Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:14, доклад
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Введение
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
В своем
развитии психология прошла несколько
этапов. Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат. анима
– дух, душа) – древнейшими взглядами,
согласно которым у всего, что существует
на свете, есть душа. В этот период представления
о душе основывались на многочисленных
мифах и легендах, на сказках и первоначальных
религиозных верованиях, связывающих
душу с определенными живыми существами
(тотемами).
Развитие психологии в период античности
Появление
психологии в Древней Греции на рубеже
VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки
о человеке, рассматривавшей душу
не на основе сказок, мифов, легенд, а
с использованием тех объективных
знаний (математических, медицинских,
философских), которые возникли в
тот период. В то время психология
входила в науку, изучавшую общие
закономерности общества, природы и
человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20
веков, психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь
с человеком, да и само исследование
души (психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.
Среди важнейших
функций души психологи античности
называли познание мира. Сначала в
процессе познания выделялось всего
две ступени - ощущение (восприятие)
и мышление. При этом для психологов
того времени не существовало разницы
между ощущением и восприятием,
выделение отдельных качеств предмета
и его образа в целом считалось единым
процессом. Постепенно изучение процесса
познания мира становилось все более значимым
для психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон
впервые выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее значение
как хранилища всех наших знаний. Аристотель
выделил еще и такие познавательные процессы,
как воображение и речь. Таким образом,
к концу античного периода представления
о структуре процесса познания были близки
к современным, хотя мнения о содержании
этих процессов, конечно, существенно
различались.
В это время
ученые впервые стали задумываться
над тем, как же происходит построение
образа мира, какой процесс - ощущение
или разум - является ведущим и
насколько построенная
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
Вывод:
На протяжении длительного
времени предметом психологии была душа,
однако в разное время в это понятие вкладывалось
разное содержание. В эпоху античности
душа понималась как первооснова тела,
по аналогии с понятием «архе» - первоосновой
мира, основным кирпичиком, из которого
состоит все сущее. При этом главной функцией
души считалось придание телу активности,
так как, по мнению первых ученых-психологов,
тело является инертной массой, которую
приводит в движение именно душа. Душа
не только дает энергию для активности,
но и направляет ее, т. е. именно душа руководит
поведением человека. Постепенно к функциям
души добавилось познание, и, таким образом,
к исследованию активности прибавилось
изучение этапов познания, которое в скором
времени стало одной из важнейших проблем
психологической науки.
Библиографический
список
1. История
психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль.
- 2000. – 380 с.
2. Марцинковская
Т .Д. История психологии: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский
центр "Академия", 2001. – 326 с.
3. Петровский
А.В. Вопросы истории и теории психологии.
1999. – 377 с.
4. Петровский
А.В. Ярошевский М.Г. История и теория
психологии, 2002. – 389 с.
5. Шульц Д. П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 2001. – 385 с.