Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 01:54, реферат
С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть максимально эффективным.
Введение
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век
информации, в век, когда происходит
компьютерная революция. Мы являемся свидетелями
того, что компьютеры, уже занявшие
прочные позиции во многих областях
современной жизни, быстро проникают
в школы и дома. Тема внедрения
технических и автоматизирующих
средств в образовательную
Основным потребителем
этих услуг является молодежь - более
60% от числа российских пользователей
Интернета. Информационные технологии
открывают новые возможности
для ее развития и самосовершенствования.
Компьютерные игры и Интернет формируют
новое сознание, стирая различия между
менталитетом молодого поколения разных
континентов, стран и национальностей,
которое формирует собственное
виртуальное мировое
Информационные технологии являются мощнейшим двигателем прогресса. Ученые установили, что активное привлечение молодежи к их освоению способствует развитию творческих способностей, улучшению скорости реакции, быстрой ориентации в нестандартной ситуации.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философии, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
Проявление такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется важным потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместимость таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
В настоящее время
сложился целый ряд подходов к
пониманию личности: биологический,
социологический, индивидуально-психологический,
социально-психологический и
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть максимально эффективным.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) подбор методик исследования;
3) проведение диагностики;
4) обработка и
анализ полученных результатов;
1§ Понятие Социальная психология
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.
Социально-психологические факторы– это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.
Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.
Социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.
Задачи социальной психологии:
1) продолжение углубленных
исследований проблем,
2) содержательный
пересмотр социально-
3) исследование новых
социально-психологических
4) социально-психологические
исследования изменений в
5) анализ возрастания
роли социальной психологии в
условиях реформирования
6) взаимодействие
социальной психологии с
7) обеспечение взаимосвязи
отечественной социальной
В социальной психологии
различают теоретическую и
Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:
1) предметом социальной
психологии служат явления
2) главным предметом
социальной психологии
3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.
Предметом прикладной
социальной психологии является изучение
закономерностей
Социальная психика является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.
Функции социальной психики:
1) интеграция и
трансляция социального опыта,
на основе которого
2) социальная адаптация
– приведение индивидуального
сознания в соответствие с
принципами и нормами,
3) социальная корреляция
– приведение поведения
4) социальный контроль
– регуляция поведения
5) психологическая
разгрузка – освобождение от
социально-психологического
6) социальная активация
– усиление человеческой
2§Личность, индивид, индивидуальность
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все « психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее».
Понятие «личности» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]
Личность - свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно, целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу. Развитие личности рассматривается как результат процесса овладения (присвоения) человеком общественно-исторического опыта.
Отличительными
Важным отличительным
признаком личности является индивидуальность,
то есть неповторимое сочетание психологических
особенностей, определяющих социальный
облик, стиль жизни и деятельности
человека, которые отличают его от
других людей. Иначе говоря, личность
имеет свою «Я - концепцию», неповторимый
образ мышления, деятельности и поведения.[8]
3§ Социально-психологические характеристики личности
Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни.
Система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить пять групп потребностей, расположенных в виде пирамиды:
1) физиологические
потребности (потребности в
2) потребности в
надежности (потребности в защите
от физических и
3) социальные потребности
(потребности в понимании,
4) статусные потребности
(потребность в уважении, самоуважении,
личных достижениях,
5) потребности самовыражения
(потребность в реализации
Расположение потребностей в виде пирамиды показывает, что потребности высшего уровня возникает после удовлетворения потребностей более низкого ряда. Однако, позже было показано, что достижение потребностей высшего уровня не обязательно идет через удовлетворение низших уровней. Так, высоко нравственный человек остаётся честным, даже будучи «на мели».
Цивилизованность
личности – отношение личности к
достижениям и ценностям