Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности важно выяснить правильность составления протокола об административном правонарушении, поскольку соблюдение установленного законом порядка составления протокола предоставляет лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном производстве, ряд гарантий защиты их прав.
Так, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) было подано в арбитражный суд заявление о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО на основании ст. 6.14 КоАП. Решением арбитражного суда к административной ответственности были привлечены генеральный директор ООО, а также и само юридическое лицо. Федеральный арбитражный суд округа, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, в определении указал: "...никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица". В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц, но должен быть соблюден порядок и условия применения административного наказания. "Протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителя или иных работников" <*>.
--------------------------
<*>
Вестник ВАС РФ. 2004. N 7. С. 44.
По
результатам рассмотрения дела о
привлечении к административной
ответственности арбитражный
Арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, например, в случае, когда при рассмотрении дела было установлено, что протокол составлен неправильно или неправомочными лицами, представленных материалов недостаточно и их полнота не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности в его резолютивной части должны содержаться:
наименование
лица, привлеченного к
нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Принимая
решение о привлечении к
При назначении наказания в виде административного штрафа суд, руководствуясь ст. 32.2 КоАП, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Исполнительный лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения указанного решения.
При
назначении наказания в виде конфискации
вещи, явившейся орудием совершения
или предметом
Если за одно правонарушение назначаются наказания в виде административного штрафа и конфискации, суд выдает два исполнительных листа (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).
Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. "Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения" <*>.
--------------------------
<*> Пункт 12 Постановления Пленума
ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых
вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных
правонарушениях" // Вестник ВАС РФ.
2004. N 7.
Если
при рассмотрении дела в суде апелляционной
инстанции решение не было изменено
или отменено, то оно вступает в
законную силу со дня принятия постановления
арбитражным судом
Если решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.
Копия
решения арбитражного суда по делу
о привлечении к
Копия
решения может быть также направлена
арбитражным судом в
Рассмотрение
дел об оспаривании решений
В отличие от КоАП РФ в АПК РФ речь идет не об обжаловании, а об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
При
применении нормы о подведомственности
арбитражным судам дел об оспаривании
решений административных органов
о привлечении к
Дела
об оспаривании постановлений
Возбуждение
производства по делу. Средством возбуждения
производства по делу об оспаривании
решений административных органов
о привлечении к
Заявление подается лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя <*>.
--------------------------
<*>
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 34; N 2. С. 22.
С
заявлением об оспаривании постановления
административного органа по делу об
административном правонарушении, совершенном
юридическим лицом или
При
рассмотрении дел об административных
правонарушениях потерпевший
В
отличие от дел о привлечении
к административной ответственности
дела об оспаривании решений
Для оспаривания решения по делам об административных правонарушениях законом установлен 10-дневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
По
ходатайству заявителя
В заявлении должны быть указаны:
наименование административного органа, принявшего обжалуемое решение;
название, номер, дата принятия решения и иные сведения о нем;
права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, обжалуемым решением;
требование заявителя и основания, по которым он обжалует решение.
К заявлению необходимо приложить текст обжалуемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления в административный орган, принявший обжалуемое решение.
В силу указания закона заявление об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной (ч. 4 ст. 208 АПК РФ). При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине".
Судебное разбирательство и принятие решения по делу. Дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней.
В этот же срок должна быть проведена и подготовка дела к судебному разбирательству.
При подготовке дела к судебному разбирательству следует учитывать, что необходимость осуществления конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству определятся судьей (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.), а сами действия определены в ст. 135 АПК РФ и ст. 30.4 КоАП.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает: