Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
Статья
205. Судебное разбирательство по делам
о привлечении к
Комментарий
к статье
205
1.
Порядок судебного
2. В рамках подготовки дела к судебному разбирательству арбитражный суд руководствуется не только нормами гл. 14 АПК РФ, но и ст. 29.1 КоАП, определяющей вопросы, которые должны быть выяснены арбитражным судом на данной стадии, а именно:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2)
имеются ли обстоятельства, исключающие
возможность рассмотрения
3)
правильно ли составлены
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6)
имеются ли ходатайства и
3. В соответствии со ст. 29.4 КоАП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.10 КоАП, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3)
об отложении рассмотрения
4)
о возвращении протокола об
административном
5)
о передаче протокола об
4. Учитывая положения ч. ч. 3, 4 комментируемой статьи, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", дано разъяснение об извещении участников арбитражного процесса о том, что, "принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные частью 1 комментируемой статьи, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться частью 3 статьи 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах".
При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.
5.
Отдельные положения,
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1)
объявляется, кто
2)
устанавливается факт явки
3)
проверяются полномочия
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5)
разъясняются лицам,
6)
рассматриваются заявленные
7)
выносится определение об
а)
поступления заявления о
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8)
выносится определение о
9)
выносится определение о
6. В ч. 6 комментируемой статьи определяется предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности, который во многом совпадает с положениями ст. 26.1 КоАП. В предмет доказывания входит установление:
события административного правонарушения;
факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
основания для составления протокола об административном правонарушении;
полномочия административного органа, составившего протокол;
предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения (как КоАП, так и законами субъектов РФ);
основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол (виновность лица в совершении административного правонарушения);
обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
иные
обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела, а также
причины и условия совершения
административного правонарушения.
Статья
206. Решение арбитражного суда по делу
о привлечении к
Комментарий
к статье
206
1.
По результатам рассмотрения
дела об административном
Основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела арбитражным судом могут быть:
1)
наличие хотя бы одного из
обстоятельств, исключающих
2) прекращение производства по делу и передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица содержатся признаки преступления.
2.
При принятии арбитражным
Пункты 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дают некоторые разъяснения относительно принятия решения об отказе в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности. В том случае, если в судебном заседании установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. В случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.