Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
Подведомственность дел, возникающих из
административных
и иных публичных правоотношений
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают также экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Особенностью данного вида правоотношений является их публичный характер. Если споры из гражданских правоотношений в основе своей имеют частный интерес, это всегда частноправовые споры между равными участниками гражданского оборота, то в основе спора из административных правоотношений лежит публичный интерес, это публичный спор о правах и обязанностях сторон, одна из которых находится в административном или ином властном подчинении у другой стороны.
Учитывая эту особенность, в ст. 29 АПК РФ установлено правило о том, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражными судами в порядке административного судопроизводства.
В связи с этим дела, например, об оспаривании решений органов управления акционерных обществ, иных хозяйственных обществ и товариществ должны рассматриваться арбитражным судом по правилам искового производства, поскольку они относятся к числу дел, возникающих из гражданских правоотношений <*>, а не в порядке административного судопроизводства.
--------------------------
<*>
См.: п.
8 Постановления
Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля
1996 г. N 6/8.
Кодекс значительно расширяет пределы юрисдикции арбитражных судов в сфере административных и иных публичных правоотношений, относя к их подведомственности дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29). Таким образом, для отнесения к подведомственности арбитражного суда дел об оспаривании нормативных правовых актов необходимо наличие двух условий: во-первых, такой акт должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности или создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; и, во-вторых, рассмотрение дел об оспаривании тех или иных нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законом должно быть отнесено к компетенции арбитражных судов.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 138) относит к подведомственности арбитражных судов оспаривание организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов, изданных налоговыми органами <*>. Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативные правовые акты министерства, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд.
--------------------------
<*>
См.: п.
3 Постановления
Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О
некоторых вопросах, связанных с введением
в действие Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации".
К подведомственности арбитражных судов относится также рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если эти акты касаются сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Соответствующие полномочия арбитражных судов предусмотрены в ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" <*>.
--------------------------
<*>
Информационное письмо Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах,
возникших в судебной практике при рассмотрении
арбитражными судами дел об оспаривании
нормативных правовых актов" (Вестник
ВАС РФ. 2004. N 10).
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее: во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц; во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
Положение, содержащееся в п. 2 ст. 29 АПК РФ, не связывает отнесение к подведомственности арбитражных судов названных дел с указанием на это в федеральном законе, как это предусмотрено в п. 1 данной статьи. Исходя из этого надо признать, что возможность оспаривания в арбитражном суде решений и действий, например, судебного пристава-исполнителя возникает не только в связи с исполнением им судебного акта арбитражного суда, как это предусмотрено в ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", но и в других случаях, когда есть основания полагать, что им нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В числе дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ называет дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (п. 3 ст. 29).
Таким федеральным законом, который относит к компетенции арбитражных судов некоторые дела об административных правонарушениях, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Согласно его ст. 23.1 арбитражные суды правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц в указанных случаях к административной ответственности, а согласно ст. 30.1 КоАП в арбитражный суд могут обжаловаться постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в соответствии с АПК РФ.
Арбитражным
судам подведомственны и дела
о взыскании с организаций
и граждан, осуществляющих предпринимательскую
и иную экономическую деятельность,
обязательных платежей, санкций, если
федеральным законом не предусмотрен
иной порядок их взыскания. Для обращения
государственных органов, органов местного
самоуправления, иных контрольных органов
в арбитражный суд с требованием о взыскании
указанных платежей и санкций необходимым
условием является предварительное направление
требования об уплате взыскиваемой суммы
в добровольном порядке или неуплата этой
суммы в установленный срок (ч. 2 ст. 213 АПК РФ). При этом подобное
дело не подлежит рассмотрению в арбитражном
суде, если федеральным законом предусмотрен
иной порядок взыскания указанных платежей.
Так, например, Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. 137-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых положений
законодательных актов Российской Федерации
в связи с осуществлением мер по совершенствованию
административных процедур урегулирования
споров" предусматривается такой порядок
взыскания налогов, страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
и санкций в установленных пределах (5
тыс. руб. - в отношении индивидуального
предпринимателя, 50 тыс. руб. - в отношении
организации), при котором они взыскиваются
по решению налоговых органов, территориальных
органов Пенсионного фонда Российской
Федерации без обращения в суд.
(§ 3, "Арбитражный
процесс: Учебник для
студентов юридических
вузов и факультетов" (3-е
издание, исправленное
и дополненное) (под
ред. М.К. Треушникова) ("Городец",
2007))
Рассмотрение
дел о привлечении к
К ведению арбитражного суда КоАП относит такие составы административных правонарушений, как:
производство
либо оборот этилового спирта, алкогольной
или спиртосодержащей продукции, не
соответствующих требованиям
нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24);
осуществление
предпринимательской
незаконное
использование товарного знака
незаконное получение кредита (ст. 14.11);
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ст. 14.17);
ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
нарушение правил обязательной сертификации (ст. 19.19);
другие дела, предусмотренные ст. 23.1 КоАП.
Помимо дел, перечисленных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП, арбитражный суд вправе рассматривать дела о привлечении к административной ответственности в случае, когда орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Перечень таких дел установлен в ч. 2 ст. 23.1 КоАП <*>.
--------------------------
<*>
При решении вопроса о