Теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 01:54, реферат

Описание работы

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть максимально эффективным.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 23.40 Кб (Скачать)

Введение

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько  велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век  информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями  того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают  в школы и дома. Тема внедрения  технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу  стала особенно актуальна в наши дни.

Основным потребителем этих услуг является молодежь - более 60% от числа российских пользователей  Интернета. Информационные технологии открывают новые возможности  для ее развития и самосовершенствования. Компьютерные игры и Интернет формируют  новое сознание, стирая различия между  менталитетом молодого поколения разных континентов, стран и национальностей, которое формирует собственное  виртуальное мировое сообщество.

Информационные технологии являются мощнейшим двигателем прогресса. Ученые установили, что активное привлечение  молодежи к их освоению способствует развитию творческих способностей, улучшению  скорости реакции, быстрой ориентации в нестандартной ситуации.

В настоящее время  в современном обществе интерес  к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически  все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философии, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

Проявление такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется важным потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих  отношение к делу. Совместимость  таких усилий предполагает комплексный  подход к исследованию личности, а  он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для  каждой из вовлеченных дисциплин.

В настоящее время  сложился целый ряд подходов к  пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и  сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры  познавательных процессов, законов  их формирования необходимо для правильного  выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и  развитие познавательных процессов  внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

С развитием современной  информационной технологии, система  “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с  компьютером должно быть максимально  эффективным.

Задачи исследования:

1) проанализировать  литературу по данной теме;

2) подбор методик  исследования;

3) проведение диагностики;

4) обработка и  анализ полученных результатов; 

1§ Понятие Социальная психология

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

    Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические  факторы– это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологические  закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости  социально-психических явлений.

Социально-психологические  механизмы – механизмы, с помощью  которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины  к следствию.

Задачи социальной психологии:

1) продолжение углубленных  исследований проблем, относящихся  к предмету социальной психологии  во взаимодействии с другими  науками;

2) содержательный  пересмотр социально-психологических  проблем в связи с изменившимися  социальными условиями в нашей  стране;

3) исследование новых  социально-психологических явлений  (этнических, экономических, классовых,  политических, идеологических и  др.);

4) социально-психологические  исследования изменений в массовом  сознании, общественных настроениях  и общественном мнении;

5) анализ возрастания  роли социальной психологии в  условиях реформирования общества;

6) взаимодействие  социальной психологии с прикладной  и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи  отечественной социальной психологии  с различными направлениями зарубежной  социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:

1) предметом социальной  психологии служат явления психики,  характерные для больших социальных  групп (нации, страны, большие  социально-демографические группы);

2) главным предметом  социальной психологии является  личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности  общения, изучение личности, ее  черт;

3) предметом психологии  являются массовые психические  процессы, и положение личности  в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психика  является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует  как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.

Функции социальной психики:

1) интеграция и  трансляция социального опыта,  на основе которого формируется  единое направление мыслей, воли  и чувств, в данной социальной  группе;

2) социальная адаптация  – приведение индивидуального  сознания в соответствие с  принципами и нормами, господствующими  в данной социальной группе;

3) социальная корреляция  – приведение поведения личности  в соответствие с нормами, принятыми  в данном социуме;

4) социальный контроль  – регуляция поведения личности  системой неформальных санкций  общества;

5) психологическая  разгрузка – освобождение от  социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация  – усиление человеческой деятельности  благодаря активизации массовых  эмоций.

2§Личность, индивид, индивидуальность

В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все « психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее».

Понятие «личности» соотносится с такими понятиями  как «индивид», «человек», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое  широкое и общее, все остальные  включаются в него.

Понятие «индивид»  может относиться и к человеку, и к животному. Человек как  индивид представляет собой биологический  род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]

Личность - свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно, целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу. Развитие личности рассматривается как результат процесса овладения (присвоения) человеком общественно-исторического опыта.

Отличительными психологическими признаками личности являются: сформированность психологических свойств и качеств; сознание, то есть способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события; самосознание - способность осознавать самого себя; саморегулирование, то есть управление своим поведением и деятельностью. Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдаю-щейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, кор-рупция и др.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью.

Важным отличительным  признаком личности является индивидуальность, то есть неповторимое сочетание психологических  особенностей, определяющих социальный облик, стиль жизни и деятельности человека, которые отличают его от других людей. Иначе говоря, личность имеет свою «Я - концепцию», неповторимый образ мышления, деятельности и поведения.[8] 

3§ Социально-психологические характеристики личности

Мировосприятие и  мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни.

Система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить пять групп потребностей, расположенных в виде пирамиды:

1) физиологические  потребности (потребности в еде,  воде, убежище, отдыхе и сексуальные  потребности) – лежат в основании  пирамиды;

2) потребности в  надежности (потребности в защите  от физических и психологических  опасностей, уверенность в удовлетворении  в будущем физиологических потребностей);

3) социальные потребности  (потребности в понимании, причастности  к какой-либо группе, привязанности  и поддержке);

4) статусные потребности  (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);

5) потребности самовыражения  (потребность в реализации своих  потенциальных возможностей и  росте как личности) – находятся на вершине пирамиды.

Расположение потребностей в виде пирамиды показывает, что  потребности высшего уровня возникает  после удовлетворения потребностей более низкого ряда. Однако, позже было показано, что достижение потребностей высшего уровня не обязательно идет через удовлетворение низших уровней. Так, высоко нравственный человек остаётся честным, даже будучи «на мели».

Цивилизованность  личности – отношение личности к  достижениям и ценностям человеческой культуры. Эта характеристика описывает личность как члена мирового сообщества, владеющего достижениями современной культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, следующей моральным и правовым нормам и установкам, цивилизованным принципам жизни.

Информация о работе Теории личности