Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 01:34, курсовая работа
Корма являются одним из важнейших факторов в повышении продуктивности животных. Мировой и отечественный опыт показывают, что продуктивность молочного скота на 60% зависит от уровня и полноценности кормления. Однако корма не считаются основной продукцией земледелия, к ним относятся как к второстепенной продукции. Кормовые культуры в основном высевают на худших землях, для них по остаточному принципу выделяют удобрения и другие ресурсы.
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития кормопроизводства………………………………………………..7
1.1.Роль кормовой базы в развитии сельского хозяйства……….. 7
1.2.Отгонное животноводство как важный фактор развития кормопроизводства…………………………………………………. 14
Глава 2. Состояние и тенденции развития аграрного сектора и кормопроизводства в РД……………………………..24
2.1. Социально-экономическая характеристика Тарумовского района как важного региона кормропроизводства Дагестана24
2.2. Анализ экономической эффективности производства продукции кормопроизводства в ГУП «Новая жизнь» Тарумовского района……………………………………………..28
2.3. Состояние и тенденции развития аграрного сектора РД …… 39
Глава 3. Основные направления совершенствования кормопроизводства РД……………………………………………48
3.1. Совершенствование технологии заготовки, хранения и использования кормов……………………………………………... 48
3.2.Основные направления увеличения пастбищной емкости кормовых угодий ………………………………………………….. 56
Экология и безопасность жизнедеятельности………………...64
Выводы и предложения ………………………………………..66
Список литературы …………………………………………..69
В настоящее время для ведения отгонного животноводства пастбищами в этой зоне пользуются 636 хозяйства из 37 районов. По состоянию на 1.01.08 г. Республика Дагестан в зоне Черных земель и Кизлярских пастбищ пользуется землями: Республике Калмыкия – 101,2 тыс.га; в Ставропольском крае - 57.2 тыс.га.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 апреля 1955 года №532 Дагестанской АССР в пределах Астраханской области в бессрочное (вечное) пользование было передано 211.0 тыс.га земель, которые были закреплены за хозяйствами высокогорных и предгорных районов Рутульского, Буйнакского, Агульского, Курахского, Советского, Новолакского, Акушинского районов и всем землепользователям были выданы государственные акты на вечное пользование землей.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была образована Калмыцкая автономная область и 211.0 тыс.га земель, закрепленных за Дагестанской АССР, были включены в ее территорию.
В дальнейшем Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1958 года "О преобразовании Калмыцкой Автономной Области в Калмыцкую АССР" указанные выше земли закреплены за 35 хозяйствами 7 районов Дагестанской АССР. В этих районах проживает более 200 тыс. человек. Экономика районов тесно увязана с землями в Уланхольской зоне и базируется только на овцеводстве. Для горных районов это традиционная отрасль. В горах невозможно круглый год содержать поголовье овец, нет возможности для развития и других отраслей. При лишении этих пастбищ возникает необходимость сократить поголовье овец, соответственно производство и шерсти, тем самым подорвать экономику хозяйств и снизить уровень жизни жителей 7 районов, который уже сегодня находится на критической отметке.
Все это приведет
к безработице и создаст
Однако, за последнее время, Калмыцкая сторона поднимает вопрос об изъятии указанных земель у хозяйств Республики Дагестан.
Правительством Республики Дагестан, начиная с 1976 года, принимались конкретные меры по восстановлению и улучшению земель в пределах Калмыкии.
Так, за эти годы улучшение земель путем посева лугопастбищных трав произведено на площади 40.0 тыс.га, посадки древесно-кустарниковых насаждений из саксаула, джузгуна, терескена на площади около 100.0 тыс.га, внесены минеральные удобрения в количестве 10.0 тыс.тонн д.в. на площади 100 тыс.га, заготовлено более 200 тонн семян лугопастбищных трав, построены 20 артезианских скважин для обводнения пастбищ и другие объекты инфраструктуры.
За последние годы на Черных землях хозяйства нашей Республики значительно уменьшили нагрузку скота на пастбища, в этой зоне с 300 тыс. голов овец до 140 тыс. голов. Все эти мероприятия позволили восстановить и улучшить пастбища. Так, урожайность пастбищ увеличилась с 2-3 ц сухой поедаемой массы до 4 ц/га, сократились площади сбитых пастбищ и открытых песков.
Хозяйства нашей республики обустроили эти пастбища, построены капитальные кошары и чабанские домики из пиленого камня, артезианские скважины, подведено электричество.
Проведены были
работы по межхозяйственному
Выполнены работы по геоботаническому обследованию этих территорий и составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства зимних пастбищ.
Вместе с тем, с принятием Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" Совет Министров Калмыцкой ССР принял соответствующую программу действий по реализации этих решений. Одним из пунктов данной программы предусматривается территориальная реабилитация и возврат земель, закрепленных за хозяйствами Республики Дагестан.
В результате переговорного процесса между Правительствами обеих республик была достигнута договоренность об освобождении 30.5 тыс.га и дополнительно 22.4 тыс.га земель хозяйств нашей республики и закреплении их за поселковыми Советами Уланхолла, Артезиана и города Лагань, что и было выполнено. В дальнейшем Правительством Калмыкии и администрацией Лаганьского района изъято еще 51,7 тыс.га земель. В пользовании хозяйств Республики Дагестан по состоянию на 01.01.2008 год осталось 101,2 тыс.га земель. Однако Правительство Республики Калмыкия в настоящее время настаивает на полном освобождении пастбищ, используемых хозяйствами Республики Дагестан в пределах Калмыкии.
Вместе с тем, ссылки Правительства Республики Калмыкия на неправомерность использования земель хозяйствами Республики Дагестан в связи с принятием суверенитета и на Земельный Кодекс России не бесспорны, так как в постановлении Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Земельного Кодекса РСФСР" от 25 апреля 1991 г. в пункте 2 говорится, что к земельным правоотношениям, возникшим до принятия Кодекса (т.е. до 25 апреля 1991 года) Земельный Кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
На существующие зимние пастбища в зоне Кизлярских пастбищ в республике нагрузка составляет по 3-4 голов овец на гектар при норме 1.0.
В связи с поднятием уровня Каспийского моря, подперта вся коллекторная сеть, резко ухудшилась работа коллекторов в результате чего ухудшилось и мелиоративное состояние земель на равнинной части республики, идет процесс заболачивания и вторичного засоления земель, исчезает травостой на пастбищах. При дальнейшем поднятии уровня Каспийского моря есть угроза в том, что коллектора наоборот могут ускорить затопление равнинных земель республики.
Общая оценка положения такова, что процессы деградации пастбищ опережают темпы работ по их восстановлению, и эта тенденция приобретает разрушительный характер.
Причины такого
положения кроются, прежде всего, в
недопонимании землепользовател
Отмечается административный недосмотр в деле соблюдения муниципального и производственного контроля и исполнения Положения «О порядке и использования и охраны земель отгонного животноводства».
Непрерывно снижаются потенциальные возможности заготовки страховых запасов кормов на обводненных землях. Имеющиеся в Кочубейской зоне 36 накопителей оазисного орошения, к которым привязаны 14.3 тыс.га угодий, используются нерационально.
Во всех этих делах сказывается отсутствие экономических и административных мер пресечения нарушений порядка использования Черных земель и Кизлярских пастбищ. Штрафные санкции Комзема по РД по таким фактам носят символический характер и не оказывают существенного воздействия на дисциплину землепользователей. В этой связи было бы полезно ускорить разработку и утверждение методики определения и возмещения ущерба сельхозугодьям и инфраструктуре на Черных землях и Кизлярских пастбищах, предусмотренной упомянутым приказом МСХ РФ. Наряду с этим следует одобрить предложенные межрегиональным центром "Агросистемсервис" механизмы экономического стимулирования рационального использования кормовых угодий в этом регионе.
Главное производственное управление Черных земель и Кизлярских пастбищ, дирекция "Агролесмелиострой" не учитывают того факта, что по уровню развития производственной и социальной инфраструктуры, дорожной сети и энергосистем этот регион далеко отстает от других зон отгонных пастбищ Дагестана. Несмотря на это, главным образом по финансовым причинам по сути дела не велись пескоукрепительные лесопосадки, не состоялось дорожное строительство, электрификация вновь осваиваемых стойбищ, а объемы строительства овчарен и жилья для чабанов на них составили 25%, к потребности. Следует отметить и то, что усилия наших соисполнителей мероприятий по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ - Комитета по лесному хозяйству РД, Дагавтодора - ограничиваются обращениями в дирекцию "Агролесмелиострой" по вопросам заключения договоров и финансирования работ.
Элементы напряженности
и без того сложную ситуацию на
Черных землях и Кизлярских пастбищах
внесли изменения режима хозяйствования,
связанные с подъемом уровня Каспия,
расширением состава
В связи с этим состояние экологической обстановки этой территории повсеместно ухудшилось, их деградация и опустынивание приобретают все более значительные масштабы.
В результате нарушения естественного почвенного растительного покрова этой территории под влиянием бессистемного выпаса и перегрузки скота привело к смене и вырождению природных пастбищ, падению их продуктивности, резкому увеличению перевиваемых песков.
В настоящее время средняя урожайность пастбищ в этом регионе составляет 2.9 ц/га сухой фитомассы, а в неблагоприятные по увлажнению годы кормозапасы гораздо ниже.
В регионе отсутствуют надежные водные источники орошения для получения недостающих кормов и обводнения пастбищ.
В настоящее время работы по улучшению земель ведутся не в полном объеме, слаба материально-техническая база, работы ведутся без системы на отдельных участках, без освобождения прилегающих угодий от выпаса скота.
Осуществление противоэрозионных мероприятий в должных объемах тормозится из-за не освобождения эродированных участков от овцепоголовья. По этой причине остаются невыполненными агрофитолесомелиоративные работы по закреплению песков на площади 21.4 тыс.га. Из-за подорожания минеральных удобрений не проводятся в республике работы по повышению плодородия пастбищ путем их внесения. Не используются и имеющиеся возможности для внесения органических удобрений. Плохо организованна работа по заготовке семян лугопастбищных трав.
В целях коренного улучшения пастбищ необходимы капвложения для проведения комплексного улучшения и экологического равновесия на этих землях.
Необходимо проведение лесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих противодефляционную устойчивость пастбищных угодий, что стабилизирует и увеличивает их продуктивность, защищает скот от неблагоприятных метеорологических факторов. Следует реализовать программу пастбищного водоснабжения и обводнения одновременно с восстановлением пастбищ, что позволит решить проблему их рациональной эксплуатации, поднятия продуктивности животноводства, а также будет способствовать решению других социальных вопросов местного населения.
Следствием большого разнообразия природных условий, сложившейся специализации хозяйств и резких различий в обеспеченности трудовыми ресурсами является обилие чересполосных земель - характерная особенность землепользования Дагестана.
Анализ сложившегося землепользования показывает, что хозяйства, находящиеся в горах с большими площадями летних пастбищ, чрезвычайно малыми - пахотных земель, но имеющие в достатке трудовые ресурсы, имеют пашню и зимние пастбища в других районах республики, преимущественно на равнине. В то же время, хозяйства предгорной и, особенно, равниной частей, располагая 0,9 всей пашни республики, не обладают достаточными трудовыми ресурсами для их рационального использования, а частично испытывают недостаток в летних пастбищах.
Все это привело к межрайонной (а местами, и к внутрихозяйственной) чересполосице. Из всех 41 административного района только 1 не имеет чересполосных земель (Ногайский).
Большая доля земель в республике используется как отгонные пастбища (летние и зимние). Общая площадь таких земель составляет 1509,8 тыс. гектаров и находится в пользовании 836 хозяйств.
Площадь земель летних пастбищ госземфонда Республики Дагестан составляет 362,6 тыс. гектаров, из них 147,1 тыс. гектаров используются хозяйствами 33 районов на территории других 15 районов, как указано в таблице 2.2., а 126,4 тыс. гектаров используются 14 районами на территории своих районов и 89,1 тыс. гектаров остались не востребованными (табл.2).
Таблица 2.
Использование летних пастбищ госземфонда Республики Дагестан
Номера п/п |
Наименование районов |
Количество районов |
Количество хозяйств |
Общая Площадь, га |
1 |
Буйнакский |
1 |
2 |
714 |
2 |
Казбековский |
1 |
1 |
363 |
3 |
Сулейман-Стальский |
1 |
1 |
1048 |
4 |
Табасаранский |
1 |
4 |
688 |
5 |
Агульский |
4 |
17 |
9677 |
6 |
Ахтынский |
2 |
2 |
4964 |
7 |
Кулинский |
2 |
6 |
2564 |
8 |
Курахский |
3 |
9 |
4489 |
9 |
Лакский |
2 |
3 |
1493 |
10 |
Рутульский |
7 |
27 |
41910 |
11 |
Чародинский |
2 |
6 |
7550 |
12 |
Цунтинский |
4 |
21 |
24835 |
13 |
Цумадинский |
2 |
2 |
4637 |
14 |
Тляратинский |
2 |
7 |
41847 |
15 |
Докузпаринский |
1 |
1 |
349 |