Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
КоАП предоставляет право составлять протоколы об административных правонарушениях должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов <*>, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
--------------------------
<*>
См.: дело по заявлению МВД Республики
Карелия о привлечении к административной
ответственности ООО "Сладкий дом"
на основании ч. 2 ст. 14.16 КоАП // Вестник
ВАС РФ. 2004. N 1. С. 41; дело по заявлению УБЭП о
привлечении к административной ответственности
генерального директора ООО на основании
ст. 6.14 КоАП // Вестник ВАС РФ. 2004. N 7. С. 43.
Перечень должностных лиц, уполномоченных КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 КоАП и не является исчерпывающим, поскольку он устанавливается федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП).
К должностным лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 28.3 КоАП, относятся, например, должностные лица органов внутренних дел (милиции); должностные лица налоговых органов; должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор, и др.
Производство
по делам о привлечении к
При этом следует иметь в виду, что такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).
Заявление
о привлечении к
В заявлении, помимо реквизитов общего характера, должны также быть указаны:
дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
требования заявителя о привлечении к административной ответственности.
Поскольку подтверждением совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, то он обязательно должен быть приложен к заявлению о привлечении к административной ответственности.
Помимо
протокола к заявлению
К заявлению, поданному прокурором, вместо протокола об административном правонарушении должно быть приложено постановление прокурора, вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).
Если заявление не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также в случае отсутствия в приложении к заявлению указанных в законе документов, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без соответствующего заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с тем, что отсутствуют основания для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10).
Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 указаны два случая (п. п. 6, 7), когда заявление о привлечении к административной ответственности подлежит возвращению арбитражным судом.
Оба случая с теоретической точки зрения могут быть восприняты критически.
В соответствии с п. 6 Постановления при поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
Правовая
конструкция возвращения
Согласно разъяснению, данному Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления, арбитражный суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу, в случае если при принятии заявления о привлечении к административной ответственности установлены: факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В данном случае ссылаться на ст. 29.4 КоАП нельзя, поскольку она регулирует порядок разрешения вопросов, возникающих при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП именно при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выясняет вопросы о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Поскольку
дела о привлечении к
Заявление
о привлечении к
Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично.
Закон
устанавливает сокращенные
Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.
Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных ч. 4 ст. 205 АПК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо.
Должностное
лицо представляет в суд доказательства,
необходимые для рассмотрения дела
и принятия решения. В случае непредставления
таких доказательств
Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:
имелось
ли событие административного
имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;
имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;
предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;
имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.
При этом суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
К обстоятельствам, подлежащим выяснению в арбитражном суде, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности КоАП также относит виновность лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1).