Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция
В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.
Поскольку поток движения человека непрерывен, базовые усилия, конечно, изменяются и каждый элемент регулируется. Лабан разработал диаграммы отношений усилий, сгруппировав усилия по общим элементам, по противоположным элементам, и по отсутствию общих элементов.
Такой анализ проясняет понимание элементов, включенных в движение, и дает понимание возможного развития движения.
"Для
человека связь усилия и
Даже восстановление требует некоторого усилия. Усилие и восстановление не являются взаимоисключающими противоположностями. Восстановление может означать восстановление внутреннего баланса, или, другими словами, восстановление происходит, когда усилие направлено скорее на внутреннее исцеление, чем по направлению к внешнему миру. Поток жизненной энергии может быть проанализирован как чередование усилий.
Лабан определяет
ритм как "чередование
Существует фундаментальное чередование между работой и сном - хотя следует заметить, что работа это не только усилие и сон, это не только восстановление. Существует единый природный ритм - все следует естественному порядку в движении на Земле, включая солнце и луну. У каждого человека есть свой ритм или ритмический паттерн, и с ним соотносятся питание, репродукция, отдых, образование и другие виды активности. Разнообразие ритмов в человеке варируется от очень простых до сложных.
То же самое чередование присутствует во всех аспектах жизни: в биологическом функционировании тела (еда, деторождение, смерть), в ментальной, творческой и эмоциональной деятельности (преработка, фильтрация, сортировка и усвоение впечатлений и опыта и их воспроизведение во сне либо выражение во время бодрствования).
Баланс - это одновременно внутреннее и внешнее переживание. Баланс достигается, когда завершается противостояние двух противоположностей и достигается равновесие. Соразмерное чередование ритмических составляющих (сила и легкость, борьба и следование) восстанавливают баланс. Та же базовая схема присутствует во всем живом, таким образом движение можно увидеть как связь человека со вселенной.
Понятие гармонии появляется в педагогических и письменных работах Лабана с разными оттенками смысла: "идеальная координация", "равновесие между силами, действующими в различных направлениях", "согласованность сил внутренних и внешних", "совмещение напряжения и расслабления таким образом, чтобы достичь идеального баланса", "объединение или восстановление связи с бесконечным", "совмещение внутренннего с внешним и внешнего с бесконечным".
Лабан интересовался открытиями Пифагора в математике, особенно "математикой, лежащей в основе музыкальных гамм", и разделял убеждение, что те же законы существуют как в музыке, так и "на небесах". Если число является ключом к музыкальной гармонии, оно так же может быть ключом к гармонии во вселенной. Другими словами, возможно, существует структурное подобие между Человеком, его движением и космосом.
Общая гармония определяются как структурой тела, так и физиологическим и психологическим состоянием.
В книге Choreutics Лабан написал, что "интенсивное изучение связей между архитектурой человеческого тела и его траекторий в пространстве помогает поиску гармоничных паттернов". Однако, "оттенки и нюансы гармонии ускользают в вербальном описании". Движение связано не только с поверхностью, материальными вещами, тем, как "добраться из пункта А в пункт Б", приготовить салат, постелить постель, но также связано с удовольствием, экспрессией, коммуникацией, с балансом и координацией - гармонией всего человеческого существования.
Обобщив музыкальные и математические (геометрические) концепции, Лабан предложил идею гармонии движения в пространстве - тело взаимодействует с естественными паттернами в пространстве. Простейший пример статической пространственной гармонии - это симметрия тела. Если мы "заморозим" движение, мы заметим его вид и форму. Движение является последовательностью форм, переходящих друг в друга по некоторым траекториям.
Динамическая симметрия обнаруживается, например, если правая и левая стороны тела используются равнозначно, как, скажем, в походке, или любом другом перемещении. Пространственная гармония в более глубоком смысле достигается только с помощью чередования "направленного" и "ненаправленного" пространственного качества усилия... В поведении человека мы можем наблюдать целую гамму ритмов и гармоний от простейших... инстинктивных... до наиболее сложных ритмов и гармоний, относящихся к рационально-переживаемым связям между функциями.
Анатомическая структура тела определяет ряд естественных последовательностей движения, которые логически связывают различные зоны тела и, в частности, конечности. Эти определенные последовательности движений (которые выводятся естественно из изучения физических и ментальных функций, как в каждодневных действиях, так и в танце) Лабан, следуя музыкальной метафоре, назвал гаммами.
"Желание достичь равновесия через симметричные движения - простейшее проявление того, что мы называем гармонией, цель этого не просто держать тело в вертикальной позиции, но достичь единства, целостности, полноты". Гармонию создают выбор, порядок и отношение движений в пространстве: "Интеграция тела и сознания через движение происходит в свободном исполнении хореографических форм. Возможно построить динамически стандартную гамму, в которой цепь гармонично связанных эмоций соотносится с кинесферической двигательной траекторией той же формы".
Равновесие, достигаемое с помощью ассиметричных движений, имеет множество аспектов. Влияние потока, который нарушает простую симметрию, приводит к ассиметричным движениям, которые должны быть обязательно закончены другими ассиметричными напряжениями или движениями.
Стандартная гамма состоит из двух частей. Первая последовательность из шести движений идет по одной стороне Кинесферы, вторая - по противоположной. Направления обеих серий параллельны, но направлены противоположно. Стандартная гамма, будучи прототипом цепи, которая обспечивает равновесие в своем потоке форм, является основой для переживания пространственной гармонии. В тренинге эти гаммы могут помочь в изучении и получении опыта гармонии, равно как помогать в более общем смысле раскрытию тела в пространстве и пространства в теле.
Движение, конечно же принимает все типы форм, но, соотнося его с геометрическими формами, Лабан достиг двух специфических целей:
Платоновские
круги, спирали, фигуры из восьми линий,
идущие в различных направлениях
- полезные точки отсчета для любых
типов двигательных композиций, которые
стимулируют размышление и
Лабан в статье, открывающей LAMG Magazine, сказал что раньше в своей работе он отмечал "что люди, вне зависимости от различий в расе и уровне жизни, обладают чем-то общим в их двигательных паттернах". Когда они выражают чувства или взволнованы - это общее становится наиболее очевидным в их двигательных паттернах, в них акцентируются определенные точки в прострастве вокруг тела. "Соединив эти точки", опишет он. - "Я пришел к строгой форме кристалла". Эту форму он позже назвал икосаэдром.
Это было волнительное открытие для него, поскольку он уже искал связи пространства движений человека с кристаллической структурой и был обрадован, когда узнал от одного химика, что протеин кристализуется в форму икосаэдра.
Человек, говорит Лабан, склонен следовать в своих движениях линиям, связывающих двенадцать вершин икосаэдра, перемещаясь словно по невидимой сети траекторий", и он также отметил, что "перемещение вдоль некоторых из этих траекторий, дает опыт гармоничных и спокойных чувств и образов, тогда как следование другим траекториям побуждает чувства и образы злости, несчастья и дисгармонии".
Икосаэдр дает возможность более детально описывать ориентацию. Восемь вершин куба соединяют шесть квадратных поверхностей. Работая с 3-мерным пространством, можно выделить 3 прямоугольника с 4 вершинами (3 плоскости, пересекающие друг друга). Соединив их вершины, можно получить 12 точек, касающихся поверхности сферы. Поверхности между точками образуют 20 равносторонних треугольников, формируя тем самым икосаэдр.
Это почти сфера, определяющая пространство, в которой каждый индивид может двигаться, и она обеспечивает отличные способы распознавания и упорядочения направлений, используемых в движении человека.