Определение рынка и условия для его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.

Работа содержит 1 файл

сельскохозяйственные рынки.docx

— 117.69 Кб (Скачать)

Определение рынка и условия  для его функционирования.

Закон спроса и предложения. Закон стоимости  и равновесная цена. Модели рынка  и виды конкуренции. Регулирование рынка.

Рынок и его функционирование

Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий  на определенном пространстве, где  взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров  и услуг. В свою очередь сами рынки  отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.

Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к  выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.

1. Закон спроса

Спрос формируют  потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Из этого видно, что сам спрос складывается под воздействием множества факторов.

Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса. Этот закон порождается следующими причинами и условиями:

1. Для  потребителей цена представляет  собой некоторый барьер за рамками которого он не сможет купить запланированный объем товаров. Низкая цена стимулирует покупки, высокая - сдерживает.

2. Существует  эферект дохода и реального его использования, когда высокая цена на один товар может быть компенсирована покупкой другого товара, способного заменить первый товар, но по более низкой цене. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

Кроме цены существуют другие факторы, которые  влияют на величину спроса. К ним относятся:

 а) изменение вкусов покупателей;

 б) изменения  числа покупателей;

 в) изменение  дохода;

 г) изменение  цен на сопряженные товары. Пример: снижение тарифов на пассажирские  авиаперевозки сокращает спрос  на поездки автобусным транспортом на дальних трассах.

Закон спроса имеет практическое значение для  продавцов и покупателей, если его  действие имеет количественную определенность, поскольку это влияет на обмен  производства и величину возможных расходов потребителей.

Закон спроса имеет свое зеркальное отражение  в законе предложения.

2. Закон предложения

Известно, что  существует прямая зависимость между  ценой и количеством предлагаемого  товара. Повышение цен стимулирует  производителя в увеличении объема предлагаемого к продаже товара. Эта специфическая связь между  величиной цены и объемом производства называется законом предложения. Интерес  производителя к увеличению объема производства товаров по более высокой  цене объясняется просто: каждая единица  товара содержит определенную величину дохода от реализации этого товара. Поэтому, чем больше будет продано, тем большая величина дохода поступит в распоряжение производителя.

Предложение в больших объемах обуславливается следующими факторами:

1. Изменение  цен на ресурсы, участвующие в производстве товаров.

2. Изменение  технологии в результате чего резко повышается эффективность производства.

3. Изменение  налогов и дотаций.

4. Изменение  ожиданий, когда перспектива снижения  цен в будущем заставляет производителя  в данное время увеличивать производство.

5. Изменение  числа поставщиков, что чаще  всего происходит при освоении  новой продукции пользующейся  повышенным спросом у населения.

Увеличение  объема предложения может происходить  и по другим причинам - состояние  экономики, рост рабочих мест, состояние  кредитно-финансовой системы в стране и т.п.

3. Эластичность спроса и предложения

Степень чувствительности или реагирования потребителей или производителей на изменение цен товаров и услуг  обозначаются понятием эластичность спроса и предложения.

Если  потребители реагируют на изменение  цен, спрос является эластичным. Если потребители относятся равнодушно к изменениям цен, спрос считается  неэластичным. Существуют формулы, согласно которым определяется степень, количественная оценка реагирования покупателей на изменение цен.

Показатель  эластичности применяется также  и в отношении объема производимой продукции, т.е. в отношении предложения. Эластичным предложение считается  такое состояние, когда объем  производства увеличивается за счет более интенсивного использования  производственных мощностей, предложение  оказывается более эластичным, поскольку  выручка от продаж увеличивается. Все  те факторы, которые рассматривались  ранее при характеристике закона предложения, могут быть причиной эластичного  или неэластичного предложения  в зависимости от того, какие экономические  результаты получит фирма от реализации своих товаров.

Итак, степень  изменения объема предложения в  ответ на увеличение цены характеризует  эластичность предложения. Мерой этого  изменения является коэффициент  эластичности предложения.

4. Равновесная цена и закон стоимости

На рынке  в повседневной практике можно наблюдать  такую картину, когда недостаток или избыток предлагаемого товара влияет на увеличение или снижение цен.

Вариант первый. Предложение товаров превышает  спрос покупателей. Такое относительное  превышение может быть следствием излишнего  производства товаров или необоснованного  увеличения цен. Также подобная ситуация могла быть спровоцирована низкими  доходами населения или другими обстоятельствами.

Вариант второй. Спрос превышает предложение. Такое состояние рынка свидетельствует  о дефиците определенных товаров, что  толкает покупателя искать приложения своим деньгам. Рынок реагирует  на товарный дефицит ростом цен. Выходом  из подобной ситуации может служить  уменьшение денежных доходов населения, увеличение производства товаров, пользующихся повышенным спросом при более высоким уровнем цен.

Вариант третий. Равновесие спроса и предложения. Состояние соответствия между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения может  наступить в определенный момент времени. Этот момент времени характеризует  равновесную цену.    Равновесная цена возникает в условиях свободной конкуренции и такая цена теоретически отрицает соответствие величины цены величине общественно необходимых затрат труда на производство соответствующего товара. Такое равновесие свидетельствует о стабильности производства и рынка, что обеспечивает наибольшую эффективность рыночной экономики.

5. Модели рынка, их влияние на производство

Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью  цены и ценообразования. Огромное воздействие  на производство, распределение, обмен  материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Существуют четыре модели рынка - это:

1. Чистая  конкуренция.

2. Чистая  монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Чистая  монополия.

На основе функционирования различных моделей  рынка в обществе через свободу  предпринимательской деятельности поддерживается тенденция к формированию общественно необходимых затрат труда на производство товаров и  услуг и формирования равновесной цены.

6. Виды рыночной конкуренции

Чистая  конкуренция характеризуется большим  числом независимых фирм производящих стандартизированный продукт. При  чистой конкуренции фирмы и ресурсы  в своем движении могут перемещаться из одной отрасли в другую, т.е. могут переходить от производства одной продукции к производству другой продукции.

Такое перемещение  капиталов в долговременном временном  отрезке формирует общую тенденцию  к уравниванию издержек производства на единицу стандартизированной  продукции. Происходит своего рода обобществление издержек производства в соответствующих  сферах производства. Не менее важной тенденцией в чистой конкуренции  является минимизация издержек производства. При установлении средней рыночной цены каждая фирма будет иметь  больше прибыли при снижении издержек производства. Такие тенденции со стороны производителей ведет к  рациональному распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Само снижение издержек производства в этом случае предполагает использование в производстве более  прогрессивной технологии, более  эффективной организации и управления делами фирмы. В чистой конкуренции  вырабатывается опыт в приспособлении производства к потребностям потребителей, покупающих традиционные товары.

Чистая  конкуренция в рыночной экономике, тем не менее, не может решить многие вопросы развития производства.

Режим свободной  конкуренции не может решить рациональное распределение доходов.

Конкурентная  система цен не оказывает влияние  на развитие многих важных производств, какими являются предприятия, работающие на оборону, развития государственных  структур, обеспечивающих нормальное функционирование государственных  и общественных организаций, стоящих  на служб рыночной экономики (подготовка кадров, регулирование работы различных  рынков, контроль за состоянием окружающей среды и т.п.).

Чистая  монополия. Монополист тот, кто является единственным изготовителем товара, у которого нет близких заменителей. Такой монополист стремится получить максимум совокупной прибыли, а не прибыли в совокупном размере на единицу продукции. Занимая особое положение на рынке, чистый монополист имеет возможность устанавливать более высокие цены. Однако на этом пути у него существуют препятствия, с которыми он вынужден считаться. Во-первых, повышение цен не всегда автоматически может обеспечить эластичный спрос. Во-вторых, по действующим законам в странах с рыночной экономикой установление нескольких цен на один и тот же товар является ценовой дискриминацией и преследуется законом. В-третьих, большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными и местными регулирующими органами.

Однако при  всех "за" и "против" существования  указанных форм регулирования рынка, в руках собственников крупных  и некрупных фирм остается стремление к получению наивысшей прибыли, что достигается в рамках соответствующих форм конкуренции.

Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками  рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий  своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые  различные, однако существует объективная  потребность не только глубокого  познания закономерностей и условий  зарождения этого соперничества  как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек  этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется  регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все  времена, представляется как "война  всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт  мы видим среди продавцов, цель которых  продать свои продукты недорого. Побеждает  тот, кто может без ущерба для  своего бизнеса, продать товар дешевле.

Второй  фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся  приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

Третий  фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается  более сплоченным в проведении своей  политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот  или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает  в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования.

Рынок является индикатором общественно необходимых  потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок сигнализирует  о состоянии и потенциальных  возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно  выдерживают противодействие своих  конкурентов и прогрессируют  в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования