Роль государства в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема правильного соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века он оказался актуален не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

Задачи:

1.Изучить материалы и работы по проблеме государственного регулирования рыночной экономики;
2.Изучить механизм перехода к рыночной экономике;
3.Выяснить степень необходимости государственного регулирования экономики в условиях перехода к рынку

Содержание

Введение. 3

1.Рыночная экономика и государство. 4

1.1 Рыночная экономика, её характеристика и структура. 4

1.2 Типология рынка. 7

1.3 Условия перехода к рыночной экономике в России. 10

2.Роль государства в рыночной экономике. 14

2.1 Эволюция взглядов на роль государства в обществе. 14

2.1 Методы и организация государственного регулирования экономики. 21

3.Рыночная экономика России. 26

3.1 Развитие рыночных отношений. 26

3.2 Развитие экономической свободы и рыночных институтов. 29

Заключение 32

Список литературы: 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ роль госва в условиях перехода к рынку (готово).docx

— 236.12 Кб (Скачать)
 

  Оглавление

Введение. 3

1.Рыночная экономика и государство. 4

1.1 Рыночная экономика, её характеристика и структура. 4

1.2 Типология рынка. 7

1.3 Условия перехода к рыночной экономике в России. 10

2.Роль государства в рыночной экономике. 14

2.1 Эволюция взглядов на роль государства в обществе. 14

2.1 Методы и организация государственного регулирования экономики. 21

3.Рыночная экономика России. 26

3.1 Развитие рыночных отношений. 26

3.2 Развитие экономической свободы и рыночных институтов. 29

Заключение 32

Список литературы: 34

Введение.

 

      Нормальное  функционирование любой экономической  структуры невозможно без государственного регулирования. Государство выступает  как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения (например, в сфере налоговой политики), законодательной деятельности, а  также выступает как экономический  субъект, обладая определенной собственностью. С развитием социальной и производственной сфер возникает необходимость государственного регулирования экономики. Оно становится субъектом хозяйствования в масштабе всего общества, непосредственным его представителем в хозяйственных делах. Однако, чрезмерное вмешательство государства в экономику, превышающее необходимый минимум, приводит, скорее всего, к отрицательным результатам, иногда неожиданным. Поэтому, целью данной работы является выяснение степени и сфер регулирования государства в переходе к рыночным отношениям.

      Одним из главных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема правильного соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века он оказался актуален не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

  Задачи:

    1. Изучить материалы и работы по проблеме государственного регулирования рыночной экономики;
    2. Изучить  механизм перехода к рыночной экономике;
    3. Выяснить степень необходимости государственного регулирования экономики в условиях перехода к рынку.

1.Рыночная экономика и государство.

1.1 Рыночная экономика, её характеристика и структура.

 

 Экономическая система в самом общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества. Для классификации разнообразных систем используют 2 основных критерия:

   -преобладающая форма собственности  на средства производства;

  -способ  координации и управления экономической  деятельностью;

  Рис.1 Классическая схема  организации рыночной экономики. 

  Рыночная  экономическая система основывается на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

  Рыночная  экономика учитывает личный интерес  отдельных субъектов, заключающийся  в их стремлении максимизировать  результаты своей экономической  деятельности и использование рыночного  механизма спроса и предложения  для решения основных экономических  вопросов. 

  Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры». Все субъекты рынка (домохозяйства, предприятия) действуют самостоятельно, имея в виду лишь личный интерес и личную выгоду. По словам Адама Смита, «человек  «невидимой рукой»   направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

  Рынок можно определить как особую форму  взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения  хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами. Хозяйственные отношения, как показывает практика, могут быть 2-х типов: натуральные (предполагающие производство для собственного потребления) и товарные (базирующиеся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже всех услуг и товаров). Именно второй тип связей и осуществляется посредством рынка.

  Инфраструктура  рынка представляет собой совокупность институтов, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих  рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как:

  - биржи (товарные, валютные, фондовые);

  -аукционы, ярмарки;

  -предприятия  оптовой и розничной торговли:

  -банки,  страховые компании, фонды;

  -биржи  труда;

  -информационные  центры;

  -юридические  конторы;

  -рекламные  агентства;

  -аудиторские  и консалтинговые фирмы и т.п. 

  Все эти элементы очень тесно связаны  друг с другом. Если они находятся  в равновесном сбалансированном состоянии, то и вся экономика  функционирует нормально и также находится в равновесии. И, наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

  Как показывает исторический опыт, рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему. Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет предприятиям успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации. Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

  Вместе  с тем рыночный механизм не является идеальным. Лауреат Нобелевской  премии Василий Леонтьев однажды  сравнил систему свободного предпринимательства  с гигантским компьютером, «способным решать  свои собственные проблемы автоматически», добавив при этом, что «каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они  дают сбой и не могут действовать  без присмотра». Экономисты называют подобные ситуации провалами рынка.

  Провалы рынка – экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

  Несостоятельность рыночного механизма проявляется  в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение, оборона и т.п.), сохранить невоспроизводимые  ресурсы, выработать  экономический  механизм защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты). Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и  доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных групп, не обеспечивает стабильное экономическое развитие и т.п. Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

  1.2 Типология рынка.

 

  История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

  Неразвитый  рынок характеризуется тем, что  рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации  к развитию производства тех или  иных товаров.

  Свободный (классический) рынок характеризуется  следующими чертами:

  1. неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
  2. абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  3. абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
  4. наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
  5. абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
  6. ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  7. цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
  8. отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.

  Преимущества  свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося  механизма, обращен к человеку, через  цены на основе спроса создает ориентиры  для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок. Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки:

  1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную защиту населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также стабильный уровень цен.
  2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице госбанка.
  3. Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов.
  4. Свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.).
  5. Свободный рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;
  6. Экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.
  7. Рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим интересам (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

Информация о работе Роль государства в условиях перехода к рынку