Теория Движения Лабана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция

Описание работы

В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.

Работа содержит 1 файл

Лабан, вырезка.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Паттерн 16: Тело и его базовые движения

Тело: Инструмент Движения

В горизонталях и вертикалях скелета Лабан увидел что-то вроде устойчивой архитектуры. В правильных движениях отчетливо  проявляется трехмерность опор и  арок. Он обратил внимание на симметрию структуры тела относительно центра тела и головы: каждый отдельный орган (как нос, рот, гениталии) размещен в центре, тогда как парные органы находятся симметрично на каждой стороне тела. Сбалансированная структура тела, стремящееся из центра во вне, обеспечивает равновесие.

Как Дельсарт и  Далькроз, технически Лабан выделил  в теле три области:

  1. Голова - область, вмещающая все органы чувств (кроме тактильных) и умственную деятельность, область психологической деятельности.
  2. Туловище - часть тела, в которой происходит пищеварительная, репродукционная, очищающая и тому подобные деятельности. Это область метаболических процессов.
  3. Конечности (руки и ноги) - в основном имеют отношение к перемещению и жестам. С функциональной точки зрения это область физической активности. Помимо перемещения в пространстве, ноги помогают поддерживать баланс, переносить вес, прыгать, скручиваться, поворачивать тело. Движения с участием рук и кистей показывают, отмахиваются, продираются и т.п. Кисти и пальци манипулируют, держат, отпускают, касаются и т.п.

Лабан особенно подчеркивает важность (для  каждого человека, не только для  выступающего артиста) гибкости позвоночника, силы живота, ритма и расширения грудной клетки и легких.

Дыхание

Лабан хорошо осознавал  важность хорошего дыхания. Дыхание - это основа жизни, и хотя все мы верим, что оно происходит естественно, лишь некоторые по-настоящему понимают суть процесса. Вслед за сжатием и выдохом, движение грудной клетки и расширение нижних ребер втягивают воздух. Дыхание наполняет кислородом кровь, влияя на здорове, физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека. Это одно из главных составляющих развития потенциала к полноценным переживаниям.

Гибкость и  позвоночник

Лабан указывал на небоходимость восстановления силы и пластичности позвоночного столба, т.к. влияние индустриализации частично изменило естественную осанку человека. Хорошо выстроенное тело - это поднятая голова, глаза смотрят вперед, плечи направлены вниз, причем с минимально необходимым усилием. Позвоночник нуждается в постоянном удлинении, компенсирующем постоянное давление гравитации. Выравнивание позвоночника очень важно для тела из-за его расположения и роли в поддержании равновесия и вертикальности.

Но есть еще  один важный фактор. Далеко не все, утверждал Лабан, на полную используют гибкость и подвижность позвоночника, поскольку их образ жизни сделал хрящи жесткими, либо ослабил мышцы, и они потеряли ту эластичность, которая подразумевалась Природой. Осанка - такая же часть экспрессии, как и подвижность.

Позы и жесты

Лабан утверждал, что и конечности и  туловище, так ж,е как и мозг, могут обогащать восприятие мира. И для осанки, и для движения необходима укрепленная брюшная  стенка, сильные, плотные ягодицы, вертикальная спина - все это обеспечивает наилучшее сопротивление давлению гравитации и дает возможность быть чутким к движению и взаимодействию. Лабан отмечал, что из своего центра тяжести линии тела тянутся по четырем направлениям, каждое по направлению к углу тетраэдра.

Базовые принципы движения - начало словаря

Мы взглянули  на тело как на инструмент движения; сейчас давайте начнем процесс анализа, с тем, чтобы лучше определить элементы движения как таковые. Лабан  предлагает обратить внимание на четыре момента:

  • где движение происходит
  • как оно происходит
  • каковы его ограничения
  • почему оно происходит

Таким образом, мы имеем четыре двигательных параметра, с помощью которых можно анализировать движение: пространство, время, динамика (вес) и поток, и каждый параметр определяется шкалой с двумя полюсами.

Паттерн 17: Тело в пространстве

Где

Тело движется в пространстве. Движение всегда видно. Движение - это изменение, и "пространство", заметил Лабан, "должно быть увидено  как место, где происходят изменения".

Ориентация

Трехмерное пространство в форме сферы, в котором способно действовать тело (расширяющееся от центра к краям конечностей) Лабан назвал Кинесферой. Этот термин обозначает ту часть общего пространства, которое доступно человеку. В пределах Кинесферы тело может занимать малое пространство либо расшириться до ее периметра.

Такие изменения  определяют диапазон варьирующихся  форм, и Лабан выделил факторы, отражающие изменения этих форм:

  • Размерность - высота, ширина и глубина позволяют выделить движение, происходящее преимущественно:
    • а) в направлении "вверх-вниз"
    • б) в направлении "право-лево", боковые движения
    • в) в направлении "вперед-назад"
  • Приближенность - где происходит движение по отношению к телу: близко или поодаль.
  • Плоскости - соответственно размерностям, выделяются три плоскости:
    • а) в плоскости, параллельной стене: "плоскость двери"
    • б) в плоскости, параллельной полу: "плоскость стола"
    • в) в плоскости, вытянутой вертикально спереди назад: "плоскость колеса"
  • Центральное/периферийное направление - отношение к центру: движение происходит по направлению к телу или от него. Движение, начинающиеся с периферии к телу, названо периферийным, тогда как движение вовне названо центральным.
  • Характеристики пространства: Направленность/ненаправленность - происходит ли движение по кратчайшему пути и таким образом по прямой линии (направленное), или допускает большую гибкость, непрямой путь (ненаправленное).

Паттерн 18: Тело и Поток Движения

Движение в  целом, как последовательность, может  быть определено как дискретное, или, напротив, текучее. Одни люди позволяют своим движениям происходить свободно, тогда как другие их сдерживают. Непрерывность движения может быть разделена для удобства анализа.

Элементы  потока - Свободное/ограниченное

С одной стороны, движение может происходить гладко и непрерывно, и в этом случае мы можем говорить о "свободном потоке". С другой стороны, движение может сдерживаться, останавливаться, ограничиваться, и в этом случае поток "ограниченный" ("связанный" - bound). Свободные движения часто требуют времени для завершения, тогда как те люди, кто легко обрывают свои движения, могут испытывать сложности с непрерывным потоком движения. Между двумя полюсами, разумеется, могут быть все градации от полностью свободного до совсем ограниченного.

Паттерн 19: Тело и Динамика Движения

Один из наиболее важных аспектов в Лабановском видении движения - его замечание, что движение обладает качеством. Мы не просто движемся в пространстве-времени, но мы движемся с определенной степенью усилия, или расслабленности, или интенсивности.

Элеметы Веса - Сильное/слабое (легкое/тяжелое)

Движения  могут быть тяжелее или легче, в зависимости от заложенного  в них уровня энергии и импульса. Это расширяет наше понимание функции и значения движения. Энергия любого движения столь же внутренняя, сколь и внешняя, и таким образом, анализ динамики касается также внутренних импульсов, которые рождают движение.

Паттерн 20: Тело и скорость его движения

Существуя в  пространстве, тело также существует и во времени. Движение может совершаться с разной продолжительностью, быстро или медленно.

Элементы времени - Быстро/Медленно (Ускорение/Замедление)

Использование времени может варьироваться  от крайне медленного до самого быстрого. С точки зрения времени, движение может быть свободным и непрерывным, либо определяться каким-то паттерном или ритмом. Покой или пауза могут быть увидены как внутреннее движение между двумя внешними движениями.

Паттерн 21: Напряжение

Напряжение "мобилизует все системы восприятия, настраивая на все, что происходит вокруг, создает  связь внутреннего с внешним", говорил Лабан. Это похоже на резкий звук струны в музыке.

Напряжение  можно рассматривать как результат  борьбы с давлением гравитации, либо как мобилизацию внутренних и  внешних сил. Сущность экспрессии - в силе напряжения: интеллектуальной, эмоциональной и физической. Напряжение нужно для доступа к энергии и силе во всех этих областях.

Напряжение необходимо, но его степень должна соответствовать  задаче или событию. Нам необходимо избегать лишней жесткости с одной  стороны и слабосилия с другой, находя золотую середину.

Паттерн 22: Человеческое усилие

В современных  исследованиях движения активные упражнения на развитие силы или способностей, физических или ментальных, называются усилием. Активная энергия не обязательно должна быть чрезмерной или слишком утомительной... Усилие может быть спокойным... особенно когда делается легко и с удовольствием.

Лабан выделил  различные внутренние позиции, которые  сказываются на разных качествах  усилия:

  1. борьба или сражение
  2. игра
  3. уступка или потакание чему-то (что не обязательно требует меньше силы).

Эти позиции  не исключают друг друга. В некоторых  усилиях мы можем увидеть одновременно борьбу и потакание. Но усилие есть во всех действиях, будь то физические и/или ментальные. "Лишь некоторые  люди осознают, что их удовольствие в работе и их счастье в жизни... обусловлено развитием и соответствующим использованием индивидуальных усилий".

Коллективное  действие, говорил Лабан, построено  из ментальных и физических усилий индивидов. Всякое наше ментальное или физическое усилие он видел как комбинацию и отношение направления (пространства), темпа (времени) и динамики (веса) в их взаимодействии и взаимовлиянии в различных формах. (см. Паттерн 24).

Паттерн 23: Экономия в Человеческом Усилии

Для любой задачи тело нужно использовать наилучшим  способом. Каждое действие следует исполнять экономно. Большинству людей нужно учится двигаться без лишней траты энергии - что означает нахождение наилучшей начальной позиции, затем применение подходящего количества силы, наилучшее использование пространства и движение с адекватной скоростью. Разные люди выполняют одну и ту же задачу способом, наиболее для них подходящим. Эффективное управление усилием зависит не только от самого усилия, но и от индивидуальных качеств человека.

Паттерн 24: Классификация  Усилий Человека

Изучение  взаимодействия основных элементов  в движении сподвигло Лабана выделить восемь базовых действий, которые  были названы базовыми усилиями.

Как и другие движения, усилия могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра - пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик:

  • движение может происходить в пространстве направленно или ненаправленно
  • движение может быть продолженным или внезапным
  • динамика или вес движения могут в той или иной степени включать легкость или тяжесть.

Эти характеристики комбинируются восьмью разными  способами, и Лабан обозначил соответствующие усилие для каждого способа, определяющее общий характер движения. Все сознательно исполняемые движения могут быть классифицировано таким образом:

  • легкое, ненаправленное, продолженное - как в покачивании
  • легкое, направленное, продолженное - как в скольжении
  • ненаправленное, продолженное, сильное - как при сжатии
  • продолженное, сильное, направленное - как при надавливании
  • легкое, направленное, быстрое - как при касании
  • ненаправленное, легкое, быстрое - как при взмахе
  • быстрое, сильное, направленное - как при ударе
  • сильное, ненаправленное, быстрое - как при хлестком ударе

Информация о работе Теория Движения Лабана