Совершенствование антикризисного управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Поэтому цель данной работы изучить процедуру банкротства и исследовать методы финансового анализа, применяемые при диагностике вероятности банкротства предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– изучить причины возникновения кризисов на предприятии;
– определить особенности возникновения причин неплатежеспособности в России;
– изучить способы диагностики банкротства предприятия;
– изучить правовой аспект банкротства предприятий;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы неплатежеспособности предприятий
1.1 Виды, фазы и последствия кризиса на предприятии
1.2 Виды банкротства предприятий
1.3 Стадии банкротства предприятий
1.4 Особенности возникновения причин неплатежеспособности предприятий в России
2. Диагностика финансового состояния ООО «ТК «Альянс» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «ТК «Альянс»
2.2 Анализ имущественного положения предприятия 32
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3. Совершенствование антикризисного управления на предприятии
3.1 Прогнозирование финансового состояния предприятия
3.2 Правовое регулирование банкротства предприятий
3.3 Планирование процесса финансового оздоровления ООО «ТК «Альянс»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая не состоятельность (банкротства) предприятия и способы ее предотвращения на примере ООО «ТК «Альянс».doc

— 962.00 Кб (Скачать)

На сегодняшний день функционирование системы банкротства в подавляющем меньшинстве случаев имеет результатом собственно банкротство предприятия, то есть его ликвидацию. Причиной тому существующие в законодательстве противоречия, которые создают проблемы в работе налоговых органов. [35]

Закон о банкротстве от 26 октября 2002г. ввел новые процедуры для реального оздоровления предприятия-должника. Одна из них – финансовое оздоровление, когда предприятие имеет резервы восстановления платежеспособности и соответствующие планы и графики расчетов с кредиторами. Рассмотрим планирование финансового оздоровления на примере конкретного предприятия.

 

3.3 Планирование процесса финансового оздоровления ООО «ТК «Альянс»

 

В рыночной экономике любое предприятие при определенных обстоятельствах может оказаться в кризисном финансовом состоянии. Причины такого положения связаны как с влиянием внешней среды на деятельность предприятия, так и с внутренними недостатками управления производством. Достичь финансовой устойчивости и эффективности функционирования такие предприятия могут посредством их финансового оздоровления.

Процедура финансового оздоровления – это новая процедура в нашем законодательстве. Результаты ее применения пока недостаточно эффективны. Однако ее использование в перспективе может позволить получить хорошие результаты. [36, с.38]

Под финансовым оздоровлением понимается совокупность мероприятий, направленных на решение финансовых проблем предприятия, повышение платежеспособности, улучшение финансовой устойчивости, эффективности деятельности. [37, с.6]

Финансовое оздоровление может осуществляться в форме:

–         бюджетных кредитов предприятиям-должникам, предоставляемых в порядке и на условиях, устанавливаемых администрацией субъекта Федерации или местной администрацией в соответствии с действующим законодательством;

–         размещения государственного и муниципального заказа на предприятиях-должниках в порядке, устанавливаемом законодательством субъекта Федерации и нормативными правовыми актами местной администрации;

–         реструктуризации задолженности предприятия по налогам;

–         установления льгот по налогам и сборам в части налогов, поступающих в соответствующий бюджет, утверждаемых представительным органом власти;

–         изменения сроков уплаты налогов и сборов в части налогов, поступающих в региональный или местный бюджет (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит);

–         приобретения уполномоченным органом исполнительной власти по управлению имуществом предприятий, зданий, сооружений, долей в капитале предприятий, акций и других ценных бумаг, иного имущества, которое закрепляется в государственной собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности;

–         инвестиционных кредитов предприятиям-должникам в целях модернизации, реструктуризации задолженности предприятия по коммунальным платежам;

–         выделения средств, предусмотренных на финансирование создания дополнительных мест, и в иных формах. [36, с.36]

Методическое содержание политики финансового оздоровления в основном обуславливается особенностями кризисного состояния и спецификой Деятельности экономического субъекта. При этом процедуры, реализуемые в каждом конкретном случае, будут индивидуальны. Исследование в области антикризисного управления российскими предприятиями позволяет выявить определенную закономерность и последовательность этапов работ по выводу предприятия из кризисного состояния. [38, с.25]

Последовательность осуществления работ по финансовому оздоровлению предприятия следующая:

–         тщательное изучение теоретической базы определения финансового оздоровления, банкротства, финансовой устойчивости. Необходимо детально изучить вопросы законодательства, основные понятия, существующие теоретические школы и методики, ознакомиться с опытом аналогичных предприятий;

–         выбор методологии и теоретических схем оценки деятельности. Из всего теоретического, методологического и практического материала необходимо выделить тот, который можно будет использовать в данных условиях;

–         изучение положения дел на предприятии, поиск «болевых точек», выявление и изучение основных проблем, слабых и сильных сторон деятельности, оценка возможностей и угроз, а также поиск внутренних и внешних резервов финансового оздоровления. Помимо анализа ситуации, необходимо сделать хотя бы вероятностный прогноз развития событий без внешнего вмешательства. Ясная картина положения, в котором оказалась фирма, поможет выбрать правильную линию ее оздоровления и определить желаемую эффективность функционирования;

–         определение масштаба кризисного состояния и принятие решения о целесообразности восстанавливающих процедур либо о ликвидации предприятия. Определение сложности возникшего финансового кризиса также необходимо для правильного построения стратегии и программы оздоровления, необходимости привлечения внешней помощи, коренной перестройки;

–         разработка стратегии финансового оздоровления, формирование целей, определение желаемого уровня основных показателей. На этом этапе формируется картина желаемого состояния, которое в результате оздоровительных процедур должно быть достигнуто, а также основные направления движения к этому состоянию;

–         подготовка программы финансового оздоровления. Данный этап предполагает формирование комплекса мероприятий, а также схему и порядок их осуществления;

–         оценка предполагаемой эффективности предложенных мер. Предлагаемая программа оценивается с позиции достижения желаемого состояния, сформулированного в стратегии, оцениваются последствия ее реализации. В случае несоответствия поставленным целям программа дорабатывается;

–         разработка плана оздоровления. Программа мероприятий находит свое организационное выражение в бизнес-плане финансового оздоровления или финансовых и производственных планах предприятия. Здесь конкретизируются все детали. [37, с.6];

–         поэтапная реализация мероприятий. После окончания всей подготовительной работы предприятие переходит к непосредственному осуществлению финансового оздоровления поэтапно, в соответствии с программой и планом;

–         оценка достигнутых результатов, внесение корректив в стратегию, программу и план или разработка новых. После каждого этапа необходима оценка его результатов в целях определения эффективности разработанных мер, планов, целесообразности перехода к следующему этапу. Характеризуется уровень финансовой стабилизации после определенных оздоровительных процедур. После оценки результатов определяются параметры отклонения, последствия, разрабатываются мероприятия, которые позволят вернуться на выбранную линию достижения желаемого состояния, вносятся коррективы в планы предприятия. В случае серьезных изменений, неадекватности новой ситуации разработанным планам, программе и даже стратегии либо при грубых просчетах при их формировании данные документы разрабатываются снова. Данная процедура осуществляется в течение всего процесса оздоровления и дальнейшего улучшения финансовой ситуации;

–         постоянный анализ финансового положения в целях определения соответствия достигнутых результатов целевым показателям и своевременного выявление новых финансовых проблем. Этот этап работ также осуществляется в течение всей деятельности предприятия. Постоянный контроль достижения ключевых значений показателей позволит отслеживать изменения в финансовом состоянии предприятия, оперативно выявлять вновь возникшие воздействия, новые затруднения и устранять их;

–         проведение дальнейших мероприятий по повышению финансовой устойчивости. В случае достижения необходимого финансового состояния и желаемых значений целевых показателей не следует на этом прекращать процесс улучшения финансовой ситуации. Разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности должна осуществляться непрерывно.

Анализируя представленную последовательность работ, можно прийти к выводу, что в результате подготовки и планирования процесса финансового оздоровления предприятием должны быть разработаны следующие основные документы:

–         Отчет о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – формулирует причины финансового кризиса, выявляет основные проблемы, слабые и сильные стороны, благоприятные и неблагоприятные внешние и внутренние факторы, внутренние резервы;

–         Стратегия финансового оздоровления – целевая установка, базовые принципы, а также совокупность направлений и критериев финансового оздоровления предприятия;

–         Программа финансового оздоровления – комплекс мероприятий, выбранных из числа существующих методов с учетом особенностей деятельности предприятия, внутренней и внешней ситуации, финансовых проблем и сформированной стратегии;

–         План финансового оздоровления – организационное воплощение программы с указанием сроков реализации мероприятий, расчетом количества необходимых ресурсов, указанием структурных подразделений и ответственных лиц, расчетом прогнозных значений результатов. [37, с.7]

Отчет о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности характеризует причины кризисного состояния и выявляет основные проблемы предприятия. Оценка различных сторон финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТК «Альянс» позволила выявить следующие основные причины плохого финансового состояния:

–         высокая конкуренция со стороны более крупных компаний;

–         недостаток денежных средств у основных потребителей-заказчиков;

–         пассивная позиция предприятия в разрешении проблемы реализации услуг.

–         отсутствие оперативности в разработке и освоении новых видов услуг повышенного спроса.

Анализ финансового состояния ООО «ТК «Альянс» позволил также констатировать следующие основные проблемы, которые требуют решения в процессе финансового оздоровления:

–         финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как неблагополучное. Одним из важнейших факторов, обусловливающих его, является длительная убыточная деятельность предприятия. Имеется значительная доля непогашенных убытков прошлых лет. Вместе с тем в последний год предприятию удалось снизить убыток в 3 раза по сравнению с прошлым годом;

–         большая величина кредиторской задолженности. У предприятия имеется задолженность всем основным кредиторам: бюджету и внебюджетным фондам, поставщикам, персоналу по оплате труда. Это свидетельствует о неспособности предприятия выполнять свои денежные обязательства, финансировать текущий производственный процесс, а в итоге — и о неплатежеспособности;

–         ООО «ТК «Альянс» имеет низкую платежеспособность, особенно текущую. Ощущается значительный недостаток наиболее ликвидных активов, свободных денежных средств, что создает трудности для погашения текущих обязательств;

–         предприятие является финансово неустойчивым. У него практически отсутствуют собственные оборотные средства и недостаточно нормальных источников формирования запасов и затрат;

–         на предприятии невысок удельный вес активной части основных фондов, что свидетельствует о том, что предприятие их распродает;

–         предприятие не имеет краткосрочных кредитов банка. Также отсутствуют какие-либо внешние инвестиции в деятельность фирмы как в виде участия в собственном капитале, так и в заемном, что свидетельствует о неспособности предприятия привлечь средства для своего финансирования.

Основные положения возможной программы финансового оздоровления ООО «ТК «Альянс»:

–         необходимо продолжать снижать уровень дебиторской задолженности предприятия, в том числе свести к минимуму просроченную задолженность. Для этого следует оптимизировать работу с дебиторами, повысить эффективность сбытовой деятельности фирмы. Достижение этих результатов необходимо осуществлять через проведение систематической оценки и классификации покупателей, проведение предварительной работы с клиентами, ориентацию на индивидуальный подход к заказчикам, гибкое ценообразование и условия поставки и оплаты, упорядочивание контроля возврата дебиторской задолженности, отслеживание ее реального состояния, совершенствование договорной работы, формирование резерва по сомнительным долгам, предоставление скидок плательщикам за сокращение сроков расчета. Управление дебиторской задолженностью целесообразно осуществлять согласно заранее формируемому плану;

–         снижение уровня кредиторской задолженности, реструктуризация и погашение просроченной задолженности. Для оптимизации долгов кредиторам необходимо продолжать погашение кредиторской задолженности в бюджет согласно утвержденному плану, систематически вносить текущие платежи, осуществлять поиск дополнительных источников погашения кредиторской задолженности, оптимизировать работу с поставщиками, ужесточить нормы расхода материалов, регулировать заказы материальных ценностей, осуществлять поиск новых поставщиков, проводить работу по отсрочке и рассрочке вновь возникающей проблемной задолженности;

Информация о работе Совершенствование антикризисного управления на предприятии