Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

1. Социальное управление и его виды. Функции социального управления.

Социальные  нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Это устойчивые социальные связи, возникающие в результате закономерной повторяемости явлений, социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков социального регулирования.

Признаки  социальных норм: они являются правилами  поведения людей, указывают, какими должны быть поступки, образцы поведения  людей; это правила поведения  общего характера, т.е. их требования относятся  не к отдельному лицу, а ко многим; это не только общие, но и обязательные правила поведения, которые обеспечиваются принуждением со стороны государства  или коллектива.

Все социальные нормы подразделяются по следующим  основаниям:

а) по способам их создания, установления;

б) по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

  1. Нормы права, которые устанавливаются и охраняются государством;
  2. Нормы морали (нравственности) на основе представлений о добре и зле, справедливости, охраняемые общественным мнением или внутренним убеждением индивида;
  3. Нормы общественных организаций: уставы, правила и др.;
  4. Нормы обычаев, возникающие в силу многократного повторения поступков и используемые в силу привычки;
  5. Нормы традиций: семейные, профессиональные, военные и др.;
  6. Нормы ритуалов: национальные праздники, бракосочетания, встречи государственных деятелей и др., их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм по содержанию: политические, технические, трудовые, нормы семейного права, культуры, религиозные нормы и  др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Управление  – осуществление властно-организационных  функций, которые обеспечивают поставленные цели в результате совместной деятельности людей.

 

2. Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.

Государственное управление является, прежде всего, одним  из видов управления как общественно  необходимой категории, т.е. его понятие  производно от управления вообще. В  этом смысле под государственным управлением следует понимать осуществление организационных (управленческих) функций от имени государства и в масштабе государства.

Государственное управление:

а) конкретный вид деятельности по осуществлению  единой государственной власти, имеющей  компетенционную и функциональную направленность;

б) является исполнительно-распорядительной деятельностью. Основным направлением ее является претворение  в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов;

в) является непосредственно организующей деятельностью. В процессе его осуществления повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевой (финансы, госстандарты, налоги, статистика и т.д.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция и др.), социально-культурной (образование, наука, культура, здравоохранение и др.), хозяйственной (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) деятельности;

г) осуществляется специально уполномоченными на то субъектами, которые именуются в законодательстве органами государственного управления.

Субъекты государственного управления наделены государственно-властными  полномочиями и выступают от имени  государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Государственное управление и осуществляющие его  функции, государственные органы есть составная часть единого механизма  государственной власти. Поэтому  элементы государственного управления присущи и другим видам государственной  деятельности - законодательной, судебной, осуществлению прокурорского надзора.

Однако органы государства, осуществляющие эти виды деятельности, оперативного управления не осуществляют. Для органов  законодательных, судебных, органов  прокуратуры управленческие функции  являются вспомогательными, внутриорганизационными. Они направлены на обеспечение успешного  выполнения возложенных на них основных функций - осуществление законотворчества, правосудия, прокурорского надзора, т.е. функций, для выполнения которых  они образованы.

Особенностью  государственного управления является повседневность и непрерывность  исполнительной деятельности, ее прямая направленность на руководство соответствующими подчиненными объектами.

 

 

3. Предмет и метод административного  права. Особенности административного  права как отрасли права.

  Предмет АП – совокупность общественных отношений.

В зависимости от субъектов выделяют следующие виды таких отношений:

а) между вышестоящими и нижестоящими органами гос. упр.;

б) между орг. гос. упр-я, обладающими одинаковой компетенцией;

в) между органами гос.упр. и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;

г) между органами гос.упр. и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;

д) между органами гос.упр. и гражданами РБ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Метод АП регулирования  – совокупность приемов и способов, посредством которых АП воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере гос.упр., с целью их реализации и охраны. Предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, а метод — средства этого регулирования.

  Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования, исходящего от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового  метода регулирования, часто называют отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и  односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового  регулирования не исключают использование  в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) все больше дорогу пробивают себе методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Административное  право представляет собой отрасль права, призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

 

4. Место административного права  в правовой системе РБ.

АП представляет собой отрасль  права (совокупность правовых норм), призванных регулировать в интересах государства  общественные отношения управленческого  характера. 

Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и  взаимодействует с другими отраслями  права, так как, несмотря на специфические  особенности каждой из них. Все они  призваны решать единые задачи, стоящие  перед государством, с помощью  правовых средств.

 

5. Система административного права  РБ

Административное право, как и  другие отрасли права, представляет собой систему – органически взаимосвязанную совокупность расположенных в определенной логической последовательности административно-правовых норм и институтов, объединенных едиными предметом и методом.

Система административного права  состоит из четырех частей:

  • в первую часть включены нормы, определяющие правовой статус граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов, негосударственных организаций, государственных служащих в сфере государственного управления; формы и методы деятельности субъектов административного права, а также контроль и надзор за их деятельностью;
  • вторая часть объединяет нормы, регулирующие ответственность по административному праву;
  • в третьей расположены нормы административного процесса;
  • четвертая часть представлена нормами, определяющими административно-правовые основы управления экономической, социально-культурной, административно-политической и иными сферами.

 

6. Наука административного права,  ее основные задачи.

Административная  наука – вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, понятия об отрасли  АП, её предмете и методе регулировании.

Предметом науки  является:

- исследование  законов;

- исследование  закономерностей и особенностей  в сфере деятельности исполнительной  власти;

- исследования  складывающихся общественных отношений  и административно-правовых норм;

- анализ  правоприменительной деятельности.

К числу основных задач следует отнести исследования:

1. предмета  АП в современных условиях  становления и развития исполнительной  власти.

2. правового  статуса органов исполнительной  власти как субъектов АП.

3. правовое  положение ФЛ в сфере гос.упр.

4. административно-правового  статуса гос. и негос. Служащих.

5. правовое  положение негос. и обществ. объединений в сфере управления.

6. административно-юрисдикционной деятельности.

7. админ. производства и его видов.

8. админ. процесса и его видов.

Основная  задача науки АП – исследовать  предмет науки с целью выработки  рекомендаций и мер по созданию благоприятных  условий для успешного функционирования государства и общества в целом.

 

7. Отграничение административного  права от смежных отраслей  права.

АП входит в единую систему права  РБ. Оно тесно связано и взаимодействует  с другими отраслями права, так  как, несмотря на специфические особенности  каждой из них. Все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее  тесная связь АП с КП. Свои исходные начала АП берет в нормах КП, содержащихся в актах высшей юридической силы. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.

Разные стороны  имущественных отношений регулируются гражданским и административным правом, но разными методами. Гражданское  право регулирует отношения, характеризующиеся  равенством сторон, а административное - их неравенством, т.к. одной из сторон всегда выступает государственный орган в качестве носителя государственно-властных полномочий.

Наиболее  сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть  отношений, отнесенных к предмету названных  отраслей, регулируется нормами административного  права.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов.

Трудовое  право регулирует трудовые отношения, а также некоторые другие, связанные  с ними (но поводу заключения коллективных договоров, по рассмотрению трудовых споров, в области социального страхования  и т.п.). Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой.

 

8. Понятие административно-правовых  норм, их структура, виды, основания  классификации.

Административно-правовая норма - это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Административно-правовая норма состоит  из гипотезы, диспозиция и санкция.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения.

Диспозиция - правило поведения, предусматриваемое нормой.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

 Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений.

Процессуальные  административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления.

По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"