План
1.Введение
2.Общая характеристика
развития права в период НЭПа (1921-1929гг)
3.Конституция СССР
1924 г. Конституция РСФСР 1925 г
4.Советское
право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
4.1 Гражданское
право
4.2 Семейное право
4.3 Финансовое право
4.5 Трудовое право
4.6 Земельное право
4.7 Уголовное право
4.8 Уголовный процесс
4.9 Гражданский
процесс
4.10 Исправительно-трудовое
право
5.Заключение
6.Список использованной
литературы
Введение
Подъем
советского права и правоведения, обозначивший
перспективу демократического развития
всего общества, был прерван. Была провозглашена
"диктатура пролетариата" - власть,
по словам В.Ленина, "не ограниченная
законом", а право вообще стало рассматриваться
как "контрреволюционное" явление,
которое должно уступить место прямой
регулирующей роли всемогущего государства.1
Большевики
(марксисты-ленинцы), завоевав власть
в России и поставив задачу
любой ценой построить "светлое
будущее для всех людей - коммунизм",
не нуждались в праве как
демократическом и гуманистическом
институте.2 Они видели в нем "контрреволюционный
фактор", признавали лишь "революционное
право" и "революционное правосознание",
полагали, что право должно как можно скорее
"отмереть".
Вместе с тем широко использовались декреты,
законы, другие нормативные акты для утверждения
новой политической власти - диктатуры
пролетариата, а также для решения хозяйственных
и социальных задач, соответствующих коммунистическому
учению. В 1922 году был принят Гражданский
кодекс (для чего были использованы материалы
проекта Гражданского уложения, хотя им
во многом был придан большевистский характер).
Были приняты другие кодексы и законы.
Содержащиеся во всех этих нормативных
документах юридические нормы получили
идеологическую обработку, были подчинены
задачам "построения коммунизма"
и в целом образовали советское право.
Оно обладало характерной особенностью,
выступая в виде огосударствленного, опубличенного
права, согласно которому проводится безусловный
диктат государства и государственной
собственности над личностью и собственностью
граждан, из жизни общества исключаются
права человека, частное право, независимое
правосудие. Кроме того, советское право
не имело всеобщего характера, оставляя
широкий простор для "внеправовой"
деятельности. 3
Вместе
с тем в развитии права в
советских условиях нужно видеть
и некоторые положительные моменты.
Это разработка и утверждение,
пусть в то время и в формальном
виде, ряда основополагающих юридических
категорий, таких, в частности,
как "субъективное право", "правовая
ответственность".4 А это подготавливало
известные предпосылки для возрождения
прогрессивного, демократического права
в России.
Следует отметить,
что историко-юридическая литература,
изданная в нашей стране до 1991 г.,
практически не отвечает критерию беспристрастности
и не может быть использована для
написания данной работы. Наоборот,
учебные издания последних лет
обстоятельно излагают указанную тему.
Цель
данной работы - подробнее отметить
указанные особенности советского
права. Для этого предполагается
изучить как юридические акты
кодификации 1922-23 гг., составивших
базу правовой практики страны
на многие годы, так и современные
комментарии к ним.
Общая
характеристика развития
права в период
НЭПа.
Страна
переходила от чрезвычайных условий
гражданской войны и иностранной
военной интервенции к мирным
условиям. Право должно было способствовать
восстановлению разрушенного войнами
хозяйства, гарантии сохранности
союза рабочего класса и крестьянства,
укреплению Советского государства
и законности. Расчет на скорое
отмирание права (при социализме)
обусловил особое отношение к
правовой норме: "Теоретически
закон должен дать основной
принцип данной системы, а остальное
- уже дело пролетарского суда"
3. Ориентация на "революционное
правосознание" как на важнейший источник
права содержалась в концепциях сторонников
психологической теории права .5
Они нередко отождествляли собственно
право с революционным правосознанием.
Вопреки
стереотипным представлениям, период
НЭПа был едва ли не самым
трудным и опасным для Советского
государства. Оно лишилось важных
факторов его легитимации - сплачивающих
людей бедствий войны и уравнительного
разделения тягот ("военный
коммунизм"), утопии быстрого движения
к братству трудящихся, надежды
на мировую пролетарскую революцию,
которая поддержит Советскую
Россию. Вместо этого было начато
"отступление" с возрождением
буржуазии, новым социальным расслоением.6
Приватизация предприятий и торговли,
введение хозрасчета на государственных
предприятиях вызвали у существенной
части победивших в гражданской войне
трудящихся идеологический шок.7
В ряде мест возникают "красные банды",
вступавшие в борьбу с Советской властью.8
Еще
более опасным было то, что
отмена чрезвычайных мер и
расширение демократических прав
сразу были использованы буржуазными
слоями, особенно кулаками на
селе. Обладая материальными средствами,
будучи более грамотными и
способными к организации, они
без труда завоевывали решающее
положение в Советах и кооперации.
База политической системы превращалась
в силу, враждебную центральной
власти. Это объективно создавало
основу для острых дискуссий
в компартии, доводящих до стадии
раскола. Развал партии как
объединяющего механизма всей политической
системы, как предполагалось, неминуемо
означал бы крах государства.
При
формировании гражданского права
в 1921 -1923гг. законодатель стремился
по возможности упростить систему
норм. Чем шире была автономия
сторон в гражданском правоотношении,
тем больше норм, регулирующих
его, являлись диапозитивными. Наоборот,
по мере так называемой социализации
гражданского права (т.е. проникновение
в него плановых начал) возрастало
число принудительных норм. Гражданский
кодекс, кроме того, содержал нормы
определительные, декларативные,
истолковательные и организационные.9
В декларативные статьи были введены неправовые
критерии (так, ст.1 ГК установила порядок
защиты имущественных прав только в случае
их соответствия "социально-хозяйственному
назначению"). Это давало судьям большой
простор для
толкования закона.
Принципу законности был противопоставлен
принцип
целесообразности,
что не могло не привести к правовому
нигилизму.
Важную роль
в дискуссиях по юридическим вопросам
в период НЭПа занимала концепция "революционной
законности", возникшая в 1921-1922 гг.
Она была идеологической основой
для перехода от "революционного
правосознания" к нормальной правовой
системе со стабильными юридическими
гарантиями, без которых был невозможен
НЭП и частная хозяйственная
деятельность. В результате этих дискуссий
резко возросла роль прокурора как
стража революционной законности (эпитет
"революционная" был вскоре тихо
забыт). В середине 20-х годов возникла
волна культа законности в связи
с лозунгом "Лицом к деревне!"
и кампанией по "Оживлению Советов",
которые означали установление правовых
гарантий для состоятельного крестьянина
– главной фигуры в восстановлении хозяйства.10
Другой стороной лозунга законности было
стремление ограничить
произвол (хотя бы даже и революционный)
работников госаппарата, упорядочить
и сделать более эффективной
систему власти. Так, один делегат
из крестьян на Совещании по советскому
строительству жаловался, что комсомольцы
проводят выборы Советов с заранее
заготовленными списками: "Когда
из 27 членов Совета выбирается 9 женщин
и 9 комсомольцев, я сомневаюсь, чтобы
такой сельсовет был авторитетен
для крестьянства, которое привыкло
в сельсовете видеть не комсомольца,
не женщин, а бородачей".11
В декабре 1924 г. Оргбюро ЦК
ВКП(б) резко осудило антирелигиозные
крайности комсомольцев на селе.
Упущения, ошибки, волокиту стали
трактовать как "беззаконие".
Здесь также расширились функции
прокуратуры. Хотя неясность понятия
"революционная законность" позволяла
в течение всего периода НЭПа
придавать ему разные оттенки
для использования в политической
борьбе, в целом связанные с
ним дискуссии стимулировали
развитие правового обеспечения.
С
лета 1921 г. государство начинает
осуществлять меры по денационализации.
Создавались гарантии для вновь
приобретенных прав, но запрещалось
восстановление отмененных в
ходе революции имущественных
прав. Закон и судебная практика
признавали длительное фактическое
владение имуществом более "законным",
чем ссылка бывших собственников
на их право собственности.
Вместе с тем владение не
рассматривалось как источник
права собственности. Закон ограничивал
объем и размеры права частной
собственности. Домовладение, полученное
по наследству, не могло отчуждаться, им
можно было только пользоваться (до 1923
г.); пользование домовладением также ограничивалась
законом. Многие объекты были изъяты из
гражданского оборота (земля, леса, крупные
предприятия и др.)12. За прошедшие
со времени революции годы накопился значительный
нормативный материал. В РСФСР к концу
1922 г. было более 4 тысяч опубликованных
в Собрании Узаконений нормативных актов.
Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало
их систематизировать, ликвидировать
пробелы, противоречия. Встала грандиозная
задача по кодификации норм советского
права. Эта работа была проведена в
основном за 1922 -1923 годы.
Работа
над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным
и Гражданско-процессуальными кодексами
РСФСР велась в Наркомате юстиции.
Земельный, Лесной кодексы разрабатывались
в Наркомате земледелия, Кодекс
законов о труде – в Наркомате
труда. Общее руководство осуществлял
СНК. За необычайно короткий
срок была проведена кодификация.
Вот даты введения в действие
основных кодексов: Уголовный кодекс
РСФСР - 1 июня 1922 г.; Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР - 25 мая 1922 г.; Земельный
кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г.;
Кодекс законов о труде РСФСР
- 1 января 1923 г.; Гражданский кодекс
РСФСР – 1 января 1923 г.; Гражданско-процессуальный
кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 г.
Кодексы
РСФСР служили образцом для
союзных республик, в которых
были затем приняты аналогичные
кодексы. Также была принят
основной закон- Конституция СССР
1924 г., которая была весьма своеобразна,
не похожая по своему содержанию
на предшествующие и последующие советские
Конституции.
КОНСТИТУЦИЯ
СССР 1924 г. КОНСТИТУЦИЯ
РСФСР
1925 г.
Образование
СССР нашло свое конституционное
закрепление в Основном Законе
- Конституции СССР 1924 г. История
ее создания, по сути дела, начинается
с принятия I съездом Советов СССР
36 декабря 1922 г. "Декларации об
образовании СССР" и "Договора
об образовании СССР". Декларация
и Договор затем стали основой
будущей Конституции СССР 1924 г. I
съезд Советов СССР утвердил
Договор и Декларацию лишь
в основном и, учитывая важность
этих актов, постановил передать
их на дополнительное рассмотрение
ЦИК союзных республик с тем,
чтобы полнее выявить мнение
союзных республик. Съезд поручил
очередной сессии ЦИК Союза
ССР рассмотреть отзывы республик,
утвердить тексты Декларации
и Договора и немедленно ввести
их в действие. ЦИК СССР также
было поручено съездом подготовить
тексты Декларации и Договора
"...на окончательное утверждение
второго съезда".13 Таким образом,
I съезд Советов СССР - высший представительный
орган союзного государства, наметил программу
работы над будущей союзной Конституцией
и заложил правовые основы этой работы.
В
соответствии с решениями I съезда
Советов и ЦИК СССР Президиум
ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал
шесть комиссий для подготовки
важнейших частей будущей
Конституции: комиссию по созданию
положений о СНК, СТО и наркоматах
СССР; бюджетную комиссию; комиссию
по разработке положения о
Верховном Суде СССР и ОПТУ;
комиссию по утверждению государственного
флага и герба СССР; комиссию
по выработке положения о ЦИК
СССР и его членах; комиссию
по персональному составу наркоматов
и коллегий. В их работе приняли
участие ряд крупных партийных
и государственных деятелей: М.К.
Владимиров, М.И. Калинин, Ф.Д. Кон,
Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, А.Ф.
Мясников, Д.З. Мануильский, В.П. Ногин,
Я.Э. Рудзутак, И.В. Сталин, М.В. Фрунзе, А.Д.
Цюрупа, А.Г. Червяков и др. В соответствии
с решением I съезда Советов СССР Президиум
ЦИК СССР постановил в кратчайший срок
разослать ЦИК союзных республик тексты
Декларации и Договора об образовании
СССР, просить дополнительно их рассмотреть
и прислать свои замечания. Началась работа
над проектом Конституции СССР непосредственно
и в союзных республиках.