Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.

Работа содержит 1 файл

Подведомственность дел.doc

— 644.50 Кб (Скачать)

    наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

    имелись ли законные основания для привлечения  к административной ответственности;

    соблюден  ли установленный законом порядок привлечения к ответственности;

    не  истекли ли сроки давности привлечения  к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела.

    Для выяснения перечисленных вопросов арбитражный суд заслушивает  объяснения лиц, привлеченных к административной ответственности.

    При необходимости могут быть заслушаны  показания иных лиц, участвующих  в рассмотрении заявления, пояснения  специалиста, заключение эксперта, а также исследованы другие доказательства.

    Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается законом на административный орган, принявший обжалуемое постановление.

    Арбитражный суд при рассмотрении указанной  категории дел проверяет оспариваемое решение в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в заявлении.

    В АПК РФ предусмотрены следующие  полномочия арбитражного суда: 1) признать оспариваемое решение административного органа незаконным и отменить его полностью; 2) признать оспариваемое решение административного органа незаконным в части и изменить его; 3) оставить оспариваемое решение без изменения, а заявление без удовлетворения (ч. 2, ч. 3 ст. 211 АПК РФ).

    Перечень  полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП, значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

    1) об оставлении постановления  без изменения, а жалобы без  удовлетворения;

    2) об изменении постановления, если  при этом не усиливается административное  наказание или иным образом  не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

    3) об отмене постановления и  прекращении производства по  делу при наличии хотя бы  одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

    4) об отмене постановления и  о возвращении дела на новое  рассмотрение в орган, должностному  лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения  процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

    5) об отмене постановления и  о направлении дела на рассмотрение  по подведомственности, если при  рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными органом, должностным лицом (ст. 30.7 КоАП).

    Поскольку указанная норма является специальной, то при вынесении решения по делу по жалобе на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен учитывать ее содержание.

    Пленум  ВАС РФ дал соответствующие разъяснения  судам по вопросам реализации их полномочий, предусмотренных ст. 211 АПК РФ и ст. 30.7 КоАП.

    Так, в п. 16 Постановления N 2 от 27 января 2003 г. внимание судов обращено на то, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

    При этом суду необходимо учитывать положения  ч. 1 ст. 30.7 КоАП, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 г.).

    В случае если при рассмотрении заявления  об оспаривании постановления административного  органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

    Материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (п. 9 Постановления Пленума N 10 от 2 июня 2004 г.).

    Основанием  для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при условии если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

    Существенный  характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела <*>.

    --------------------------------

    <*> Составление протокола об административном  правонарушении в отсутствие  лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа // Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. С. 35. 

    В Постановлении Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г. обращается внимание судов на специфику рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществленного определенного вида деятельности, дел об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителя (п. п. 20, 21).

    Решение арбитражного суда по делам рассматриваемой  категории может быть обжаловано в апелляционном порядке в  десятидневный срок со дня его  принятия.

    Если  при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

    В случае оспаривания постановления  административного органа о привлечении  к административной ответственности и принятия арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя соответствующее постановление вступает в законную силу одновременно с вступлением в законную силу указанного решения арбитражного суда, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 10). 

    (§ 4, "Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов" (3-е издание, исправленное и дополненное) (под ред. М.К. Треушникова) ("Городец", 2007)) 
 

Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

ОБ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении

к административной ответственности 

    Статья 202. Порядок рассмотрения дел о  привлечении к административной ответственности 

    Комментарий к статье 202 

    1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового регулирования рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и субъектный состав рассматриваемых правоотношений (лиц, привлекаемых арбитражным судом к административной ответственности, а также лиц, которые вправе обращаться в суд с требованиями о привлечении лиц к административной ответственности). Под федеральным законом об административных правонарушениях понимается КоАП. Важное значение для разъяснения отдельных норм действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <1>.

    --------------------------------

    <1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 8. 

    2. К особенностям, установленным КоАП в рассматриваемой сфере, относятся:

    - определение подведомственности  дел арбитражным судам;

    - виды наказаний, которые применяются  исключительно судом (возмездное изъятие, конфискация и др.);

    - срок давности привлечения к  административной ответственности;

    - отдельные принципы производства  по делам об административных  правонарушениях (например, принцип  гласности);

    - состав участников производства по делам об административных правонарушениях;

    - специфика доказательств и доказывания  по данной категории дел и  др.

    Данные  нормы объединены в основном в разд. IV КоАП "Производство по делам об административных правонарушениях".

    В то же время при определении приоритета применяемого процессуального акта следует руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому в случаях, когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП).

    3. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.21 - 14.23, 14.27, 15.10, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 этого же Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Информация о работе Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений