Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, дипломная работа
Поэтому цель данной работы изучить процедуру банкротства и исследовать методы финансового анализа, применяемые при диагностике вероятности банкротства предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– изучить причины возникновения кризисов на предприятии;
– определить особенности возникновения причин неплатежеспособности в России;
– изучить способы диагностики банкротства предприятия;
– изучить правовой аспект банкротства предприятий;
Введение
1. Теоретические основы неплатежеспособности предприятий
1.1 Виды, фазы и последствия кризиса на предприятии
1.2 Виды банкротства предприятий
1.3 Стадии банкротства предприятий
1.4 Особенности возникновения причин неплатежеспособности предприятий в России
2. Диагностика финансового состояния ООО «ТК «Альянс» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «ТК «Альянс»
2.2 Анализ имущественного положения предприятия 32
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3. Совершенствование антикризисного управления на предприятии
3.1 Прогнозирование финансового состояния предприятия
3.2 Правовое регулирование банкротства предприятий
3.3 Планирование процесса финансового оздоровления ООО «ТК «Альянс»
Заключение
Список использованных источников и литературы
– задержки в выплате заработной платы работникам;
– задержки с погашением обязательств (просроченная задолженность);
– рост убытков;
– конфликты на предприятиях, увольнение руководящего состава.
Руководство предприятия на этой стадии часто склонно к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда даже к мошенничеству.
V стадия. Банкротство организации.
Организация не может своевременно оплачивать долги, как в полном объеме, так и частично, и банкротство становится юридически очевидным.
Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег). Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема отрасли возрастает конкуренция, в условиях торможения и спада падают темпы роста. Таким образом, каждому отдельному предприятию за темпы своего роста необходимо бороться. [1, с.22]
Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями ожидаемых темпов роста их предприятия, под которые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.
Объективным выходом в любом случае банкротства служит сжатие, если не полное исчезновение предприятия как лишнего на рынке. По возможности осуществляется либо частичное, либо полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться выгодным.
В российских условиях недостаточного контроля финансовых и товарных потоков организации приобрели специфический опыт ложного банкротства. Они реализуют продукцию через дочерние и оффшорные фирмы таким образом, чтобы основная часть выручки оставалась на счетах этих фирм; по подложным контрактам уводят средства в зарубежные банки и т. д.
Рыночная экономика, т.е. экономика, в которой товары производятся и распределяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:
– изначально направлена на платежеспособный спрос потребителей;
– основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства;
– предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.
Социалистическая административно-плановая экономика оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т. д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика предлагала рынку, как правило, ограниченный ассортимент товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.
Фактически плановая экономика не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых производств и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.
Социалистическая экономика обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых экономическим объективным законам рыночной экономики. [1, с.42]
В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.
Предприятия строились очень крупными и в силу этого негибкими. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих производственных функциях. Дублирование (и потенциальная конкуренция) допускалось очень редко.
Местоположение целого ряда предприятий выбиралось исходя из необходимости создания рабочих мест, а не из экономических критериев, поэтому для многих предприятий характерны удаленность от сырья и отсутствие альтернатив поставщиков сырья и комплектующих. [5, с.56]
В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостыо и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары лучшего качества.
Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В результате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразуюшими, однако в условиях рынка они оказались лишними.
Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляли собой по сути большую, хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, приносить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.
Социалистическая экономика изобрела особые формы предприятий в виде колхозов и совхозов, которые заняли целые хозяйственные ниши. Колхозы и совхозы в большинстве своем показали свою неспособность к продуктивному производству и к конкуренции в условиях импорта сельскохозяйственных продуктов. Эта экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством военных заводов, где товары народного потребления производились по государственному плану и составляли мизерную долю. Поэтому снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в кризисное положение.
Социалистическая экономика развивалась на пространстве всего социалистического лагеря, не считаясь с его условными государственными и экономическими границами. Более того, закладывались и реализовывались схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производилось в одной стране, а сборка — в другой.
В результате процесса обособления стран СЭВ и бывших республик СССР многие российские предприятия потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло быть немедленно восполнено из российских источников.
Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, последствия, которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях управляющих. Для многих предприятий не существовало понятия прибыли. Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т. е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия. [1, с.43]
Соответственно развивался менталитет, не обученный навыкам управления финансами, а ориентированный на исполнение планов и смет. При недостатке средств естественным правом считалось просить у государства, особо не допускалась или сдерживалась возможность тратить заработанное и полученное на инвестиции, элементы внешней роскоши - иномарки, стильную мебель, загранкомандировки и т.п. Иными словами, многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.
Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.
Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию и фактическими рыночными.
Рыночные цены стали ориентиром для предприятий в условиях отмены государственного регулирования цен в 1992 г.
По отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском того, что они не будут вовремя оплачены.
Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда.
Фактически при господстве монополий — предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства.
Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования ценами колебаний спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства. [1, с.44]
Особенностью наступления кризисов в организациях России является преднамеренность, т.е. создание или увеличение руководителем (собственниками) организации ее неплатежеспособности, нанесение им ущерба организации в личных целях или в интересах третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. С этой целью администрация организации создает на своей базе несколько юридических самостоятельных малых предприятий (ЗАО, ООО), выделив их из состава организации и поставив во главе этих предприятий своих доверенных лиц. Каждое из этих предприятий по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с ним обеспечивает организацию каким-либо сырьем, материалами или реализовывает готовую продукцию. Таким образом, организация приобретает необходимые ей сырье и материалы не напрямую у изготовителей, а через эти предприятия-посредники по более высоким ценам. Эти же посредники реализуют готовую продукцию, покупая ее у организации почти по себестоимости (или даже немного ниже). Посреднические деньги уходят с предприятия на сторону. Организация-«прародитель» влезает в долги к своим фирмам, а акционеры - трудовой коллектив, государство - остаются без дохода и заработной платы. Это происходит в случае, если в планы администрации и в сговоре с ними некоторых собственников или иных лиц входит довести организацию до критического финансового состояния, превратить в банкрота, купить через подставную фирму обесцененные акции у трудового коллектива и у государства его долю и завладеть полностью организацией почти за бесценок.
Рассмотренные особенности экономического развития России следует учитывать при диагностике причин возникновении кризисных ситуаций в финансах предприятия и разработке мер антикризисного управления предприятием.[6]
Достоверная оценка сложившейся в экономике организации ситуации возможна только с применением методов финансового анализа.
2. Диагностика финансового состояния ООО «ТК «Альянс»
Общество с ограниченной ответственностью промышленно-строительная компания «ТК «Альянс» создано путем реорганизации-преобразования Производственной ассоциации ООО «ТК «Альянс» в целях объединения усилий, финансовых и материальных средств для совместного ведения предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством, учредительным договором и Уставом.
Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке грузов и транспортных услуг.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитраже, суде и третейском суде.
Общество имеет круглую печать с изображением товарного знака, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества; также имеет штампы, бланки со своим наименованием, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.
Предметом деятельности общества является:
деятельность автомобильного грузового транспорта;
техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
торговля автомобильными деталями, узлами, принадлежностями;
хранение и складирование;
организация перевозок грузов;
оптовая торговля топливом;
аренда сухопутных транспортных средств и оборудования;
технические испытания, исследования и сертификация;
оптовая, розничная и комиссионная работа;
торговля легковыми и грузовыми автомобилями отечественного и зарубежного производства и запасными частями к ним.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В Обществе создаются фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и иные, необходимые для деятельности Общества.
Информация о работе Совершенствование антикризисного управления на предприятии