Развитие психологии в период античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:14, доклад

Описание работы

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Работа содержит 1 файл

развитие психолгии в период античности.docx

— 20.72 Кб (Скачать)

Введение

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Процесс развития знаний о психике  человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

В своем  развитии психология прошла несколько  этапов. Первые представления о психике  были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  психологии в период античности

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки  о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а  с использованием тех объективных  знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в  тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие  закономерности общества, природы и  человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение  долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь  с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно  с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

Несколько позже появилась идея о том, что  конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень  важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже  Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о  «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает  и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.

Среди важнейших  функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в  процессе познания выделялось всего  две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы  между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.  

В это время  ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и  насколько построенная человеком  картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции  психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ  имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое  живое существо, подчиняется тем  же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Античные  ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в  человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся  религия начала доминировать над  научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые  рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки  зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

Вывод:

 На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1.      История  психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. - 2000. – 380 с. 

2.      Марцинковская  Т .Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 326 с. 

3.      Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1999. – 377 с. 

4.      Петровский  А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии, 2002. – 389 с. 

5.      Шульц  Д. П., Шульц С.Э., История современной  психологии. С-Петербург, 2001. – 385 с.

Информация о работе Развитие психологии в период античности