Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверено развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Содержание

Раздел I. Организация как система…………………………………………………….2

Раздел II. Внутренние переменные организации……………………………..4

Раздел III. Свойства организации как системы………………………………….6

Раздел IV. Изменение и развитие организации……………………………….9

Раздел V. Общесистемные законы организации………………………………12

Работа содержит 1 файл

Организаци1.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Раздел I. Организация как система…………………………………………………….2

Раздел II. Внутренние переменные организации……………………………..4

Раздел III. Свойства организации как системы………………………………….6

Раздел IV. Изменение и развитие организации……………………………….9

Раздел V. Общесистемные законы организации………………………………12 

 

Раздел 1

Организация как система.

    Организация – сложный организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и  репутация. Они уверено развиваются, когда имеют обоснованную стратегию  и эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

    Черты и свойства организаций

    Организация представляет собой сознательно  координируемое социальное образование  с определенными границами, функционирующее  на относительно постоянной основе для  достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое»  понимается управление, под «социальным  образованием» - то, что организация  состоит из людей или групп  лиц, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следует  лица, являются преднамеренными. Организационные  процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и  предполагает необходимость в координации.

    Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются  определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных  целей. Преимущество организованных групп  заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может  более успешно достичь своих  целей, чем индивидуально. Поэтому  для достижения своих целей он создает интегрированные, кооперативные  системы поведения.

    Определение организации предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников. Структура организации  определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает  и кому, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для нее характерны комплексность, формализация и определенное соотношение  централизации и децентрализации.

    Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. 

    В основе теории организаций лежит теория систем.

    Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

    Признаками  системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и  иерархичности, относительная самостоятельность  и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном  из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

    Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем.

    Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

    Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

    Система обладает рядом свойств.

    Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

    Адаптивной  считают систему, которая может  приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление), т.е. управление в системе с неполной априорной  информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью  улучшения качества работы системы. Такое значение термина “адаптация”  сложилось в теории управления под  влиянием технических приложений. В  литературе существуют также, кроме  указанных, другие определения адаптации  и родственных ей понятий. Сущность их заключается в следующем. Наши знания об объекте и среде, в которой  он функционирует, неопределенны. Известна лишь принадлежность их к заданному  классу. Кроме того, задана цель управления, от которой зависит желаемое поведение  объекта. Необходимо найти алгоритм управления (адаптивный регулятор), обеспечивающий достижение цели за конечное время  для любого объекта и условий  его функционирования, принадлежащих  заданному классу 

    РАЗДЕЛ 2

    Внутренние  переменные организации. 

    Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.

    Функциональная  область - это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией “функция управления”, но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.

    Формирование  структуры организации осуществляется на основе горизонтальногоивертикального  разделения труда.

    Горизонтальное разделение труда- это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).

    Вертикальное  разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируетсяиерархия управленческих уровней.

    Важнейшими  характеристиками иерархической структуры  являются:

    -подчиненность - кому и скольких подчиненных;

    -сфера контроля - т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю;

    -объём управления - определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.

    При узкой сфере контроля руководитель имеет немного подчиненных и  организация при прочих сопоставимых характеристиках имеет больше уровней  управления, чем при широкой сфере  контроля. Таким образом, существует обратная зависимость между числом подчиненных и числом уровней  управления.

    Сфера контроля зависит от уровня управления, функциональной области, размера организации. Совершенствование организации  проявляется в первую очередь  в стремлении все более четко  определить содержание компетенции  на каждом уровне. Отсюда - необходимостьконтроля и координации через выработку заданий и сбор информации об их выполнении

    Люди   

    Организация- это прежде всего группа людей. В  данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:

    - поведение отдельных членов организации;

    - поведение людей в группах;

    - поведение руководителя;

    - поведение лидера и его влияние  на поведение других людей.

    В процессе взаимодействия работника  и его внешней среды формируется  шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.

    Рабочая среда - это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.

    Важнейшими  элементами рабочей среды являются группы и лидерство.

    Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей. 

    Раздел 3

    Свойства  организации как  системы.

    Адаптация.

    В современном менеджменте рассматривается  множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные  учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

    Организации создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей в продукции  либо услугах и поэтому имеют  самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

    Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как  объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

    Адаптивной  моделью системы управления объектом будем называть такую модель, в  которой в результате изменения  характеристики внутренних и внешних  свойств объекта происходит соответствующее  изменение структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения  стабильности функционирования объекта.

    Эффективность управления реальными объектами, как  показывает практика, обычно имеет  прямую зависимость от степени использования  адаптивного механизма в процессе управления независимо от природы управляемого объекта.

    Адаптацию в широком смысле понимают как  приспособление системы к изменению  условий. Конкретизация определения  адаптации связана с целями исследования и конструирования.

    Адаптивной  считают систему, которая может  приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление), т.е. управление в системе с неполной априорной  информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью  улучшения качества работы системы. Такое значение термина “адаптация”  сложилось в теории управления под  влиянием технических приложений. В  литературе существуют также, кроме  указанных, другие определения адаптации  и родственных ей понятий. Сущность их заключается в следующем. Наши знания об объекте и среде, в которой  он функционирует, неопределенны. Известна лишь принадлежность их к заданному  классу. Кроме того, задана цель управления, от которой зависит желаемое поведение  объекта. Необходимо найти алгоритм управления (адаптивный регулятор), обеспечивающий достижение цели за конечное время  для любого объекта и условий  его функционирования, принадлежащих  заданному классу.

    По  адаптивные системы функционируют  в соответствии с определенными  принципами.

    1. Принцип необходимого разнообразия. Он утверждает, что разнообразие  управляющей системы должно быть  не меньше разнообразия объекта  управления. В отличие от адаптивных, иные (“неадаптивные”) системы управления  должны для поддержания способности  управления объектом включать  небольшое число объектов. Адаптивные  системы подразумевают отсутствие  определенного стационарного закона  управления для элементов заданного  класса. В процессе функционирования  системы, чем больше проявляется  ее разнообразие, тем в большей  степени должны происходить изменение  ее параметров и структуры. 

Информация о работе Теория организации