Автор: Марина Ш, 19 Июля 2010 в 02:46, доклад
социальные движения, определение, характеристика, структура, типология
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Московский
государственный социально-гуманитарный
институт
На тему «Социальные движения»
По дисциплине
«Социология»
Выполнила: студентка группы БУ-08
Шарапова Марина
Проверила: кандидат исторических наук,
доцент Таппосханова Марина Алиевна
Москва
2008
Примеры социальных движений: "зеленые", пикетирующие атомные электростанции; мусульмане, атакующие христиан (и наоборот); африканцы, протестующие против апартеида; женщины, пикетирующие клиники, где делаются аборты и т.д.
Социальное движение - свободно организованная общность людей, действующих совместно в слабо институционализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе.
Выдающиеся социологи ХIХ в. рассматривали социальные движения, как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные н а поддержку социальных изменений, но и против них.
Структурные предпосылки возникновения социальных движений. Обобщив все социальные условия, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил 5 предпосылок: 1) социальная неудовлетворенность; 2) структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности); 3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми; 4) уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования; 5) наличие идеологии, оправдывающий предполагаемые коллективные действия в социальных движениях.
Жизненные циклы социальных движений. Обычно движения в процессе своего развития проходят 4 одинаковые стадии: 1) Беспокойства; 2) Возбуждения; 3) Формализации; 4) Институционализации.
Социальные движения характеризуются: 1) количеством участников и размахом акций; 2) единством в отношении цели - определенным изменениям в обществе; 3) низким уровнем формальной организации; 4) высокой степенью стихийности действий.
По мнению исследователей, социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегрированы. Тем не менее, они не организованы так, как обычно организованы политические партии и другие ассоциации.
Связь социальных движений с социальными изменениями прослеживается в том, что
1) их целью является либо утверждение (введение) в общественную жизнь каких-либо новых элементов (новых законов, отношений, привычек), либо отрицание (приостановка, предотвращение или обращение вспять) существующих (загрязнения окружающей среды, роста преступности);
2) они является одной из причин (причем важнейших), которые приводят к социальным изменениям (социальные движения объединяют социальный процесс и влияют на его ход.
3) изменяя общество, они изменяют в этом процессе и себя (мобилизуются, организуются) для того, чтобы влиять на общество более эффективно. Социальные движения существовали и в прошлом, но только в зрелых современных обществах началась действительно эра социальных движений. В XIX-XX вв. они стали многочисленны, как никогда прежде, приобрели массовый характер и повлекли за собой важные социальные изменения.
Важность и значение современных социальных движений обусловлены рядом обстоятельств:
физическим соединением больших масс людей в ограниченном районе (в результате индустриализации и урбанизации, приводящих к высокой "моральной плотности" населения) (Э. Дюркгейм);
изоляцией индивидов в деперсонифицированном обществе (так называемое, "одиночество в толпе", когда отчуждение, одиночество и оторванность вызывают стремление к общности, солидарности и сплоченности) (Ф. Тённис);
беспрецедентным ростом социального неравенства, ступенчатой иерархией богатства, власти и престижа (эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединят людей) (К. Маркс);
демократическими преобразованиями, создающими политические возможности для коллективных действий больших масс людей (при этом выражение различных мнений, выявление и объединение интересов и активная деятельность в их защиту становятся не только законным правом, но и долгом ответственного гражданина) (М. Вебер);
последовательным завоеванием, контролем и господством над природой и обществом, манипулированием ими (порождающими веру в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде (при этом волюнтаризм порождает социальные движения, а фатализм их убивает)) (Сен-Симон, О. Конт);
культурным и образовательным подъемом современного общества, которые увеличивают резерв их потенциальных участников (поскольку участие в движениях требует известной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способности к обобщениям личного и местного опыта);
возникновением и распространением средств массовой информации (СМИ).
Исследователи особо подчеркивают роль СМИ в процессе появления и функционирования современных движений:
они формируют общественное мнение, которое позволяет гражданам выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других групп;
они создают возможности для сравнения собственной жизни с жизнью других ("демонстрационный эффект") (обнаруживая, что лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях);
через них граждане узнают о политических взглядах и желаниях других людей, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки.
Структура и типология социальных движений.
Существует два подхода к изучению структуры социального движения:
Функциональный (предполагает анализ элементов структуры с точки зрения функций, выполняемых ими в движении). В соответствии с ним можно выделить 1) систему ценностей, норм, идей и принципов, формирующих идеологию и мировоззрение участников (гуманизм, феминизм, альтруизм); 2) стратегию и тактику борьбы, определяющие общую направленность предполагаемых общественных изменений (революция, реформа, контрреволюция); 3) средства и способы достижения поставленной цели (ресурсы и инструментарий движения: митинги, забастовки, пикетирование); 4) штаб, обеспечивающий выработку основных идейно-теоретических положений и руководство; 5) периферийные организации, реализующие на местах стратегические и тактические цели движения; 6) информационно-коммуникационная система, обеспечивающая связь всех участников по вертикали (от руководства к рядовым членам и обратно) и по горизонтали (между участниками движения в пределах региона, страны, мира).
Организационный (анализ элементов структуры с точки зрения их роли в процессе организации движения). Данный подход позволяет выделить 1) "людей слов" - интеллектуалов, создателей идеологии движения; 2) активистов-агитаторов, преобразующих идеологические конструкции в умонастроения масс, в массовые действия; 3) "людей действия" - практиков, занимающихся организацией движения и консолидацией его рядов; 4) убежденных сторонников - тех, для кого цели движения совпадают с их насущными жизненными интересами (афроамериканцы, участвующие в движении за свои гражданские права); 5) рядовых членов - тех, кто имеет отношение к данному движению, но не переживает эту связь как свою насущную потребность (афроамериканцы, которых в принципе удовлетворяет и существующее положение вещей); 6) сочувствующих - тех, кто не имеет никакого отношения к движению, но выражает сочувствие его целям (белые американцы - противники дискриминации по расовой принадлежности); 7) случайных попутчиков - людей, примкнувших к движению в надежде что-либо приобрести (богатство, престиж) в случае его победы.
Типология
социальных движений: 1) по масштабам
предполагаемых изменений: реформистские,
радикальные, революционные; 2) по качеству
предполагаемых изменений: прогрессивные
и реакционные ("ретроактивные");
3) по отношению к целям предполагаемых
изменений: социально-политические (стремятся
к изменениям в политике, экономике, сдвигам
в классовых и стратификационных структурах),
социокультурные (стремятся изменить
убеждения, ценности, нормы, символы); мистические
(религиозные) (борются за спасение своих
членов и общее оживление религиозного
духа), призывающие к самосовершенствованию,
душевному и физическому комфорту (группы
здоровья, "моржи"); 4) по "вектору"
изменений: позитивные, негативные и альтернативные
(парные движения: левые-правые, атеисты-фундаменталисты);
5) по стратегии действий: инструментальные
(стремятся завоевать политическую власть
и с ее помощью произвести предполагаемые
изменения: общественно-политические
движения) и экспрессивные (стремятся
достичь автономии, культурного или политического
равноправия для своих членов или более
широких общностей: этнические, феминистские,
движение за права гомосексуалистов);
6) по историческому типу: старые (ориентированы
на экономические интересы, объединяют
людей по жесткому классовому принципу:
рабочие, фермерские движения) и новые
(акцентируют внимание на новых темах
и интересах, преимущественно культурного
и правового характера, отличаются неопределенным
социально-классовым составом участников:
движения за культурное возрождение малочисленных
этносов, за права животных); 7) по характеру
взаимодействия между движениями: антагонистические
(непримиримые контрдвижения: революционеры-
Типы социальных движений. Социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать наибольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. поэтому при анализе мы применяем классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их «идеальных типов».
Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.