Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:25, реферат
Связи с общественностью «паблик - рилейшнз» (PR) - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов.
Введение
Предпосылки возникновения коммуникации
Зарождение межкультурной коммуникации
Политическая коммуникация в Древней Греции
Деловая коммуникация в Античном мире
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный
имени Н.
А. Добролюбова
Кафедра философии
и теории
социальной коммуникации
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Связи с общественностью»
Тема: “Предпосылки развития
паблик рилейшнз в первобытный период
и античное время”
Выполнил Перкин Е.Е.
Студент группы 109 б
факультета английского языка
Руководитель
Савруцкая Е.П., доктор
философских
наук, профессор
Нижний Новгород
2007
План
1 2 3 4 |
Введение
Предпосылки возникновения коммуникации Зарождение межкультурной коммуникации Политическая коммуникация в Древней Греции Деловая коммуникация в Античном мире Заключение Список литературы |
3
4 7 12 16 21 22 |
Введение
Связи с общественностью «паблик - рилейшнз» (PR) - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов.
«Паблик рилейшнз» - это установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности»1.
«По преданию одного из африканских племен, Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. Мудрый африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет суетящихся по хижинам или разбредшихся по окрестным зарослям соплеменников»2. Такими словами начинается первая глава известного пособия для менеджеров по PR, автор которого дает понять, что коммуникация зародилась так же давно, как и человечество, и представляет одну из важнейших социальных функций.
Для понимания сути PR необходимо обратиться к их эволюции, проанализировав при этом основные этапы их развития.
Цель
данной работы состоит в изучении
этапов развития PR в первобытную эпоху
и античные времена.
1.Предпосылки
возникновения коммуникации
Коммуникация как общение возникает и развивается одновременно с человеком, но можно ли то же самое сказать о коммуникации как об особой деятельности, направленной на решение конкретных задач? Полагаем, что нет. Прежде всего потому, что подобных задач первобытные люди поначалу не ставили.
Примитивность существования и восприятия, полная идентичность членов человеческих стад друг с другом, коллективные добыча пищи и отражение нападений врагов — вот основные характеристики древнейших людей. Коммуникации у них просто-напросто не могло существовать, потому что не было информации, которую следовало бы передавать.
Во-первых, деятельность во всех сферах была настолько примитивной, что взаимодействие происходило на чисто инстинктивном уровне подражания и не требовало целенаправленного общения.
Во-вторых, у древнейших людей отсутствовала индивидуализация, что красноречиво подтверждают даже первые произведения искусства, так называемые венеры эпохи палеолита: у фигурок, изображающих женщин, отчетливо выражены женские признаки, но полностью отсутствуют какие-либо индивидуальные черты. Отсутствие индивидуализации также препятствовало появлению коммуникации, которая предполагает определенную «адресность» обращения.
Соответственно отсутствовали и инструменты, способы коммуникации, в первую очередь язык: древнейшие человекообразные общались с помощью звуков, мимики, жестов, уподобляясь в этом другим животным, каковыми в то время и являлись.
Предпосылка для создания коммуникации как направленного процесса появилась, когда стихийно создававшиеся человеческие стада стали трансформироваться сначала в родовые, а затем и родоплеменные общины — т. е. когда люди стали воспринимать друг друга как членов одного рода.
Другой не менее важной предпосылкой зарождения коммуникации стало развитие трудовой деятельности первобытных людей, усложнение процессов создания продуктов жизнедеятельности. В эпоху неолита (VI—II тыс. до н. э.) произошел переход от потребительского образа жизни к созидательному: началось одомашнивание животных, осваивание земледелия и ремесла. Это способствовало появлению у людей определенного жизненного опыта, который было необходимо передавать более молодым членам рода или племени.
Например, как можно было передать успешный опыт, скажем, создания нового орудия труда, открытия нового способа приготовления пищи? Поскольку примитивные способы общения, привычные для животного мира, уже не могли вместить все многообразие осваиваемых форм деятельности и новых взаимоотношений среди людей, возникла необходимость в создании языка — определенного кода, обозначающего не каждый конкретный предмет или явление, а целые категории таковых. Еще больше развитию языка способствовала возникшая в связи с появляющимся разделением труда потребность договариваться о совместной деятельности охотников-скотоводов, земледельцев и производителей орудий труда. Собственно, эта необходимость способствовала развитию у людей мышления и появлению первых идей.
С появлением языка, единицы которого (слова) обозначали определенные категории — предметы, явления, действия, — человек предпринимал попытки освоить взаимосвязь событий, начав мыслить не только в настоящем, но также в прошедшем и будущем времени. Все глубже проникая в тайны природы, человек все чаще сталкивался с явлениями и процессами, которые пока еще был не в силах объяснить рациональными причинами. Невозможность объяснения приводит к зарождению веры в сверхъестественное, магии, зачатков религии, которая в довольно скором времени станет играть весьма существенную роль в развитии коммуникационной деятельности.
Таким образом, возникновению первооснов коммуникации способствовала необходимость реализовать первую и, пожалуй, базовую функцию этой деятельности — передачу информации. Помимо языка получила развитие и еще одна неотъемлемая характеристика коммуникации — направленность общения. Люди начали не просто воспринимать друг друга как членов одного рода или племени, но и выделять определенные категории лиц: охотников и земледельцев, появилась дифференциация по половозрастному признаку, причем представители различных групп осуществляли разные функции. Коммуникация приобрела новое значение: представители разных «профессий» получили возможность договариваться между собой об обмене производимыми продуктами труда, например охотник и ремесленник, первому из которых было нужно новое копье, а второму — добытое на охоте мясо.
Именно в это время начали зарождаться мужские союзы — охотничьи, а впоследствии и воинские. Прежнее всеобщее равенство сменилось наличием групп с различным социальным статусом. Об их существовании в доисторический период можно было бы только строить предположения, если бы они не сохранялись у ряда народов и в более поздние времена. Так, например, у монгольских племен еще в XII в. н. э. существовали мужские союзы, занимавшиеся охотой и войной. Их члены вели особый образ жизни, создавали собственные формы коммуникации, которые, с одной стороны, подчеркивали их обособленность от других членов племени, с другой — затрудняли возможность понимания их «непосвященными». Таким образом, в рамках кода, каковым являлся язык, появлялись и своего рода внутренние коды, свойственные определенным категориям членов племени, стремившимся выделиться среди остальных; эти коды смело можно считать, выражаясь современным языком, профессиональными сленгами.
2.Зарождение
межкультурной коммуникации
В результате освоения скотоводства, земледелия, ремесла человек стал в меньшей степени зависеть от природных условий, получил возможность вести оседлый образ жизни, а также более регулярно и полноценно питаться. Это привело к значительному росту населения и вызвало не менее естественное следствие — борьбу племен за среду обитания: каждое стремилось завладеть как можно большим количеством земли: плодородной, пригодной для добычи и производства как можно большего количества еды. Соответственно начались межплеменные конфликты3.
Черты доисторического образа жизни сохранили бушмены Южной Африки, индейские племена Северной Америки, аборигены Австралии. Их изучение позволило сделать вывод, что далеко не везде общество развивалось по одинаковой схеме и даже при конфликтах по поводу обладания землей первобытные люди использовали различные формы их разрешения.
Так,
австралийские аборигены
Несмотря на различные пути развития, перед всеми первобытными племенами вставала острая необходимость дальнейшего развития коммуникации с целью достижения согласия — чтобы либо не доводить ситуацию до вооруженного конфликта, либо прекратить уже развязанную войну и заключить мир. Соответственно дальнейшее развитие коммуникации было обусловлено необходимостью достижения компромисса.
Можно без преувеличения считать этот этап началом развития международной, межкультурной коммуникации, потому что в эпоху неолита, в период создания земледельческих культур и появления ремесел, начинает проявляться заметная дифференциация: возникают кочевые и оседлые племена. При этом, например, в Средиземноморском бассейне сложились земледельческие общества, тогда как области Европы, Азии и Африки к северу и югу от этого региона населяли преимущественно кочевники. Климатические условия, различные в разных зонах земного шара, способствовали появлению рас, внутри которых выделялись отдельные народы — носители разных языков. Соответственно для общения между ними требовалось наличие знатоков чужих языков, чужой культуры. Таковые имелись, но считать их «профессиональными коммуникаторами» или хотя бы переводчиками не следует: просто во все времена был распространен обычай экзогамии и представитель одного племени, вошедший в состав другого путем брака, автоматически становился посредником между этими двумя племенами, поскольку помимо родного языка осваивал и язык племени своего супруга или супруги.
Необходимо отметить, что постепенно усложняющаяся коммуникация в начале эпохи неолита продолжала оставаться именно средством общения, т.е. коммуникацией в общепринятом, а не в специальном смысле слова. Ее задачи сводились к информированию участников коммуникационного процесса о чем-либо.
Таким образом, коммуникация на самом раннем этапе выполняла функцию информирования, по не убеждения, В эпоху позднего неолита, и особенно в бронзовый век (II тыс. до н. э.), ситуация стала существенно меняться, что связано с дальнейшим развитием человеческого общества, выделением среди равноправных прежде членов общин, родов, племен правящей верхушки: вождей, старейшин, жрецов.
Вожди изначально являлись предводителями соответствующего рода, племени, общины во время воины и коллективной охоты. Такую функцию они довольно долго сохраняли среди кочевых племен еще тогда, когда у оседлых народов уже длительное время существовали государства: например монгольские племенные предводители до образования империи Чингисхана в начале ХШ в. или индейские вожди до XIX в. включительно. Вполне естественно, что поначалу вождем становился самый сильный в племени, а позднее — наиболее опытный организатор. Старейшины являлись как бы вождями мирного времени и избирались, как явствует из их названия, среди самых старших членов племени как обладавших самым большим жизненным опытом. В соответствии с типологией лидерства М. Вебера подобный тип лидерства можно считать рациональным — вожди избирались в соответствии с их опытом, квалификацией и оценивались по качеству исполнения ими обязанностей.
Информация о работе Предпосылки развития паблик рилейшнз в первобытный период и античное время