Предприятия в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения техники и технологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Понятие и классификация организаций………………………
1.1. Механизм функционирования организации в условиях рыночной
экономики………………………………………………………………...
1.2. Жизненный цикл предприятия………………………………
2. Производительность труда работников промышленного предприятия и методы ее измерения. Факторы и резервы роста производительности труда………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Задача 1
Задача 2
Список источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая(новая).docx

— 50.76 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (РОСОБРАЗОВАНИЕ)

ФГОУ  СПО «Южно-Сахалинский промышленно-экономический  техникум» 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЯ В  УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации (предприятия) 
 
 
 

                     Исполнитель:

                  Гафарлы Алибала Маис оглы

                  студент заочной формы обучения, гр. ЗБ-1001 

                  Руководитель:

                  Мужикова  Нонна Дмитревна,

                  преподаватель 

                  Оценка: ____________ 

                  Нормоконтроль: _____________ 
                   
                   

Южно-Сахалинск, 2010

Содержание 

Введение………………………………………………………………….

     1. Понятие и классификация организаций………………………

    1.1. Механизм  функционирования организации в  условиях рыночной

экономики………………………………………………………………...

     1.2. Жизненный цикл предприятия………………………………

      2. Производительность труда работников промышленного предприятия и методы ее измерения. Факторы и резервы роста производительности труда………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

     Задача 1

     Задача 2

Список  источников………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что  именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляется заработная плата. Здесь  решаются вопросы эффективного использования  ресурсов, применения техники и технологии.

      Выплачивая  федеральные и местные налоги, организации вносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственных органов, в реализацию государственных программ, развитие образования, здравоохранения, культуры.

      Обеспечение высокоэффективной работы организации (предприятия) требует глубоких экономических  знаний. В условиях рыночной экономики  успешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросы  рынка, создает и организует эффективное  производство продукции, пользующейся спросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организовать такую работу сможет лишь специалист, хорошо владеющий  вопросами экономики предприятия. Помощь в изучении этой дисциплины является назначением данного учебного пособия.

      Изучив  предлагаемый курс, студенты получат  знания по основным вопросам деятельности организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, таким  как:

  1. Основы функционирования организации (предприятия) и ее структура;
  2. Материально-техническая база организации (предприятия) и показатели ее использования;
  3. Трудовые ресурсы организации, производительность и оплата труда;
  4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации;
  5. Планирование и основные показатели деятельности организации;
  6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия).

1. Понятие и классификация  организаций

      Термин  «организация» происходит от французского слова organization и означает устройство, сочетанию кого-либо или чего-либо в единое целое.1 Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.

     Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или  целей. Каждая организация имеет  свое предназначение – миссию, во имя  которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию (предназначение), организация  добивается достижения определенных целей  – выживания, роста, доходности. Она  выпускает определенную продукцию  или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность  перед партнерами, потребителями, обществом  в целом. То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:

     1) Наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;

     2) Наличие по крайней мере одной  общественно полезной цели (т.е.  того конечного результата, к  которому стремится данная организация);

     3) Члены группы намеренно работают  вместе, чтобы достичь намеченных  целей. Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги.

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

      Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие  места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно  участвует в реализации государственных  программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся  социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений.

      Таким образом, предприятие – это обособленные экономические структуры, что обусловливается  товарным характером общественного  производства. В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

     1) В производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как производить);

     2) Коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять);

     3) Распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные  нужды, а сколько на обмен  и накопление и т.д.).

     Из  вышеизложенного следует, что предприятие  – это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий  – важнейшее условие успешного  развития экономики страны.

      Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое  единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания). Предприятия  имеет собственное название, фирменный  знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет  имущественную ответственность  по своим обязательствам, т.е. является юридическом лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

      Каждое  предприятие в условиях рынка  стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в рыночных условиях нет гарантии, что предприятие  ее получит. Прибыльность зависит от многих обстоятельств: правильного  определения спроса покупателей  на конкретные товары и услуги и  ориентации предприятия на их производство; уровня издержек производства, которые  должны быть меньше доходов, полученных от продажи собственной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит  от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Получение  максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организации, своего маркетинга, своих фирм хозяйствования. Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.

       Следовательно, все многообразие предприятий можно  классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что  такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект  хозяйствования может одновременно относиться к различным классификационным  группам. Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению  и другим признакам.

       Согласно  Гражданскому кодексу РФ (ст.50) организации  подразделяются на коммерческие и некоммерческие1. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

       Некоммерческие  организации не ставят своей целью  получение прибыли и распределение  ее между участниками. К ним относятся  общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др.

       Все субъекты хозяйствования различаются  по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального  и нематериального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые  производством материальных благ (различных  товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия  нематериального производства создают  любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения  и др.)

      По  отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные  и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного  и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные  магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации  имеют свои специфические отраслевые особенности функционирования.

       По  виду и характеру деятельности различаются  предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.

     По  формам собственности различают  частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

     По  данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2006 г.).

     Всего предприятий, тыс.       4767,3

     В том числе по формам собственности %       государственная        3,4

    муниципальная        5,3

    общественных  организаций      5,3

    частная         80,5

    прочие  формы (включая смешанную, собственность

    иностранных лиц, граждан и лиц без гражданства)  5,6

     Из  приведенных данных видно, что большинство  предприятий в России (по их количеству) находится в частной собственности.

     Одним из важнейших признаков классификации  предприятий являются его размеры, определяемые  прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.

     В соответствии с критерием численности  работников выделяют:

     1) Малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

    2) Средние  предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек);

    3) Крупные  предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

     Однако  есть и другие градации. Так, по нормам Европейского сообщества, которые распространены (хотя с немалыми вариациями) в современном  мире, крупными предприятиями считаются  те, на которых число занятых составляет более 250 человек; средними – от 50 до 249 человек; малыми – от 10 до 49 человек; сверхмалыми – от 1 до 9 человек.

Информация о работе Предприятия в условиях рынка