Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:31, лекция
В 1928 году Лабан открыл и предложил на рассмотрение уникальный универсальный метод записи танцевальных движений (см. рис. 1). При помощи специальных значков-обозначений фиксировалась длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читались снизу-вверх, располагались вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.
"В лесах, покрывающих просторы земного шара", - продолжает Лабан, - "в удивительных садах на дне моря и среди фантастических облаков в воздухе, мы с изумлением наблюдаем всевозможных животных, в своей повседневной жизни следующих таинственному принуждению к выполнению кажущихся бесцельными движений".
Паттерны повторяются снова и снова. Во всей этой деятельности встречаются движения, такие, как вращение вокруг центра тела; воссоздание форм и структур, среди которых есть те, что представляют клеточную структуру материи.
Атомы живой материи, составляющие клетки, практически не отличаются от атомов неживой материи. Единственное различие в том, что в живой структуре атомы одного элемента, - углерода, - играют более значимую роль. Атомы образуют элементы, которые, по-разному группируясь, составляют различные виды материи. Атомы состоят из различного количества частиц, называемых электронами, которые вращаются вокруг центральной чатицы, как планеты вокруг солнца.
Опыт Лабана привел его к разграничению движения, управляемого внешними силами, и движения, происходящего изнутри. Его поиск смысла, единства, структуры, назначения привел его к чувству того, что между двумя видами движения существуют связи, и что большее понимание этих связей может улучшить качество жизни. Человек нуждается в понимании своей сущности и ее связей с Природой. Тогда, работая с Природой, он сможет обрести большее понимание собственной природы.
Согласно Лабану, именно уровень сложности движения позволяет определить качество жизни. Он отмечает, что хотя растения, животные и люди способны двигаться, как показывалось ранее, побуждаемые изнутри, тем не менее, движение растений ограничено ростом и репродукцией, в то время как животные обладают большей свободой движеия, большей гибкостью, имеют больший диапазон и используют его для более сложных целей. Животные способны двигаться так, что на первый взгляд это может показаться бесцельным (в игре, например), а также для удовлетворения потребностей в выживании и коммуникации с другими представителями своего вида. Среди всей этой деятельности есть человек, и человеку доступны все виды активности. Диапазон движения человека наиболее значителен и сложен.
"Единство врожденных и приобретенных побуждений человека искушает найти общий знаменатель" И Лабан уверенно заявил, что этим знаменателем ... является движение с его духовными аспектами.
Человеку нравится думать, что он способен проникнуть во все виды тайн с помощью ума. Но загадка его собственных действий пробуждает его любопытство раньше и сильнее, чем прочие проблемы вселенной. Если все это принять во внимание и начать замечать не только движение всех вещей, но и отмечать, как, где и почему они движутся, едва ли возможно не придти к выводу, что в основе всего лежит единственный фактор - не просто все движется, но, особенно если мы изучаем живую материю, мы видим, что нет ничего, что можем распознать как живое, только если это не проявляется движением.
Наблюдения Лабана привели его к убеждению, что "Движение -это объединяющий фактор всего сущего". Как было отмечено ранее, движение пронизывает каждый аспект живой реальности, и не трудно сделать следующий шаг к пониманию: движение сводит вместе и связывает опыт воедино.
Именно тайна человеческого движения пробудила интерес Лабана, и хотя она остается наиболее сложной для понимания, он нашел свое особое призвание в том, чтобы попытаться придать смысл всему этому в попытке достичь более значительных открытий в загадках бытия.
Все, что мы узнаем о жизни, мы обнаруживаем через движение. Световые волны достигают глаза, звуковые волны взаимодействуют с ухом. И запах и вкус содержат движение. И главным образом наша способность прикасаться и двигаться для получения нового опыта укрепляет наше осознание. Бытие и есть движение. Движение - это подтверждение и утверждение жизни. Когда мы движемся, мы - часть живой вселенной.
Существует способ узнать больше об этом общем знаменателе с помощью самого движения и активного исследования через тело. Но также есть четыре взаимосвязанных ключевых инструмента, помогающих углубить понимание движения.
У Лабана была естественная склонность к наблюдению за движением, скорее всего, как уже упоминалось, благодаря живости ума и тела, и одиночеству в раннем возрасте. Сказалось и то, что он имел возможность путешествовать, что дало ему много удивительных открытий и переживаний.
Учиться видеть и замечать движения, начиная от общего впечатления и вплоть до мельчайших деталей - важное начало любого глубокого понимания. Создание письменных заметок поможет процессу и инициирует осознание фундаментальной сущности движения.
Как только мы приучаем себя наблюдать за движением, сразу же возникает вопрос - что именно движется? Мы начинаем различать конечности, участвующие в движении. Дифференциация аспектов движения помогает более тонкому наблюдению и формирует общее осознание и восприятие. Дальнейшие паттерны Лабана помогают в этом анализе.
Большинство людей способны воссоздавать ситуации и события, звуки, голоса и интонации, но лишь некоторые легко вспоминают движения. Тонкое наблюдение и анализ являются ключом к развитию двигательной памяти. Очень важно развивать этот навык для развития способности понимать значение движения.
Ключ к хорошему двигательному воображению лежит в развитии тонкого наблюдения во время переживания движения. Как только движенческие образы начинают приходить естественно, могут появляться другие ассоциации, и все вместе делает начало движения более ресурсным. Один образ становится связан с другим, стимулируя дальнейшие идеи в едином творческом процессе.
Исследование движения ведет к восприятию, более активно реагирующему на все типы движения, происходящие вокруг. Лабан подчеркивал важность рассмотрения работы и отдыха, действий и танца, в терминах движения. Наблюдать деятельность достаточно просто, но более существенно фокусироваться на движениях, которые создают эту деятельность. Это похоже на то, как будто мы видим древесину, когда смотрим на деревья. Однажды начав "думать в терминах движения", мы можем наблюдать паттерны и осмысливать их сущность и следствия более ясно.
Одна из первых вещей, которая впечатлила Лабана в его наблюдении за движением, была сила и значимость влияния движения. Он был свидетелем воинственных танцев некоторых племен, где заметил, как участники входят в состояние агрессии перед непосредственной битвой, и Дервишей, чье иступленное вращение приводит их к состоянию религиозного экстаза. В этом гипнотическом состоянии они зачастую были способны противостоять боли, проклывая тело иглами и гвоздями без каких-либо последствий. Лабан узнал, что движение может оказывать неожиданные эффекты на поток и циркуляцию крови.
Лабан установил, что движение одновременно влияет и подвержено влиянию внутренних состояний. Движение возникает из внутреннего импульса, и, в свою очередь, движение влияет на внутренние импульсы и общее состояние человека. То, как мы движемся, отражает наши состояния и чувства, и одновременно влияет на них. Если стоять вертикально с руками открытыми в стороны, это даст совершенно другие ощущения, чем если мы сгорбимся и будем суетиться. Когда мы чувствуем уверенность, мы движемся иначе, чем, когда находимся в депрессии и печали. Возможно изменить настроение, двигаясь соответствующим образом и, напротив, настроение изменит двигательный паттерн.
Тело - это не только инструмент выражения, но также инструмент восприятия: потоки информации двунаправленны. Движение изменяет тело, разум и дух; разум и дух влияют на тело и его движение.
Жизнь - не всегда экстаз или битва, но одни и те же принципы работают, где бы мы ни двигались.
Сильное влияние на двигательные привычки оказывает феномен следования или заимствования двигательных паттернов окружающих. Это особенно показательно в ролевом моделировании, в попытке быть похожим на кого-то еще, когда мы заимствуем определенные двигательные паттерны.
Имитация это основной способ нашего обучения в детстве тому, как стоять, ходить, сидеть и так далее, а также важный элемент ассоциирования себя с желаемой группой, обучения взаимодействию, пониманию или даже влиянию на окружающих через интуитивное принятие их двигательных паттернов.
Движение не существует отдельно. Мы постоянно приспосабливаем и изменяем наше движение в зависимости от нескольких различных факторов.
Движение может быть:
Оно может быть рассмотрено во взаимодействии нескольких контекстов:
На движение могут оказывать влияние такие факторы как:
"Человек движется
с целью удовлетворения
Человек движется:
Движение может
быть совершено для того, чтобы
взять что-то, или просто сменить
позицию, или переместится из пункта
А в пункт В. Потребность может
заключаться в приобретении больших
навыков в игре, приготовлении
пищи, преодолении некоторых
Возможности неисчерпаемы, когда мы обсуждаем движение для работы, для жизни, в творчестве, в отдыхе и реабилитации, так же, как в религиозном и других личностных и межличностных контекстах.
Мы движемся
преднамеренно и
Теневые движения для внимательного наблюдателя раскрывают как характерные особенности личности, так и возможные ограничения и способности.
Поскольку жизнь тела - это движение, знание того, как и почему оно работает, является базовым для понимания, т.к. телом мы познаем размер, время и текстуру. Анализируя цели, процессы и уровни, проявляемые в движении, мы постигаем одновременно то, что внутри и вокруг нас. Через движение мы можем прийти в согласие с собой и продвинуться в постижении природы нашего бытия, наших условий, отношений с другими и нашего места во вселенной.