Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".
1. Социальное управление и его виды. Функции социального управления.
Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Это устойчивые социальные связи, возникающие в результате закономерной повторяемости явлений, социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков социального регулирования.
Признаки социальных норм: они являются правилами поведения людей, указывают, какими должны быть поступки, образцы поведения людей; это правила поведения общего характера, т.е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим; это не только общие, но и обязательные правила поведения, которые обеспечиваются принуждением со стороны государства или коллектива.
Все социальные нормы подразделяются по следующим основаниям:
а) по способам их создания, установления;
б) по средствам охраны их от нарушений.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
Деление социальных
норм по содержанию: политические, технические,
трудовые, нормы семейного права,
культуры, религиозные нормы и
др. Все социальные нормы в их
совокупности и взаимосвязи называются
правилами человеческого
Управление
– осуществление властно-
2. Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.
Государственное управление является, прежде всего, одним из видов управления как общественно необходимой категории, т.е. его понятие производно от управления вообще. В этом смысле под государственным управлением следует понимать осуществление организационных (управленческих) функций от имени государства и в масштабе государства.
Государственное управление:
а) конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей компетенционную и функциональную направленность;
б) является исполнительно-распорядительной деятельностью. Основным направлением ее является претворение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов;
в) является непосредственно организующей деятельностью. В процессе его осуществления повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевой (финансы, госстандарты, налоги, статистика и т.д.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция и др.), социально-культурной (образование, наука, культура, здравоохранение и др.), хозяйственной (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) деятельности;
г) осуществляется
специально уполномоченными на то субъектами,
которые именуются в
Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.
Государственное
управление и осуществляющие его
функции, государственные органы есть
составная часть единого
Однако органы государства, осуществляющие
эти виды деятельности, оперативного
управления не осуществляют. Для органов
законодательных, судебных, органов
прокуратуры управленческие функции
являются вспомогательными, внутриорганизационными.
Они направлены на обеспечение успешного
выполнения возложенных на них основных
функций - осуществление
Особенностью государственного управления является повседневность и непрерывность исполнительной деятельности, ее прямая направленность на руководство соответствующими подчиненными объектами.
3. Предмет и метод
Предмет АП – совокупность общественных отношений.
В зависимости от субъектов выделяют следующие виды таких отношений:
а) между вышестоящими и нижестоящими органами гос. упр.;
б) между орг. гос. упр-я, обладающими одинаковой компетенцией;
в) между органами гос.упр. и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;
г) между органами гос.упр. и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;
д) между органами гос.упр. и гражданами РБ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Метод АП регулирования – совокупность приемов и способов, посредством которых АП воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере гос.упр., с целью их реализации и охраны. Предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, а метод — средства этого регулирования.
Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования, исходящего от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.
На этой основе
отношения управленческого
Административное право представляет собой отрасль права, призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
4. Место административного права в правовой системе РБ.
АП представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванных регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера.
Административное право входит
в единую систему права Республики
Беларусь. Оно тесно связано и
взаимодействует с другими
5. Система административного
Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему – органически взаимосвязанную совокупность расположенных в определенной логической последовательности административно-правовых норм и институтов, объединенных едиными предметом и методом.
Система административного права состоит из четырех частей:
6. Наука административного права,
Административная
наука – вырабатывает и теоретически
систематизирует объективные
Предметом науки является:
- исследование законов;
- исследование
закономерностей и
- исследования
складывающихся общественных
- анализ
правоприменительной
К числу основных
задач следует отнести
1. предмета
АП в современных условиях
становления и развития
2. правового
статуса органов
3. правовое положение ФЛ в сфере гос.упр.
4. административно-правового статуса гос. и негос. Служащих.
5. правовое положение негос. и обществ. объединений в сфере управления.
6. административно-юрисдикционной деятельности.
7. админ. производства и его видов.
8. админ. процесса и его видов.
Основная
задача науки АП – исследовать
предмет науки с целью
7. Отграничение
АП входит в единую систему права
РБ. Оно тесно связано и
Наиболее тесная связь АП с КП. Свои исходные начала АП берет в нормах КП, содержащихся в актах высшей юридической силы. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.
Разные стороны
имущественных отношений
Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права.
Границы действия
норм уголовного и административного
права определяются характером и
направленностью
Трудовое
право регулирует трудовые отношения,
а также некоторые другие, связанные
с ними (но поводу заключения коллективных
договоров, по рассмотрению трудовых споров,
в области социального
8. Понятие административно-
Административно-правовая норма - это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.
Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиция и санкция.
Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения.
Диспозиция - правило поведения, предусматриваемое нормой.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
По предмету регулирования административно-
Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления.
По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме.