Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей курсовой работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
- рассмотреть оптимизацию деятельности института полномочных представителей Президента РФ.
Введение
Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования
Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра
государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему: «Развитие
института полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных
округах.»
Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Становление и
развитие Российской Федерации в 90-х
годах XX века характеризовалось системным
кризисом, одной из составляющих которого
стало нарушение политического
баланса между федеральным
Эта ситуация еще более усиливает актуальность исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых,
появилась необходимость
во-вторых, в течение последнего десятилетия существенно изменились полномочия представителей главы государства, их политико-правовой статус, кадровый состав, соответственно и их политическая роль, что требует научного осмысления и взвешенных, объективных оценок;
в-третьих,
со времени появления института
полномочных представителей Президента
России, накоплен значительный опыт работы,
в связи с чем назрела
в-четвертых,
социально и политически
Объектом
исследования выступает институт полномочных
представителей Президента РФ, обеспечивающий
реализацию главой государства своих
конституционных полномочий и способствующий
повышению эффективности
Предметом исследования являются приоритеты и особенности функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института его политическая роль в перспективе будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.
Цель
курсовой работы состоит в изучении
политической природы и содержания,
институциональных
Задачей курсовой работы является:
-
раскрыть конституционно-
-
дать оценку институту
-
рассмотреть оптимизацию
Эмпирическая
база исследования. Для раскрытия
темы использовались Конституция РФ,
указы и распоряжения Президента
РФ, документы федеральных и 9 региональных
органов власти РФ, нормативно-правовые
акты, регламентирующие деятельность
аппаратов полномочных
1. Конституционно-правовые
Как известно, Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» институт полномочного представителя Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: Территория Российской Федерации была распределена на семь федеральных округов: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный президентским указом от 21 июня 2000 г. №1149 в Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск).
Из текста указа следует, что
такое преобразование было
Президент
и Правительство Российской Федерации,
согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают
осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
России. Естественно, что многие из
вверенных ему полномочий глава
государства реализует с
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эту статью часто называют «набором скрытых полномочий Президента»1.
До
принятия Конституции 1993 г. Президент
определялся как высшее должностное
лицо и глава исполнительной власти,
не обладающий, однако, полномочиями устанавливать
основные направления внутренней и
внешней политики и не являющийся
главой государства. В соответствии
с Конституцией 1993 г. Президент –
глава государства, занимает особое
место в системе органов
Таким
образом, разделив страну на федеральные
округа, Президент РФ действовал в
пределах своих конституционных
правомочий определять основные направления
внутренней политики и обеспечивать
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80
Конституции РФ. Как подчеркивает
А.В. Семенов, «цель создания данной
специальной единицы деления
государства видится в
Конституционность
создания непосредственно института
полномочного представителя Президента
в федеральном округе также не
вызывает сомнений. Е.М. Ковешников подчеркивает,
что Конституция РФ позволяет
выстраивать президентские
В
Конституции не закреплены понятие
и определение «федерального
округа», а также понятия, определения
и правомочности института
С данной позицией нельзя согласиться. Согласно ст. 5 Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации. Все субъекты обладают общими конституционно-правовыми признаками: имеют собственную территорию; образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти; принимают свои конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты; имеют собственные предметы ведения, в пределах которых «обладают всей полнотой государственной власти»; обладают собственными материально-финансовыми ресурсами и др. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».