Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат
Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.
Свободная
конкуренция дает возможность
Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.
Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.
В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.
Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.
Случайные,
временные монополии, которые возникают
благодаря случайным
Устойчивые
монополии характеризуются
В конце
XIX и начала ХХ века такого рода монополий
возникло огромное количество. К числу
таких видов монополий
Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, а также многие промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования, превратились в монополистов, которые не имеют конкурентов на рынке. В конце 80-х годов в нашей стране такой монополией был "Аэрофлот" СССР. В 90-х годах таковыми монополиями можно назвать РАО ЕЭС, Газпром, Министерство железнодорожного транспорта и т.п.
Все формы монополий или предприятий вне монопольных систем функционирования образуются в связи с решением своих хозяйственных задач, среди которых вопрос об уровне цен является определяющим.
Монополии, овладевая законами спроса и предложения, устанавливают два вида монополизации цен: высокие и низкие. Такого рода цены призваны получать сверхприбыль для монополии не проводя никаких улучшений в производстве товаров.
Одним из
последствий установления диктата
на рынке со стороны монополий
является установление монопольно высокой
цены, превышающей общественно
Такое состояние
в нашей экономической
Вторым последствием установления господства монополий в соответствующих сферах производства является противодействие моральному износу производственного аппарата, техники и т.п.
Для того, чтобы до конца реализовать потенциальные возможности вложенного в производство капитала, монополии прибегают к тому, чтобы приобретать патенты, изобретения и до какого-то времени их держать невостребованными. Такое поведение монополий свидетельствует о явном торможении технического прогресса. Но, с другой стороны, эти меры лежат в плоскости общей программы обеспечения наибольшей эффективности применяемого капитала.
Этому в
немалой степени способствует неценовая
конкуренция в части
Итак, вопрос о функционировании рынка и методов его регулирования остается наиболее актуальным вопросом как для малых, так и для средних, крупных и гигантских предприятий.
7. Методы регулирования рынка
На современном
этапе развития экономики в самых
различных странах рынок
Сам рынок, как сфера, с помощью которой происходит распределение и обмен товарами и услугами, решает одну из важнейших задач реализации законов, регулирующих одну из составляющих производственных отношений, каким является отношение по поводу обмена и распределения материальных благ, созданных в обществе. Поэтому, когда речь идет о регулировании рынка, по существу нашей задачей является определение методов, с помощью которых мы можем эффективно влиять на одну из центральных сфер проявления важнейших экономических связей между производителями и потребителями по поводу обмена результатов деятельности.
Регулирование
рынка осуществляется с помощью
прямых и косвенных методов
Важным средством воздействия на объем и структуру спроса является централизованно проводимая государством политика доходов населения. Государство оказывает прямое воздействие на уровень заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению. Все это непосредственно влияет на общий объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги.
Поведение предприятия на рынках совершенной конкуренции и абсолютной монополии.
Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы
условия возникновения такой
конкурентной среды и почему
именно она более всего
Рынок
совершенной конкуренции может
быть устойчив лишь в том
случае, если в основе его
1.Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически
описанная выше ситуация, строго
говоря, невозможна. Действительно,
сдвиг кривой индивидуального
предложения любого
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
Y A
О Х
В
реальной жизни абсолютно
3.Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4.Равный
доступ ко всем видам
5.Совершенная
мобильность. Покупатель (продавец)
может мгновенно заключить
6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования