Совершенствование антикризисного управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Поэтому цель данной работы изучить процедуру банкротства и исследовать методы финансового анализа, применяемые при диагностике вероятности банкротства предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– изучить причины возникновения кризисов на предприятии;
– определить особенности возникновения причин неплатежеспособности в России;
– изучить способы диагностики банкротства предприятия;
– изучить правовой аспект банкротства предприятий;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы неплатежеспособности предприятий
1.1 Виды, фазы и последствия кризиса на предприятии
1.2 Виды банкротства предприятий
1.3 Стадии банкротства предприятий
1.4 Особенности возникновения причин неплатежеспособности предприятий в России
2. Диагностика финансового состояния ООО «ТК «Альянс» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «ТК «Альянс»
2.2 Анализ имущественного положения предприятия 32
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3. Совершенствование антикризисного управления на предприятии
3.1 Прогнозирование финансового состояния предприятия
3.2 Правовое регулирование банкротства предприятий
3.3 Планирование процесса финансового оздоровления ООО «ТК «Альянс»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая не состоятельность (банкротства) предприятия и способы ее предотвращения на примере ООО «ТК «Альянс».doc

— 962.00 Кб (Скачать)

Скрытая стадия неплатежеспособности предприятия отражает его состояние на том этапе, когда оно еще может само справиться с неплатежеспособностью путем изменения цен на продукцию предприятия, маркетинговой политики, ужесточением контроля над производимыми затратами предприятия. [2, с.178]

Вторая стадия неплатежеспособности (стадия финансовой неустойчивости) предприятия характеризуется отсутствием возможностей предприятия справиться своими силами с предполагаемой неплатежеспособностью. Предприятие на этой стадии старается привлечь дополнительный капитал извне или распродать по возможности свое имущество. На данном этапе все больше проявляются признаки неплатежеспособности предприятия, отражающиеся в резком изменение структуры баланса и отчета о прибылях и убытках.

Эта стадия неплатежеспособности предприятия, охватывающая большое число финансовых ситуаций, может быть разбита на следующие подвиды:

Кратковременная стадия неплатежеспособности – это ситуация, когда предприятие не в состоянии в нормативный срок погасить просроченную задолженность, но имеет достаточно интенсивный приток прибыли, позволяющий погасить ее вместе с привлеченными средствами в нормативно установленный период.

Временная неплатежеспособность – это ситуация, когда предприятие не имеет достаточных средств для своевременного погашения внешней задолженности, но за счет мобилизации части оборотных средств и привлечения заемных средств в состоянии рассчитаться со всей внешней задолженностью.

Долговременная неплатежеспособность складывается, когда предприятие может погасить свои долги только за счет мобилизации оборотных средств, внеоборотных активов. [2, с.179]

Третья стадия – это стадия явного банкротства предприятия. Предприятие не может своевременно оплачивать свои долги, и банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется в несогласованности денежных потоков, ухудшении показателей финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности, а также показателей ликвидности (платежеспособности) предприятия, которые выходят за рамки допустимых значений. Предприятие попадает в поле деятельности антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяя к нему конкурсное производство, либо пытаются осуществить его финансовое оздоровление. [2, с.180]

Таким образом, до банкротства предприятия проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т.е. полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису предприятий.

Финансовый кризис предприятия представляет собой крайнюю форму нарушения финансового равновесия в силу циклически появляющихся противоречий между фактическим уровнем финансового потенциала и необходимым объемом финансовых потребностей. [3, с.5]

В странах с развитой рыночной экономикой предприятия при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» – реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих предприятий, которые начинают новый бизнес.

Применительно к предприятию кризисы можно классифицировать следующим образом:

–         технологический (производственный), при возникновении, которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит предприятие к финансовым потерям;

–         социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

–         финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы предприятия;

–         организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления на предприятии, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

–         информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел на самом предприятии. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

–         кризис взаимодействия между собственниками предприятия или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери.

В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах предприятия и между собой достаточно тесно связаны. [1, с.10]

Существуют следующие фазы возможного развития и преодоления кризисов на предприятии.

I фаза – спад (снижение показателей. характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза – дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин на предприятии.

III фаза – депрессия – приспособление предприятия к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при ус­ловии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза – восстановление финансового равновесия, оживление производства – восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза – рост производства, ускорение экономического развития предприятия, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза – поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д.

Опасность возникновения кризиса существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами возникновения кризиса на предприятии могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

–         отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

–         объемом производства и объемом реализованной продукции;

–         объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

–         доходами и объемами краткосрочных займов;

–         качеством продукции и ее ценой на рынке;

–         ценой продукции и затратами на ее производство;

–         уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

–         дебиторской и кредиторской задолженностями;

–         объемами инвестиций и доходами по ним и т. п. [1, с.11]

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса. Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации. [1, с.13]

Следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям, могут быть как позитивные, так и негативные последствия (табл. 1.1). [1, с.14]

Таблица 1.1

Возможные последствия наступления кризиса в организации

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника


 

 

В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты. [1, с.15]

Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.

С этой позиции процедура банкротства предприятий – это обеспечение эволюции производства, продвижения нового, отживания старого, неуклонного развития экономики. Банкротство организаций - это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало.

 

1.2 Виды банкротства предприятий

 

В практике банкротства выделяют несколько его видов:

–         реальное банкротство организации, которое характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие большого объема долгов не позволяют такой организации вести нормально производственно-хозяйственную деятельность, вследствие чего она объявляется банкротом юридически. В этом случае может проводиться конкурсное производство (ликвидация организации) или реорганизация юридического лица исходя из анализа конкретного состояния активов и пассивов организации.

–         временное, условное банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукции, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов. Такой вид банкротства организации при антикризисном управлении путем использования санации и эффективных мер финансового оздоровления не приводит к ликвидации организации. В условиях проведения арбитражных процедур финансового оздоровления и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность организации, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в последующем ее нормальное функционирование на рынке. [1, с.16]

Информация о работе Совершенствование антикризисного управления на предприятии