Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция
В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.
В 1928 году
Лабан открыл и предложил на рассмотрение
уникальный универсальный метод
записи танцевальных движений (см. рис.
1). При помощи специальных значков-
Рис. 1. – Метод записи танцевальных движений
Система анализа движений Р. Лабана была официально признана Танцевальным конгрессом в Эссене в 1928 году после выхода в свет книги-бестселлера “Запись танца”. В том же году Лабаном было создано “Общество записи танца”.
Однако, после прихода к власти Адольфа Гитлера, учения хореографа стало всячески притесняться. Так, в 1936 году Р. Лабан организовал невиданное доселе для всей Германии представление под открытым небом, которое должно было проходить одновременно во всей Германии в разных городах страны. Но данному представлению не было суждено случиться вследствие приезда на одну из репетиций канцлера Третьего рейха Йозефа Геббельса, который объявил о существовании на территории Германии только одного движения, коим является нацистское приветствие, а потому представление должно быть запрещено. Данный запрет стал последней каплей терпения Лабана, и он принял решение завершить работу в Германии и переехал в Париж, где занялся чтением лекций в университете Сорбонна.
Последнюю
страну, которую посетил Лабан, стала
Англия. Именно здесь хореограф нашел
те необходимые условия для
Основные идеи метода. На протяжении всей своей жизни создатель системы анализа движений был убежден, что современное индустриальное общество находится под влиянием лишенных всякого смысла физических ограничений, а танец как элемент танцевальнодвигательной терапии способен снять данные ограничения. Дифференциация аспектов движения способствует более глубокому наблюдению и формированию человеческого восприятия.
Движение способно дать человеку силу и бесстрашие. В этом Р. Лабан убедился, наблюдая за воинственными танцами племен, когда при помощи танцев войны входили в экстаз и повышали свой уровень агрессии. В результате войны впадали в глубокое гипнотическое состояние и были способны противостоять любому виду боли без серьезных последствий.
Лабан заключил, что движение оказывает непосредственное влияние на внутреннее состояние человека, и то, как человек движется, отображает его текущее внутреннее состояние. Например, если человек движется медленно и небрежно, значит, он испытывает чувство страха. Однако существует и обратная связь – внутреннее состояние человека возможно изменить, изменив движения. Если неуверенный в себе человек расправит плечи, выпрямит осанку и начнет двигаться широким шагом, у него появится уверенность в собственных силах.
Анализ движений человека предполагает знание конкретной цели движения. Для этого следует понять, для чего человек движется в принципе. Итак, человек движется:
- Для совершения какого-либо действия (обладая конкретной целью);
- Для экспрессии (с целью проявления форм чувствования);
-
Для понимания (через
-
В танце (для выражения
Человек способен двигаться не только сознательно, но также и бессознательно. Бессознательные движения (названные Лабаном “теневыми”) означают совершение жестов, о которых человек не осведомлен, выполняемые без применения сознательной воли, но при этом выражающие внутреннее отношение человека к предмету.
Изучая движения человека Лабан заметил наличие устойчивой архитектуры в вертикальной и горизонтальной частях скелета, а также трехмерность опор при верном выполнении человеком движений. Он обнаружил присутствие симметричной структуры тела по отношению к центра головы и тела: каждый конкретный орган (рот, нос и т.д.) расположен в центре, в то время как парные органы расположены симметрично на каждой из сторон человеческого тела. Сбалансированная структура обеспечивает человеческому телу равновесие.
Лабан разделял человеческое тело на 3 основные части:
1. Голова
– область расположения
2. Туловище – важная часть тела, в которой происходят все процессы, связанные с пищеварением, очищением, репродукционная деятельность.
3. Конечности
(ноги и руки) – часть тела,
главным образом отвечающая за
движения и жестикуляцию. Однако
перемещение являются не
Так, ноги поворачивают тело, прыгают, поддерживают баланс, переносят вес. Руки отмахиваются, показывают, держат и т.д.
Процесс анализа движений начинается с выяснения следующих основных моментов:
1. Где происходит движение;
2. Почему происходит движение;
3. Как происходит движение;
4. Какие существуют ограничения движения.
Исходя из этого, можно сделать вывод о существовании четырех двигательных параметра, по которым анализируется движение – время, пространство, динамика и поток. Каждый из параметров представляет собой шкалу с двумя полюсами.
Где. Тело всегда видимо, оно движется в пространстве. Так как движение является изменением, пространство обязано быть увидено как место происходящих изменений.
Ориентация. Тело способно действовать в пределах трехмерного пространства, названного Лабаном “кинесферой”, обозначающего часть пространства, которая может быть доступна человеку. В пределах кинеферы тело может занимать либо незначительное пространство, либо расшириться вплоть до периферии кинесферы. Данные изменения определяют диапазон модифицированных форм, и Лабан определил основные факторы, характеризующие изменения данных форм:
1. Размерность
– глубина, ширина и высота
дают возможность определения
движения, происходящего вверх-вниз,
вправо-влево либо вперед-
2. Приближенность – фактор, обозначающий место, в котором по отношению к телу происходит движение (близко либо далеко).
3. Плоскости.
Лабан выделил три основных
плоскости в соответствии с
размерностями: плоскость
4. Центральное/периферийное
направление. Рассматривается
5. Направленность пространства. Существует два варианта – либо движение направленное (производится по самому короткому из путей), либо ненаправленное (допускается гибкость и выбирается непрямой путь).
Анализ движения Р. Лабана является крайне точной, но очень сложной системой, правильное выполнение которой требует достаточно продолжительного накопления специальных знаний и навыков наблюдения.
В разработанной системе основную роль играют два понятия – система форм-усилий и кинесфера. Для верного представления кинесферы Лабан предлагает представить куб, охватывающий все тело человека (см. рис. 2). Это пространство будет являться личной зоной человека, как бы продолжением его тела. В рамках данного пространства человек совершает все движения конечностями, головой и туловищем. Если же в личное пространство человека попытается кто-либо вторгнуться, это мгновенно вызовет у него дискомфорт. В зависимости от размеров выделяются три основных типа кинесфер – малая кинесфера (представляет собой окружность вокруг тела, диаметром с локоть), средняя кинесфера (диаметром в вытянутую руку человека) и большая кинесфера (диаметром с вытянутую ногу). Следует отметить, что диаметры данных кинесфер не постоянны и зависят от человека и той ситуации, в которой он находится. Основная цель метода анализа движений в работе с кинесферами – научить человека использовать каждый из диаметров кинесфер в зависимости от сложившейся ситуации.
Рис. 2. – Кинесфера
Система “усилий — форм”. В системе анализа движений Лабана понятие “усилие” не означает обязательное наличие напряженности. Это скорее значит наличие движения и энергии, выражаемой в движении. При этом рассматривается качество данного движения. Так, один человек может поднять руку легко и уверенно, а другой – медленно и с напряжением.
Таким образом, движение в системе Лабана означает динамические свойства процесса движения и соотношение четырех основных физических характеристик энергии: свобода протекания, сила потока, время протекания и направленность потока. При каждом выборе человека в пользу того или иного действия изменяются характеристики энергии, осознает это человек или нет. Если человек приучен к детальному самоконтролю, это приведет к замедлению времени протекания потока, если человек чересчур самоуверен, это отразится на силе потока в сторону ее увеличения. Даже простейшие движения, такие как ходьба, состоят из динамических комбинаций связанного и свободного потока.
Одной из целей анализа движений является осознание особенностей данных характеристик движения и обогащение словаря “танцевальных человека”. Для этого в процессе анализа движений сперва производится проработка всех четырех параметров прикладываемого усилия, после чего данные усилия рассматриваются с учетом чувств и взаимоотношений между ними.
Для анализа движений каждая из категорий движения (вес, время, течение, пространство) являются своеобразной жизненной темой личности. Пространство означает, насколько значимую роль играет человек в этой жизни, как он ощущает свое пространство и вторгается в пространство других людей. Время – при каком ритме жизни человек чувствует себя более уверенным, как он может повлиять на существующий ритм жизни. Вес – насколько хорошо человек ощущает собственный вес, как он соотносится со связью с землей и т.д. Течение – насколько человек может поддерживать определенный стиль движения, как может следовать своей цели.
Для терапевтических
целей очень важно при
1. Соотношение
различных параметров и
2. Неиспользуемые
зоны, соотношение и качество. Движение
лишь в редких случаях
3. Особенные
движения среднестатического
Выяснив данные моменты, терапевт может
работать с ними посредством развития
истории движения и при помощи ассоциаций,
продолжив при этом работу над дифференциацией
анализа движения.
Автор:
Антон Ясыр
"Вся видимая вселенная - это Движение" - заявил Рудольф фон Лабан в посмертно опубликованной статье в LAMG Magazine в 1959 году. Лабан в основном фокусировался на индивидуальности человека и его/ее движении, но при этом он рассматривал движение человека не в изоляции, а как часть единого космоса движения. Все и везде, подчеркивал он, находится в движении. Небеса, облака, звезды в млечном пути, солнце, луна и планеты - все меняется и перемещается. Планета Земля - часть этого паттерна. Волны катятся по морю, вода прибывает и уходит с приливами и отливами. На земле и под ней - грохот, дрожь и землетрясения. Пламя возносится вверх, поглощая и исчезая. Движение существует и в композитных материалах - в минералах, в кристаллах - и в каждой микроскопической единице каждого организма. Уникальность Земли в том, что на ней есть движение живого. Здесь, на Земле, "существует несколько миллиардов живых существ... таких, как растения, микробы, насекомые, рыбы и все высшие животные..." Хотя растения привязаны к почве, движение присутствует в их росте, цветении и порождении семян.