Исследование мотивационного компонента воздействия рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Изучение мотивационного компонента в рекламе на примере парфюмерной продукции. Проведение исследования взаимосвязи скрытых нереализованных потребностей человека и желание купить тот или иной рекламируемый товар.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Мотивационная сфера человека: как предмет психологического исследования.
1.1. Понятие мотивации и мотива……………………………………………......5
1.2. Проблема осознания мотивов………………………………………………8
1.3. Выводы по главе 1…………………………………………………………..11
Глава 2. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
2.1. Краткий анализ некоторых теорий………………………………………..12
2.2. Анализ мотивов и использование их в рекламе………………………......18
2.3. Выводы по главе 2…………………………………………………………..20
Глава 3. Проблема исследования мотивации в рекламе.
3.1. Структура мотивации потребителей……………………………………...20
3.2. Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы…...22
3.3. Психологические механизмы воздействия рекламы………………….....27
3.4. Характер рекламного воздействия………………………………………..28
3.5. Выводы по главе 3………………………………………………………….30
Глава 4. Исследование мотивационного компонента рекламы: экспериментальное исследование.
4.1. Цели, задачи и гипотезы исследования…………………………………..33
4.2. Программа исследования………………………………………………….34
4.3. Исследование мотивационного компонента рекламы: обсуждение результатов……………………………………………………………………...41
Выводы…………………………………………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………...50
Литература……………………………………………………………………....51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа исследование мотивационного компонента рекламы Смирнова ГА АСОУ 2011.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     2. Осознанная потребность. Как правило,  потребитель – существо достаточно  консервативное. Приходится проделать  большую работу, чтобы убедить  его приобрести то, без чего он обходился всю свою жизнь. Повернуть человека лицом к товару, заставить его проявить первую, пока еще слабую заинтересованность – самая сложная, хлопотная и дорогостоящая задача. Потребность превращается в осознанную на второй стадии. Человек вроде бы уже знает, что в жизни у ему чего-то не достает и готов заплатить продавцу, надо лишь выбрать, какому и за что именно.

      3. Поиск вариантов удовлетворения. Человек начинает изучать рынок,  выбирать из имеющихся вариантов,  что лучше, красивее, дешевле,  ближе и т.д., но часто выбор определяется случайными факторами.

     4. Пробное потребление. Приобретенную  вещь покупатель "обживает", приспосабливая  ее к своим потребностям.

     5. Оценка результатов. Используя  купленный товар, человек оценивает  покупку. Получил ли ожидаемое? Если да, он, скорее всего, будет приобретать такой товар еще много раз, не тратя времени и сил на поиски и изучение других вариантов. Тогда он становится постоянным покупателем какого-то продавца, что тому, собственно говоря, и надо. Если нет, – человек возвращается обратно на стадию поиска.

     Каждой  стадии развития потребительской потребности  соответствует своя стратегия и  тактика рекламного обеспечения  продаж. На первой стадии, когда осознанная потребность еще не сформировалась, необходима мощная, хорошо продуманная, достаточно длительная и обычно дорогая реклама, включающая широкий диапазон каналов и методов психологического воздействия – разъяснение, внушение, убеждение. На стадии поиска вариантов реклама также важна, но скорее уже реклама конкретной марки товара, фирмы-производителя, торговой организации. Здесь нет проблемы формирования спроса, ее место занимает проблема конкуренции многих продавцов однородных товаров или услуг. На последней стадии товар или услуга уже как бы рекламируют себя сами. Стоит лишь время от времени напоминать о них потребителю.

     Мотивы, таким образом, играют роль двигателя  поступков человека, хотя и далеко не всегда осознанно. Потребительские  мотивы, как и сами потребности  человека, сложны и многообразны. Они  могут быть сильными и слабыми, постоянными и временными, позитивными и негативными. Для рекламного дела главное – это их вид, определенный реальными потребностями. В самом общем виде мотивы можно разделить на следующие виды: эмоциональные, рациональные, утилитарные, эстетические, мотивы престижа, мотивы уподобления и мотивы моды, мотивы самоутверждения, мотивы традиции. Также можно выделить другие глубинные мотивы, часто используемые в рекламных кампаниях: чувство уверенности; надежность; самоудовлетворение; творческие наклонности (в рекламе товаров для дома, сада и огорода, приготовлении различных блюд из различных продуктов) ; объекты любви; бессмертие (в страховании: рекламируется "надежда на бессмертие", достигаемая через гарантию от забвения) ; лесть: "Серьезные собаки для очень серьезных людей"; просто приобретательство (психологи считают, что страсть к приобретательству – естественное свойство 90% людей). Потребности или мотивы, порождающие интерес к товару, и психологическая дистанция от товара до их удовлетворения – это две составляющие личностного смысла рекламируемых товаров или услуг.

     В. Паккард формулирует восемь основных типов потребностей, которым должен удовлетворять товар, чтобы его  купили. При этом надо помнить, что  продается не сам товар как  физическая данность, а его психологическое соответствие, то, чем он может помочь психологически.

 

     1. Продажа эмоциональной безопасности. Так, изучение продажи морозильников должно было объяснить, почему люди тратят дополнительные деньги на электроэнергию, на то, что определенные остатки продукта придется выбросить и т.п. Оказалось, что морозильники вошли в моду после второй мировой войны, когда ощущалась нехватка продуктов. Людям, чтобы чувствовать себя в безопасности, требуется больше еды, чем они могут съесть. Та же проблема возникла с кондиционерами: люди, нуждающиеся в безопасности, не хотели даже ночью открывать окна.

 

     2. Продажа подтверждения ценности. Реклама стиральных порошков строилась только на чистоте. Однако рекламисты обнаружили, что акцент необходимо сделать на совсем другом – женщины чувствуют, что они выполняют работу, которую никто не ценит. Так и фирмы, продающие чемоданы, могут выиграть, если будут акцентировать, что они продают уверенность.

 

     3. Продажа самоблагодарности. Продажа  экскаваторов пришла в упадок. Когда попытались выяснить в чем дело, то установили, что все рекламные фотографии показывали экскаваторы, переносящие тонны земли, камней и грязи, но там нигде не было человека. Когда все фотографии стали делать с точки зрения работающего человека, ситуация с продажей резко изменилась.

     4. Продажа творчества. Психологи установили, что работа с цветами и растениями  создает женщинам старшего возраста  заменитель беременности. Даже выпечка  пирога символически приравнивается  к появлению нового ребенка в семье. Отсюда последовали существенные выводы. Если раньше на пакетах с тортом-полуфабрикатом писалось «Не добавляйте молока, просто добавьте воды», то женщины внутри себя возмущались, что это за приготовление, когда туда ничего не следует добавлять. Поэтому при появлении слов «Добавьте свежих яиц и свежего молока» уровень продаж сразу возрос. Проектировщики домов в этом случае обнаружили, что не следует расписывать все до мельчайших деталей, необходимо нечто оставлять для потребителя.

 

     5. Продажа объектов любви. Записи одного из пианистов пользовались особым успехом у женщин в возрасте, когда уже нельзя родить ребенка. Им как бы хотелось погладить его по кудряшкам.

 

     6. Продажа чувства власти. Автомобили продаются с позиции дополнительной власти, которую они предоставляют. Человек покупает, к примеру, моторные лодки со все увеличивающейся суммой лошадиных сил.

     7. Продажа чувства корней. Вино  продается с точки зрения старого  доброго времени. Есть реклама  типа «Это вино, которая делала  моя бабушка». Кстати, и в политике Рейган хотел вернуть Америку к спокойным годам, предшествовавшим наступлению тридцатых.

 

     8. Продажа вечности. Страховые агенты продают мужчинам уверенность в том, что они будут содержать свою семью даже после смерти.

     [Почепцов Г. Г.1998.]

 

     3.3. Психологические  механизмы воздействия  рекламы.

     При рассмотрении вопроса о психологических  механизмах рекламного воздействия  целесообразно использовать аббревиатуру AIDA, где каждой букве соответствует  определенный психический процесс.

     Первая  буква - А - обозначает свойства внимания (attention).

     Реклама должна привлекать к себе внимание - это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание - это далеко не все. Внимание надо перевести в  произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы “мыльных опер”, обращаются к юмору.

     В любых случаях на переднем плане  должен быть именно рекламируемый товар, а не сюжет, юмор, персонаж, цвет. Последовательность предъявления информации должна идти по цепочке что, как, где. Если же потребитель с восторгом вспоминает о том, как ему демонстрировали товар и кто был главным действующим лицом, но ни слова не помнит о самом товаре, то рекламу считают неудачной, а образы, привлекшие основное внимание, называют даже образами-вампирами.

     На  основе внимания создается и поддерживается интерес у потребителя

     (I - interest). Это - вторая ступень воздействия рекламы и вторая ее задача -заинтересовать потенциального покупателя. Цель второй ступени - создать условия для “идеальной” покупки, мысленного приобретения товара.

     Надо  постараться вызвать у потребителя желание владеть покупкой

     (D - desire). Чтобы желание возникло, надо показать возможности, которыми вы будете располагать после покупки.

     И только последний этап - А(action), действие,

     переводит идеальную мысленную покупку  в реальную. Чтобы ускорить наступление этого завершающего этапа, хороший продавец или хорошая реклама обязательно дают гарантию возврата товара при его недостатках. Это способствует появлению чувства удовлетворения от удачной покупки и желанию стать постоянным покупателем данной фирмы. В свою очередь продавец от лица фирмы благодарит покупателя и приглашает его впредь пользоваться их услугами.

 

     3.4. Характер рекламного  воздействия.

     Реклама может носить чисто информационный характер, и это вполне годится  для соответствующих товаров  и аудитории. Например, профессионалам, особенно мужчинам, достаточно сообщить технические характеристики изделия, им не особенно важно, какой будет улыбка у очаровательной девушки. Главную роль в такой рекламе играют правильно, без особой перегрузки скомпонованные информационные показатели.

     Реклама-убеждение  имеет широкий диапазон - от навязывания  товара до ненавязчивого совета. Как  и любое убеждение, такая реклама  носит преимущественно вербальный характер. Реклама-убеждение использует различную аргументацию для доказательства того, что товар должен быть приобретен. Аргументы могут быть положительными типа “Если Вы приобретете этот товар, Вы получите преимущества перед другими (имеется в виду - не приобретшими) в том-то и том-то” (обычно перечисляются все возможные, и сплошь и рядом невозможные, блага). Аргументы могут также носить отрицательный характер типа “Если Вы не воспользуетесь услугами такой-то фирмы, то Вас в ближайшее время будут ожидать такие-то неприятности”. Следует отметить, что люди сознательно ограждают себя от отрицательных эмоций и отвергают “страшные” рекламы.

     Убеждение можно усилить с помощью невербальных средств: музыки, цвета, подбора персонажей, юмора. Самое сильное и опасное средство воздействия в рекламе на человека - внушение. Оно осуществляется зачастую на подсознательном уровне и в общем представляет собой средство подчинения человека своей воле. Это - вариант зомбирования, интеллектуального и поведенческого рабства. Сила внушения зависит от многих факторов, среди которых особенно важны два: свойства и состояние человека, которому что-либо внушают, и свойства человека, который внушает, т. е. свойства суггерента и суггестора.

     Далеко  не всякому человеку можно что-либо внушить, тем более без особой аргументации. Люди с критическим  мышлением, высокой профессиональной компетентностью, высоким интеллектом, мало эмоциональные, уверенные в себе, социально зрелые обладают очень низкой внушаемостью. Люди же с невысоким уровнем образования и интеллекта, тревожные, социально незрелые, эмоциональные обладают повышенной внушаемостью.

     Внушаемость может быть существенно повышена за счет факторов времени, среды, технических  приемов.

     Усиливается внушаемость также во время массового  предъявления информации в больших  аудиториях.

     Внушаемость может быть также увеличена при использовании авторитетного суггестора, т. е. человека, являющегося достаточно авторитетным для аудитории. Хорошо, если авторитетность совпадает с такими признаками, как манера говорить, держаться перед камерой, жестикулировать. Все это располагает аудиторию к доверию к суггестору.

     В качестве суггестора часто выбирают одного из представителей аудитории, “одного  из нас”. Это позволяет добиться эффекта соучастия.

     Наконец, следует отметить еще два момента, которые могут сделать рекламу  работающей: уместность и неожиданность. Реклама хорошо действует на ту аудиторию, которая уже нуждалась в рекламируемом товаре.

     Уместность  может иметь форму сезонного  соответствия, национального, возрастного, полового, профессионального и прочее. В то же время уместная реклама должна быть и достаточно неожиданной, чтобы обратить на себя внимание и не потеряться в потоке аналогичных реклам. В сочетании уместности и неожиданности, в обдуманном выборе уровня воздействия на потребителя, в профессиональном использовании рекламной техники – залог успешной рекламы.

 

     3.5. Выводы по главе  3.

     Реклама – целенаправленная оплачиваемая информация о товаре или услуге, об их производителей, распространяемая известными источниками. Реклама появляется там, где есть обмен товарами, где есть конкуренция и где каждый товаропроизводитель борется за своего покупателя и ищет свою нишу на рынке.

     Реклама действует на потребителей так: чем  больше в них внутреннего соответствия, тем сильнее готовности принять  новые сведения.

     Главная задача рекламодателей состоит в поисках потребителей, готовых принять новые сведения.

Информация о работе Исследование мотивационного компонента воздействия рекламы