Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.
Вместе
с тем, если в результате переквалификации
составление протокола о
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
3. В целях укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 2 АПК РФ) и согласно ст. 29.13 КоАП судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которое организации и должностные лица обязаны рассмотреть в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье.
4.
Сроки подачи апелляционной
Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица. Соответствующая апелляционная жалоба в силу ст. 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В
случае подачи апелляционной жалобы
решение о привлечении к
Согласно ч. 4 ст. 30.11 КоАП вступившие в законную
силу постановления по делу об административном
правонарушении и решения по результатам
рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены
в порядке надзора Высшим Арбитражным
Судом РФ в соответствии с арбитражным
процессуальным законодательством.
§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений
административных органов о привлечении
к административной
ответственности
Статья
207. Порядок рассмотрения дел об оспаривании
решений административных органов
о привлечении к административной ответственности
Комментарий
к статье
207
1.
Положения комментируемой стать
2.
Постановление по делу об
Однако вышеназванная норма должна применяться с учетом ч. 1 ст. 4 АПК РФ, в связи с чем лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. ст. 25.2, 28.2 КоАП, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами § 2 гл. 25 АПК РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.
При
рассмотрении дел об административных
правонарушениях потерпевший
--------------------------
<1> Пункт 4 Постановления Пленума
ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых
вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных
правонарушениях".
3. Комментируемая статья не регулирует отношения по обжалованию решений о привлечении к административной ответственности, принятых арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Решения судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанций.
4.
В случае если жалоба на
постановление по делу об
5.
В случае противоречия норм КоА
Статья
208. Подача заявления об оспаривании
решения административного органа о привлечении
к административной ответственности
Комментарий
к статье
208
1. О территориальной подсудности по данной категории дел см. комментарий к ст. 37 АПК РФ. Акты несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают эти споры по общим правилам искового производства с особенностями, установленными КоАП и гл. 25 АПК РФ. Решение суда первой инстанции, как и другие решения, может быть обжаловано в суд апелляционной, кассационной инстанций и стать предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ по правилам, установленным в гл. 34, 35 и 36 АПК РФ.
2. Часть 2 ст. 208 АПК РФ распространяется и на случаи предъявления прокурором требований об отмене вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <1>.
--------------------------
<1> Абзац 2 п. 18 Постановления Пленума
ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации"; абз. 2, 3
п. 14 Постановления
Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. "О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие
Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях".
3.
В настоящее время
В противном случае согласно ч. 2 ст. 115 АПК РФ заявления, поданные по истечении процессуальных сроков, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
4. О приостановлении исполнения постановления и сроке приостановления судьей арбитражного суда указывается в отдельном определении или в определении о принятии дела к производству. Приостановление исполнения постановления оканчивается с истечением срока приостановления, если заявление организации или индивидуального предпринимателя оставлено без удовлетворения. В этом случае также приостанавливается течение срока давности исполнения постановления, предусмотренного ст. 31.9 КоАП, согласно ч. 3 которой в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
Ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого акта рассматривается по правилам обеспечения иска.
5.
Если при решении вопроса о
принятии заявления к
Статья
209. Требования к заявлению об оспаривании
решения административного органа о привлечении
к административной ответственности
Комментарий
к статье
209
1. Законодатель четко не определил, является ли перечень документов, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, исчерпывающим. Очевидно, такой вывод можно сделать, учитывая и то, что абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи не содержит отсылки к ст. 126 АПК РФ, в которой предусматриваются и иные документы, прилагаемые к заявлению. В арбитражной практике в связи с этим возникают споры. Так, при рассмотрении заявления индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП определением судьи заявление оставлено без движения в связи с тем, что предприниматель в нарушение требований ст. ст. 125, 126 АПК РФ не приложила к заявлению свидетельство о предпринимательской деятельности, протокол об административном правонарушении, доказательства принадлежности киоска на праве собственности или аренды, выписку из паспорта. Предпринимателю предложено в срок до 29 декабря 2004 г. устранить указанные обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. Определением суда от 12 января 2005 г. заявление об оспаривании постановления административного органа возвращено предпринимателю в связи с непредставлением истребуемых документов в установленный срок.