Троаде появляются индоевропейцы; именно к этому периоду относится знаменитый «клад Приама» [2], обнаруженный Г. Шлиманом (Троя II). Поселение этого периода, окруженное мощными стенами из камня (высота ок. 3 м), имело небольшие размеры; население занималось земледелием; было знакомо с обработкой бронзы, серебра и золота. Три века спустя (ок. 2500 г. до н. э.) в Троаде – собственно Трое (Трусе) появились лувийцы, как предполагает А. И. Немировский, возможно, протоэтруски. Это событие ознаменовало начало нового периода в истории региона – Лувийского (2500–1800 гг. до н. э.) или Троя III–V. Стены трех последовательно существовавших поселений имели бóльшую высоту (в Трое III, в примеру, они достигали 12 м). Вероятно, Троя V погибла в результате вторжения иллиро-фракийских племен с Балкан. С 1800 – до около 1250 гг. до н. э. Троя входила в конфедерацию стран Арцава и имела связи с населением Эгеиды – в слоях разрушения Трои VI встречены предметы, характерные для Микенской культуры и островного мира Эллады. Около 1350 г. жители Троады добровольно подчинились хеттам (Троя VI). Возможно, еще в начале ХIII в. до н. э. ахейцы попытались утвердиться в регионе, оказав поддержку пирату Пиямарду, который стремился захватить Вилусу-Трою. Вмешательство хеттов предотвратило ее захват, при их поддержке во главе царства был поставлен малолетний царевич Алаксандру. Следующий этап – это возрожденный после землетрясения город – Троя VIIа (около 1250–1185 гг. до н. э., согласно современным археологическим исследованиям). Легенды свидетельствуют, что «новый город» при царе Лаомедонте освободился от хеттского влияния, однако испытал набег ахейцев (около 1240 г. до н.э.). «Память» об этом отражена в мифе о походе Пелея и позднее – разорении Троады Гераклом [3]. Отражая нападение ахейцев, Лаомедонт погиб, и в Трое воцарился неоднократно упоминаемый Гомером Приам. При малолетнем царевиче хетты вернули царство под свой контроль, однако разразившийся в Хеттской державе кризис (около 1225 г. до н. э.), позволил Приаму расширить владения и установить дружеские связи с фригийцами. Конец правлению Приама положила военная экспедиция ахейцев во главе с Агамемноном (80-е гг. ХII в. до н. э.). «Троянская война» охватила все побережье западной и южной Малой Азии, совпала с передвижением «народов моря», в котором принимали участие и победители Трои. Трое было суждено еще раз возродиться в последней четверти XIII в. до н. э. (Троя VIIб; 1185–1125 гг. до н. э.), но в конце ХII в. до н. э. Троада была захвачена фригийцами. В VIII в. до н. э. на месте разрушенного поселения утвердились греческие колонисты.