Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция
В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.
В горизонталях и вертикалях скелета Лабан увидел что-то вроде устойчивой архитектуры. В правильных движениях отчетливо проявляется трехмерность опор и арок. Он обратил внимание на симметрию структуры тела относительно центра тела и головы: каждый отдельный орган (как нос, рот, гениталии) размещен в центре, тогда как парные органы находятся симметрично на каждой стороне тела. Сбалансированная структура тела, стремящееся из центра во вне, обеспечивает равновесие.
Как Дельсарт и Далькроз, технически Лабан выделил в теле три области:
Лабан особенно подчеркивает важность (для каждого человека, не только для выступающего артиста) гибкости позвоночника, силы живота, ритма и расширения грудной клетки и легких.
Лабан хорошо осознавал важность хорошего дыхания. Дыхание - это основа жизни, и хотя все мы верим, что оно происходит естественно, лишь некоторые по-настоящему понимают суть процесса. Вслед за сжатием и выдохом, движение грудной клетки и расширение нижних ребер втягивают воздух. Дыхание наполняет кислородом кровь, влияя на здорове, физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека. Это одно из главных составляющих развития потенциала к полноценным переживаниям.
Лабан указывал на небоходимость восстановления силы и пластичности позвоночного столба, т.к. влияние индустриализации частично изменило естественную осанку человека. Хорошо выстроенное тело - это поднятая голова, глаза смотрят вперед, плечи направлены вниз, причем с минимально необходимым усилием. Позвоночник нуждается в постоянном удлинении, компенсирующем постоянное давление гравитации. Выравнивание позвоночника очень важно для тела из-за его расположения и роли в поддержании равновесия и вертикальности.
Но есть еще один важный фактор. Далеко не все, утверждал Лабан, на полную используют гибкость и подвижность позвоночника, поскольку их образ жизни сделал хрящи жесткими, либо ослабил мышцы, и они потеряли ту эластичность, которая подразумевалась Природой. Осанка - такая же часть экспрессии, как и подвижность.
Лабан утверждал, что и конечности и туловище, так ж,е как и мозг, могут обогащать восприятие мира. И для осанки, и для движения необходима укрепленная брюшная стенка, сильные, плотные ягодицы, вертикальная спина - все это обеспечивает наилучшее сопротивление давлению гравитации и дает возможность быть чутким к движению и взаимодействию. Лабан отмечал, что из своего центра тяжести линии тела тянутся по четырем направлениям, каждое по направлению к углу тетраэдра.
Мы взглянули на тело как на инструмент движения; сейчас давайте начнем процесс анализа, с тем, чтобы лучше определить элементы движения как таковые. Лабан предлагает обратить внимание на четыре момента:
Таким образом,
мы имеем четыре двигательных параметра,
с помощью которых можно
Тело движется в пространстве. Движение всегда видно. Движение - это изменение, и "пространство", заметил Лабан, "должно быть увидено как место, где происходят изменения".
Трехмерное пространство в форме сферы, в котором способно действовать тело (расширяющееся от центра к краям конечностей) Лабан назвал Кинесферой. Этот термин обозначает ту часть общего пространства, которое доступно человеку. В пределах Кинесферы тело может занимать малое пространство либо расшириться до ее периметра.
Такие изменения определяют диапазон варьирующихся форм, и Лабан выделил факторы, отражающие изменения этих форм:
Движение в целом, как последовательность, может быть определено как дискретное, или, напротив, текучее. Одни люди позволяют своим движениям происходить свободно, тогда как другие их сдерживают. Непрерывность движения может быть разделена для удобства анализа.
С одной стороны, движение может происходить гладко и непрерывно, и в этом случае мы можем говорить о "свободном потоке". С другой стороны, движение может сдерживаться, останавливаться, ограничиваться, и в этом случае поток "ограниченный" ("связанный" - bound). Свободные движения часто требуют времени для завершения, тогда как те люди, кто легко обрывают свои движения, могут испытывать сложности с непрерывным потоком движения. Между двумя полюсами, разумеется, могут быть все градации от полностью свободного до совсем ограниченного.
Один из наиболее важных аспектов в Лабановском видении движения - его замечание, что движение обладает качеством. Мы не просто движемся в пространстве-времени, но мы движемся с определенной степенью усилия, или расслабленности, или интенсивности.
Движения могут быть тяжелее или легче, в зависимости от заложенного в них уровня энергии и импульса. Это расширяет наше понимание функции и значения движения. Энергия любого движения столь же внутренняя, сколь и внешняя, и таким образом, анализ динамики касается также внутренних импульсов, которые рождают движение.
Существуя в пространстве, тело также существует и во времени. Движение может совершаться с разной продолжительностью, быстро или медленно.
Использование времени может варьироваться от крайне медленного до самого быстрого. С точки зрения времени, движение может быть свободным и непрерывным, либо определяться каким-то паттерном или ритмом. Покой или пауза могут быть увидены как внутреннее движение между двумя внешними движениями.
Напряжение "мобилизует все системы восприятия, настраивая на все, что происходит вокруг, создает связь внутреннего с внешним", говорил Лабан. Это похоже на резкий звук струны в музыке.
Напряжение
можно рассматривать как
Напряжение необходимо, но его степень должна соответствовать задаче или событию. Нам необходимо избегать лишней жесткости с одной стороны и слабосилия с другой, находя золотую середину.
В современных исследованиях движения активные упражнения на развитие силы или способностей, физических или ментальных, называются усилием. Активная энергия не обязательно должна быть чрезмерной или слишком утомительной... Усилие может быть спокойным... особенно когда делается легко и с удовольствием.
Лабан выделил различные внутренние позиции, которые сказываются на разных качествах усилия:
Эти позиции не исключают друг друга. В некоторых усилиях мы можем увидеть одновременно борьбу и потакание. Но усилие есть во всех действиях, будь то физические и/или ментальные. "Лишь некоторые люди осознают, что их удовольствие в работе и их счастье в жизни... обусловлено развитием и соответствующим использованием индивидуальных усилий".
Коллективное действие, говорил Лабан, построено из ментальных и физических усилий индивидов. Всякое наше ментальное или физическое усилие он видел как комбинацию и отношение направления (пространства), темпа (времени) и динамики (веса) в их взаимодействии и взаимовлиянии в различных формах. (см. Паттерн 24).
Для любой задачи тело нужно использовать наилучшим способом. Каждое действие следует исполнять экономно. Большинству людей нужно учится двигаться без лишней траты энергии - что означает нахождение наилучшей начальной позиции, затем применение подходящего количества силы, наилучшее использование пространства и движение с адекватной скоростью. Разные люди выполняют одну и ту же задачу способом, наиболее для них подходящим. Эффективное управление усилием зависит не только от самого усилия, но и от индивидуальных качеств человека.
Изучение взаимодействия основных элементов в движении сподвигло Лабана выделить восемь базовых действий, которые были названы базовыми усилиями.
Как и другие движения, усилия могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра - пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик:
Эти характеристики комбинируются восьмью разными способами, и Лабан обозначил соответствующие усилие для каждого способа, определяющее общий характер движения. Все сознательно исполняемые движения могут быть классифицировано таким образом: