Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Третья  группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура - личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д.

     Профессиональные  умения можно сгруппировать и  по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:

     1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить  "вглубь";

     2) сформировать комплекс идей для  оперативного решения проблемы;

     3)  организовать исследовательскую  программу: рабочий план, расписание, бюджет;

     4) обосновать концепции надежности  и законности;

     5)  предусмотреть различные пути  проведения контроля;

     6) интерпретировать отсутствие адекватного  ответа.

     Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

     Следующей важной составляющей модели антикризисного управляющего является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.

     По  типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний  мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт - тип личности, характеризующийся  общительностью, способный легко  принимать все новое, но часто  бросать начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт - тип личности, характеризующийся замкнутостью, который в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит "белой вороной". У него хорошо развита интуиция: он способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.

     По  темпераменту существуют четыре основных типа:

     сангвиник - тип темперамента человека, характеризующийся спокойствием, уравновешенностью, подвижностью, адекватной самооценкой, трудолюбием. Его слабой чертой является неумение быстро перестраиваться в новых условиях;

     флегматик - тип темперамента человека, характеризующийся  эмоциональной устойчивостью, замедленностью темпа мышления, заниженной самооценкой, инертностью, необходимостью периода адаптации для вхождения в новую среду;

     холерик - тип темперамента человека, характеризующийся  эмоциональной неустойчивостью, подвижной  мимикой, ускоренным темпом мышления, высокой коммуникабельностью, активностью. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) у человека, обладающего данным темпераментом, чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;

     меланхолик - тип темперамента человека, характеризующийся  эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью, высокой степенью тревожности, подверженностью стрессам в изменяющихся условиях. Человек, обладающий данным темпераментом, хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей.

     В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темперамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выраженными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией.

     Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что  решение проблем комплексного характера, "сквозных", а также возникающих  на стыке нескольких областей знаний предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.

     Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим  функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции:

     1.  Стратегическая функция антикризисного управляющего - постановка    целей организации на основе анализа ситуации и прогнозов, координация процессов разработки стратегии и составления плана.

     2.  Административная          функция          антикризисного управляющего - контроль  и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.

     3.  Экспертно-инновационная  функция   антикризисного управляющего - постоянное, целенаправленное изучение новшеств в различных сферах экономики, их квалифицированная оценка и селекция, создание условий для безотлагательного внедрения в практику наиболее значимых из них.

     4.  Воспитательная функция антикризисного  управляющего - создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.

     5.  Лидирующая функция антикризисного  управляющего - функция инициатора и интегратора деятельности, следящего, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От выполнения этой функции зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы. 
 
 
 

3.  Ролевая структура  деятельности антикризисного  управляющего 

     В процессе своей деятельности антикризисный управляющий выступает во множестве ролей. При этом его личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание - подобно актеру менеджер играет заранее предопределенную роль, хотя и реализует в ней свою персональную интерпретацию.

     Роль  есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. С понятием "роль" в  управлении связаны теории ролевых  ожиданий (экспектации), ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных  отношений. Роль - это комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой-либо функции ее исполнителем. Каждая роль связана с другими ролями. Их оптимальное сочетание определяет идеальную модель менеджера.

     Можно составить разные классификации  управленческих ролей в зависимости  от критериев, положенных в их основу: формы воздействия в процессе управления - например, административные и межличностные (неформальные), характера исполнения роли -творческие и репродуктивные, целевой направленности - прямые и косвенные, продолжительности исполнения роли - кратковременные и постоянные и т.д. В классификации по ролевым функциям, например, можно выделить четыре основные группы ролей:

     • организационные, связанные с реализацией  субординационных отношений,  полномочий' и  ответственности  в  организации  -руководитель, дипломат, лидер, наставник;

     • инфраструктурные (в антикризисном  управлении это могут быть процессы  восстановления  платежеспособности  предприятия, реорганизации производства, реструктуризации системы управления) -кадровик, поставщик ресурсов и т. д.;

     •  финансово-экономические, обеспечивающие рациональное использование ресурсов и максимизацию прибыли, - инноватор, коммерсант-финансист, предприниматель, маркетолог;

     •  информационные, связанные с передачей, обработкой, сбором, распространением информации - исследователь-прогнозист, информационный центр.

     В процессе своей деятельности антикризисный  управляющий сталкивается с большим  многообразием ситуаций, в которых  ему приходится выступать в конкретных ролях. Все эти роли неразрывно связаны  между собой, но в конкретной ситуации чаще всего доминирует одна определенная роль.

     Каждая  роль предполагает свои особые приемы, требует наличия соответствующих  личностных качеств, устанавливает  этические рамки.

     В качестве основных (характерных) для  менеджера по АКУ можно выделить следующие роли.

     Руководитель. Это одна из главных составляющих комплекса ролей в антикризисном управлении. В данной роли менеджер по АКУ руководит предприятием, разрабатывает его стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор), ему часто приходится выступать в роли эксперта при постановке задач. Коллектив кризисного предприятия - благодатная почва для возникновения разнообразных конфликтов - от производственных до межличностных. Руководителю безусловно приходится принимать участие в их урегулировании, т. е. выступать в роли арбитра при разрешении споров и устранении напряженности в коллективе. Основными принципами его поведения в данной ситуации должны быть интересы дела и справедливость.

     Лидер. Эта роль определяет социальный статус менеджера по АКУ. Антикризисный управляющий обязательно должен быть лидером. В сжатых временных рамках, отведенных ему законом, невозможно добиться намеченного результата, не пользуясь поддержкой всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации производства ему необходимо создать сплоченную команду единомышленников, благоприятную моральную атмосферу для каждого служащего. Именно роль лидера в наибольшей степени реализует интеграцию целей.

     Наставник. Отличительным признаком данной роли является то обстоятельство, что в этом амплуа менеджер по АКУ должен обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.

     Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, он должен выступить:

     •   в роли консультанта, разъясняя цель, задачи и способы их решения;

     •  в роли контролера, куратора, который  регулирует отклонения от правильного  курса в работе, оценивает результаты по качеству и количеству.

     Одна  из основных функций в менеджменте - активизация деятельности персонала. Активизация лидера отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.

     Дипломат. В этой роли антикризисный управляющий выполняет функции специалиста по связям с общественностью и представителя. Первая связана с социально-психологической составляющей в деятельности менеджера, вторая с внешней деятельностью организации (представление фирмы, заключение договоров, ведение переговоров). В роли представителя антикризисному управляющему нередко приходится выступать оратором и даже публицистом. Он - "лицо" организации, и от его умения выступить с речью, дать интервью, вести переговоры с кредиторами во многом зависят успех деловых встреч и сделок, паблисити организации.

     Следует отметить, что роль дипломата - одна из самых неординарных ролей менеджера  по АКУ, которая должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в ней и только после этого выработать поведенческую тактику. Деятельность антикризисного управляющего немыслима и без знания правовых основ.

     Предприниматель. Роль предпринимателя отличается от профессии тем, что последняя определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:

     • поставщик    обеспечивает    бесперебойное    снабжение  предприятия для эффективного функционирования: материальными, кадровыми, техническими, финансовыми ресурсами;

     • маркетолог организует сбыт готовой  продукции. Для этого ему необходимо знать конъюнктуру рынка, оценить конкурентоспособность товара, определить направления и адреса товаропотоков;

     • коммерсант-финансист служит связующим  звеном между двумя предыдущими, обеспечивая материальную основу сбыта  и поставок. Поиск инвестиций, привлечение инвесторов - неотъемлемая часть плана внешнего управления.

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"