Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:31, шпаргалка
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации и отражающих ее индивидуальность.
Культура организации должна помогать вписаться организации в контекст общества и природы.
1. Понятие и Функции корпоративной культуры. 2
2. Отличия организационной и корпоративной культуры. 3
3. Структура и содержание корпоративной культуры 4
4. Классификации корпоративных культур 5
5. Типология Дж. Зоненфельда 7
6. Типология Т. Дейла и А. Кеннеди 8
7. Типология Куина. 9
8. Типология М. Бурке. 10
9. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры. 11
10. Этапы изменения корпоративной культуры 12
11. Модель процесса изменений К. Левина. 15
12. Роль специалиста по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры. 16
13. Понятие коллектива. 17
14. Социально-психологический климат в группе. 18
15. Формирование команды. 19
16. Совместимость и срабатываемость. 20
17. Доминирующие культуры и субкультуры. 21
18. Работоспособность и утомляемость. 22
19. Условия труда 23
20. Особенности личности руководителя. 24
21. Соотношение понятий лидерства и руководства. 25
22. Культура проведения совещаний. 26
23. Роль руководителя в формировании корпоративной культуры. 27
24. Организация и проведение корпоративных мероприятий. 28
25. Понятие и виды мотивации. 29
26. Теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера. 30
27. Теория мотивации Мак Грегора. 32
28. Теория мотивации Фредерика Герцберга 33
29. Теория потребности в достижениях Мак-Клелланда. 34
30. Теория ожиданий Врума. 35
31. Теория справедливости Дж. Адамса. 36
32. Теория подкрепления мотива Торндайка-Скиннера 37
33. Диагностика корпоративной культуры 38
34. Построение профиля организации. 39
35. Культурная сеть по Джонсону 40
Оглавление
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации и отражающих ее индивидуальность.
Культура организации должна помогать вписаться организации в контекст общества и природы. Корпоративная культура выполняет следующие функции:
1. Формирование имиджа
Непроизвольный синтез людьми отдельных элементов культуры в неуловимое целое, которое оказывает огромное влияние на их эмоции. Культура вырабатывается в результате взаимодействия сотрудников под влиянием социального и делового окружения, национально-государственного и этнического факторов, менталитета.
2. Функцию интеграции (целостности, всеобщности).
Формирует социально-психологический климат, когда каждый ощущает себя частью целого, формирует чувство общности и оригинальный имидж.
3. Функцию адаптации:
• на внутреннем уровне (адаптация новых сотрудников к условиям новой для них культуры, деятельности);
• на внешнем уровне (адаптация организации к внешней среде, достижение баланса между ценностями внешней среды и организацией путем устранения барьеров, регулирует отношения с партнерами).
4. Охранную функцию –
5. Регулятивную функцию –
6. Функцию замещения – замещение официальных механизмов и потоков информации, отношений на неформальные.
7. Функцию развития организации (образовательная) – повышение общего уровня образования в организации, что способствует улучшению человеческого капитала, паблицитного капитала и системы социальной стабильности.
8. Функцию управления качеством работы и продукции (через качество культуры) – определяет качество рабочей среды и микроклимат в коллективе.
Организационная культура – это
набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами организаци
Корпоративная культура живет в единой символике, посредством которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления о принятом и неприемлемом способах взаимодействия, лежащие в основе построения взаимодействий внутри и за пределами организации.
Корпоративная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Корпоративная культура определяет типичный для данной организации подход к решению проблем.
Основу корпоративной и
Среди составляющих и организационной, и корпоративной культуры можно выделить такие понятия, как ценностные ориентации, идеи, установки. Но если в рамках корпоративной культуры под этим подразумевается социально-психологический климат, то в организационной культуре это структура, модель организации.
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1) поверхностный (символический) уровень – это все, что человек может увидеть и потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также к символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.
2) подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у членов организации на основании личных паттернов, подкрепляемых или изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру корпоративной культуры, выделяя ее следующие компоненты:
Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т. д.
Корпоративные ценности, т. е. предметы
и явления организационной
Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии
Нормы — совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам.
Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Классификация Дила и Кеннеди:
1. Культура «жестких парней» (быстрая обратная связь и высокий риск) – фирмы стремятся к быстрым большим успехам, они не занимаются долгосрочным планированием и, несмотря на большой риск, они добиваются больших успехов.
2. Ставка на свою компанию (медленная обратная связь и высокий риск) – применяется в нефтедобывающих, авиастроительных и других подобных компаниях.
3. «Хорошо поработал – хорошо
отдохнул» (быстрая обратная
4. Культура процесса (медленная
обратная связь и низкий риск)
– характерна для
Классификация Промпенаарса:
1. «Инкубатор» (ориентация на
личность и преобладание
2. «Семья» (ориентация на
3. «Управляемая ракета» (
4. «Эйфелева башня» (ориентация
на цель и преобладание
Позитивные и негативные корпоративные культуры
В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют «положительную» (в некоторых источниках «позитивную») и «отрицательную» («негативную») культуры. Культура организации положительна, если она способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия и/или его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений. Отрицательная культура — источник сопротивления и общего хаоса, может препятствовать эффективному процессу принятия решений, общему функционированию предприятия и его развитию.
Критерии разделения культур на положительные и отрицательные складываются из нескольких составляющих (на основании классификации, предложенной С. Г. Абрамовой и И. А. Костенчук):
По мнению С. Г. Абрамовой и И. А. Костенчук, характер организационной культуры проявляется через систему отношений:
Позитивная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития, а также ценность предприятия как условия реализации саморазвития. Негативная — отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна сотруднику, но не ценна с точки зрения его саморазвития и самореализации. Исследования «отрицательных» культур выявили, что в этих фирмах преобладают следующие отношения: равнодушие, обезличивание проблем, слепое подчинение, консерватизм, изоляционизм, антипатия. По мнению специалистов в области управления человеческими ресурсами, в компаниях с «негативной» культурой отмечается ряд проблем: наличие слухов и сплетен, подрывающих авторитет предприятия у его работников, общественности и партнеров; недоверие руководителям всех уровней; высокая текучесть кадров; «умственная» текучесть кадров, то есть работники присутствуют физически, но интеллектуально и эмоционально «отсутствуют», работают в течение дня несколько часов, выполняют лишь самое необходимое, работают недостаточно качественно, искусственно растягивают время выполнения задания, а остальное время уходит на перекуры, чаепитие, непроизводственные разговоры и т. д.
Позитивная культура характеризуется
следующими особенностями социально-