Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат
Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.
Оптовые цены отрасли. В состав таких цен входят цена предприятия, издержки и прибыль оптовой торговли, а также издержки и прибыль розничной торговли.
Сельскохозяйственное производство отличается тем, что его продукция поступает в основном на сырьевой рынок, и поэтому оно ориентировано главным образом на оптового покупателя. Цены на сельскохозяйственную продукцию в большей части регулируются государством (закупочные), либо складываются под влиянием рыночной конъюнктуры (договорные, рыночные).
Розничные
цены - цена, по которой продукция
реализуется конечному
Закупочные цены - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т. п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;
Сопоставимые (неизменные) цены - единые общероссийские цены какого-либо определенного года, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с 1991г., в сельском хозяйстве с 1994г.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, для покрытия взимаемых налогов и других платежей. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены применяются на сельскохозяйственную продукцию в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированны, а также при реализации сельскохозяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти.
Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливает Правительство РФ.
В зависимости от территории действия различают цены единые (по стране) и региональные (зональные, местные).
Единые цены обычно устанавливают на базовые виды продукции (зерно, мясо, молоко), они регулируются государственными органами.
Региональные (местные) цены могут быть оптовые, закупочные, розничные. Их устанавливают предприятия - производители, территориальные органы ценообразования. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции, услуг грузового автотранспорта и т. д.
В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:
По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.
Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется в незначительных пределах в зависимости от вида продукции.
Недостаткам этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов - соотношения спроса и предложения.
При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть обладает низкой эластичностью, что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.
При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе нового производства, следует учитывать изменения спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.
Сезонное движение цен
Особенностью
сельскохозяйственного
Ценовые
различия при реализации отдельных
видов продукции
Данная ситуация типична не только не только для периодически поступающей продукции, но и для продукции, имеющей различные производственные затраты в течение года. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства меняются в различной степени: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний.
Циклическая динамика цен
Наряду
с сезонными факторами
Случайные
колебания аграрных цен возникают
вследствие изменения предложения
сельскохозяйственной продукции под
влиянием природных условий. Колебания
урожайности
Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние результаты финансовой деятельности и положения предприятий АПК. Особенно усилилась их роль в связи с переходом к рыночной экономике.
В плановой
экономике закупочные цены на сельскохозяйственную
продукцию и оптовые цены смежных
сфер АПК определялись по затратной
концепции. В основе цены лежали общественно
необходимые затраты на производство
того или иного вида продукции
плюс прибыль нормально работающего
предприятия. Это позволяло поддерживать
относительную
С переходом
к рыночной экономике положение
изменилось. Преувеличенная оценка эффективности
рыночных отношений и действия стихийного
рыночного механизма
Но произошло
то, что и должно было произойти,
и что происходит в других странах
при идентичной ценовой политике
в отношении сельского
Из-за ошибок государства в ценовой политики в России сформировалась саморазрушающая система отношений между тремя сферами АПК (предприятиями, производящие средства производства для сельского хозяйства; самими сельскохозяйственными предприятия и предприятиями перерабатывающей промышленности).
Регулирование цен - это деятельность государства, направленная на установление определенного уровня цен, обеспечивающего прибыльность и устойчивую конкурентоспособность предприятий. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Мероприятия по регулированию цен осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк.
К мерам государственного административного регулирования цен относятся:
Следует
отметить, что не в одной экономически
развитой стране не существует свободного
ценообразования на сельскохозяйственную
продукцию и продукцию ее переработки.
Сфера контролируемого
В настоящее
время в России основная проблема
сельскохозяйственных товаропроизводителей
заключается в безудержном
Как показывает зарубежный опыт, сельское хозяйство в современных условиях относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Аграрный сектор в развитых европейских странах является одним из приоритетных в их экономической и технической политике.
Показателями
опосредованного
Итог:
Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:
Эти факторы
обуславливают необходимость
Рынок земли.
Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования