Классический период в развитии социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией.

Содержание

I. Классический период в развитии социологии

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Анализ классического периода в развитии социологии…………………...4
2. Классический период в развитии отечественной социологической
школы………………………………………………………………………....8 Заключение………………………………………………………………………….11

II. Проблемы формирования «среднего» класса в России

Введение…………………………………………………………………………….12
1. Анализ среднего класса в России……………………………………….…..13
2. Проблемы формирования среднего класса.………………………….…….15
Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………..……………….19

Работа содержит 1 файл

готовая кр.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 
 

Кафедра социологии и социальных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по  социологии

на тему: «Классический период в развитии социологии.

Проблемы  формирования «среднего» класса в России»

Вариант 27

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Выполнил:

                                                                                                           Студент ФАП

                                                                                                           Гр. ЭСиС – 210

                                                                                                           Жерновков Е.Н.

           № ЭСиСз-7140227

                                                                                                              

                                                                                                          Проверила:

                                                                                                          доцент

                                                                                                          Сизоненко З.Л. 
 
 
 
 

Уфа 2009

Содержание 
 

I. Классический период в развитии социологии

   

Введение………………………………………………………………………….......3

      1. Анализ  классического периода в развитии социологии…………………...4

      2. Классический период в развитии отечественной социологической

           школы………………………………………………………………………....8 Заключение………………………………………………………………………….11 
 

II. Проблемы формирования «среднего» класса в России

 

Введение…………………………………………………………………………….12

      1. Анализ среднего класса в России……………………………………….…..13

     2. Проблемы формирования среднего класса.………………………….…….15

Заключение………………………………………………………………………….18 
 

Список использованной литературы……………………………..……………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Классический период в развитии социологии 

Введение

    К середине XIX века социология оформляется как  самостоятельная  наука. Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое  учение,  основными  частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в  застывшем  виде)  и  социальная  динамика   (анализ   последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже  использует  этот  термин,  О.  Конт  в  1839  г.  назвал  свое  учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное  на фактах, на эмпирическом и аналитическом  исследовании  социальных  явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных  построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной  жизни.  Анализируя проблему взаимосвязи личности  и  общества,  О.  Конт  считал,  что  только общество и  его  социальные  институты  являются  полноправными  субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия  общества. Семья, а не индивид, утверждал он, составляет  ту  простейшую  целостность, сумма которых  образует  общество.  О.  Конт  по  праву  считается  «отцом» социологии, поскольку дал науке название, помог определить ее  место  среди других наук, наметил контуры предмета социологии.

    Учение  О.  Конта  получило  дальнейшее  развитие   в   социологических концепциях Г. Спенсера (1820—1903  гг.).  Их  главная  идея  —  изменчивость общества и плавный эволюционизм в его  развитии,  обусловленные  усложнением общества, внутренней  дифференциацией  социальных  отношений  и  разделением труда. Развитое общество, по Спенсеру, — сложная организация с  относительно автономными системами:  регулятивной,  производящей  средства  для  жизни  и распределительной. В главном труде «Основания социологии»  Спенсер  проводит аналогию между биологическим и социальным организмами и утверждает, что  для того и другого свойственна борьба  за  существование,  являющаяся  одним  из главных  принципов  социального  бытия.  Весьма  значительным  в социальном прогрессе  он  считал  переход  от  общества,  в  котором  личность  целиком подчинена социальному целому, к такому  состоянию,  при  котором  социальный организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  классического периода в развитии социологии. 

      На  вторую  половину  XIX  —  начало  XX  в.   приходится   расцвет теоретической  социологии,   развитие   социологических   теорий,   ставших классическими. Данный период —  это  своего  рода  социологическое  «осевое время». Анализ  классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы  систематизации созданных в это  время  социологических  теорий,  определения  принципа  их структурирования, критерия их  классификации.  Здесь  существуют  различные подходы.      Чаще  всего   используется   принцип   соотнесенности   социологической концепции с другими науками  (определение  неизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого  общества к   закономерностям   биологической   эволюции   и   выдвигающие   принципы естественного  отбора,  борьбы  за  существование  и   выживание   наиболее приспособленных  в  качестве  определяющих  факторов  общественной   жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето  и др.)  пытались  объяснить  общественную   жизнь   и   поведение   человека, распространяя на них закономерности,  установленные  в  физических  науках; географическое направление в социологии  (Г.  Бокль,  Л.  И.  Мечников,  ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды  в  истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г.  Лебон,  Г. Тард,  Ч.  Кули  и  др.),   представители   которого   стремились   сводить общественные  явления  к  психическим,  искали  ключ  к   объяснению   всех общественных явлений  и  процессов  в  психических  особенностях  поведения индивида или  общности.  Рассматриваются  в  истории  социологии  и  другие направления. Однако ни одно из них не  может  включить  наиболее  значимые, классические социологические концепции.

      Попробуем применить иной принцип классификации — региональный. В его основе чрезвычайно  актуализировавшийся  во  второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного  процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ. На рубеже  XIX  и XX  вв. вполне  проявилось  своеобразие  в  анализе   общества   в   рамках   таких социологических школ, как немецкая, французская,  русская,  американская  и др. Остановимся  на  ключевых  фигурах,  не  только  определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.

    При рассмотрении немецкой социологической  школы  выделим  две  основные фигуры —  К.  Маркса  (1818  —  1903  гг.)  и  М.  Вебера  (1864—1920  гг.), социологические теории которых оказали без  преувеличения  огромное  влияние на развитие социологии. Хотя эти теории  создавались  не  одновременно,  они находятся  как  бы  в  заочном  споре.  Социологическая  теория  К.   Маркса определяется историками социологии как теория  экономического  детерминизма, поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в  целом  он видел в экономических отношениях. Эта позиция является  основой  методологии марксистской  социологии  —  исторического  материализма   —   использование которой   позволяет   рассмотреть   развитие   общества   как   естественно- исторический, объективный процесс смены общественно-экономических  формаций. Не отрицая некоторого влияния на экономику  политической  и  духовной  жизни общества,  марксистская  социология,   однако,   недвусмысленно  определяет иерархию  сфер  общественной   жизни:   экономическая   —   детерминирующая, социально-политическая  и  духовная  —  детерминируемые.  В  работах  Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику,  создана своеобразная системная теоретическая  картина  жизни  общества,  описаны  ее перспективы,  в  которых  развиты  социалистические  представления  о  целях общественного движения.  В  связи  с  этим  теория  Маркса  приобрела  много активных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии.

    Принципиально иной подход при объяснении причин и логики  общественного развития  использовал  М.  Вебер,  основоположник  понимающей  социологии  и теории  социального  действия.  В  работе  «Протестантская   этика   и   дух капитализма» выработанная Вебером  методология  анализа  социальных  явлений получила наиболее отчетливое выражение.  Здесь  социолог  показывает  логику развития  процесса  рационализации  общества   —   процесса,   определяющего сущность перехода от аграрного общества  к  индустриальному.

    Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно  изменения  в  духовной сфере  (возникновение  протестантской  этики  как   процесс   рационализации христианства)  оказываются  исходными,   определяющими,   делают   возможным возникновение  новых  (буржуазных)  социально-политических  и  экономических структур. Вебер, таким  образом,  намечает  альтернативный  марксову  способ анализа  общества,  при  котором   экономическая   сфера   жизнедеятельности утрачивает   свою   детерминирующую   роль   и   оказывается   в   положении детерминируемой духовной сферой. Однако в работах  Вебера  основные  понятия («идеальный  тип»,  «социальное действие»)  разрабатываются как внутренне противоречивые, что нашло отражение в перипетиях  последующей  теоретической судьбы его социологической концепции.  Социология  Вебера  оказала  решающее воздействие  на  формирование  основных  альтернативных   школ   современной социологии, на  рубеже  70—80-х  годов  вновь  возросший  интерес  к  Веберу получил название «веберовского ренессанса», но  и  до  сих  пор  его  теория служит  источником  полемики   и   конфронтации   по   основным   теоретико-методологическим проблемам социологического знания.

    Взаимодействие  социологических  теорий  Маркса  и  Вебера   определяет своеобразие немецкой социологической школы классического периода.  При  этом более обстоятельный анализ предполагал  бы  не  только  расширить  изложение этих теорий, но и дополнить их рассмотрением социологических взглядов  таких крупных немецких социологов, как Ф. Теннис (1855—1936 гг.), один  из  первых представивший  социологию  как  многоуровневую  науку,  выделивший   чистую, прикладную и эмпирическую социологию; а также Г. Зиммель  (1858—1918  гг.), осуществивший анализ форм  социального  взаимодействия,  носящих  «сквозной» для человечества характер (конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.), что оказало серьезное  влияние  на  становление  современной социологии.

    Характеризуя  французскую социологическую школу  классического  периода, выделим концепции двух исследователей — Э. Дюркгейма (1858—1917  гг.)  и       Г. Тарда (1843— 1904 гг.). Между ними развернулся  спор  по  основному  вопросу социологии,   специфически   модифицированному:   что   является    исходной социальной реальностью — индивид или общество?

    Тард  решал этот вопрос в  пользу  индивида.  Коллективное  сознание  он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в  психологии  видел ключ к социологии, общественную  жизнь  и  ее  процессы  объяснял  действием простых психических механизмов,  главным  из  которых  является  подражание. Существование  общества  он  объяснял  как  взаимодействие  двух  процессов: первый — индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате  чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия  и  т.  д.),  а  второй  —  подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение.  Взаимодействие этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов  по воде (новые открытия — новые волны подражания и т. д.). Цель социологии,  по Тарду, открывать повторяемость  социальных  фактов.  Вспомогательной  наукой является статистика, Учитывающая  количество  повторений,  вызванных  каждым творческим  актом.  Задачу социологической науки Тард  видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество поддерживает  свое  целостное существование  и  развивается  по  мере  возникновения   и   распространения изобретений.

    Социологическая  теория  Дюркгейма,  центральной   фигуры   французской социологической школы, наиболее активно содействовавшей  институционализации социологии во Франции, основывалась на концепции коллективных  представлений и  была  направлена  против  психологизма  Тарда.  В  определении   предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности —  реальности «социальных фактов»,  существующих  объективно,  независимо  от  индивида  и оказывающих принудительное давление на него. Общество,  согласно  Дюркгейму, — это исходная, первичная реальность, наделенная чертами  превосходства  над индивидом. Систематизация данных  представлений  осуществлена  социологом  в концепции социологизма как противоположной концепциям  индивидуалистическим, теории социальной атомизации. Разрабатывая  проблему  специфического  метода социологии,  Дюркгейм  обосновывал  принципы  объективизма  и  эмпиризма   в исследовании   социальных    фактов,    при    проведении    социологических исследований. В осуществляемых исследованиях центральной  являлась проблема соотношения «механической» и «органической»  форм  социальных  связей,  форм солидарности, вторая из которых возникает на  основе  разделения  труда.  По мере  совершенствования  системы   разделения   труда   должна   развиваться «органичность» солидарности  членов  общества.  Однако  Дюркгейм  отразил  в своей  теории  несовершенство  буржуазного   общества,   нарушения   в   нем социальных связей, приводящие к кризису личности —  к  социальной  аномии  и самоубийству. Выход Дюркгейм видел в  создании  новых  органов  общественной солидарности, которые он называл профессиональными  корпорациями  и  которые должны были выполнять производственные и культурные социальные функции.

Информация о работе Классический период в развитии социологии