Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат
Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.
Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73
Если вы интересуетесь работой договорных органов и
хотели бы получать информацию об их деятельности, то почему
бы вам ни подписаться на бесплатную рассылку электронной
почты "listserv", посвященную договорным органам? Вы будете
получать регулярное уведомление по электронной почте о
рекомендациях договорных органов, включая заключительные
замечания, выпускаемые после рассмотрения докладов
государств-участников, замечания общего порядка, содержащие
толкование соответствующих договоров, решения, принятые по
индивидуальным сообщениям (когда это применимо), и другие
материалы. Для того чтобы подписаться, посетите вебсайт
УВКПЧ http://www.ohchr.org/english/
56
57
Cпециальные термины, касающиеся договорных органов
Накопившееся отставание
Несмотря на проблемы, связанные с задержками
представления и непредставлением докладов государствами-
участниками, некоторые договорные органы не справляются с тем
количеством докладов, которые им приходится рассматривать
каждый год. Слишком большое количество накопившихся
нерассмотренных докладов может привести к тому, что с даты
представления доклада государством-участником до времени
начала рассмотрения комитетом содержания этого доклада может
пройти до двух лет. Потребность в запрашивании обновленной
информации явилась одной из причин распространения практики
подготовки перечня вопросов, которую стали использовать
большинство договорных органов. Более эффективные методы
работы могут сократить накопившееся отставание, и некоторые
комитеты предложили новаторские подходы. Например, КПР
начиная с 2005 года при рассмотрении докладов будет проводить
свои совещания, разделившись на две группы.
Должностные лица
В число должностных лиц обычно входят председатель,
заместители председателя, докладчик или любой другой
назначенный член Комитета. На своих совещаниях должностные
лица рассматривают процедурные и административные вопросы,
связанные с работой Комитета.
Председатель
Каждый договорный орган избирает на двухлетний срок
председателем одного из своих членов. Этот человек исполняет
обязанности председателя на каждом совещании в соответствии с
согласованными правилами процедуры. Председатели договорных
органов ежегодно проводят совещания в целях координации
работы договорных органов, а также наряду с двумя другими
членами своего комитета участвуют в межкомитетском совещании.
58
Заключительные комментарии
См. "заключительные замечания".
Заключительные замечания
Замечания и рекомендации, подготавливаемые договорным
органом, после рассмотрения им доклада государства-участника.
Заключительные замечания касаются как позитивных аспектов
осуществления договора государством, так и тех вопросов, по
которым договорный орган рекомендует государству принять
дополнительные меры. Договорные органы стремятся
подготавливать конкретные, адресные и осуществимые
заключительные замечания и уделяют все большее внимание
мерам по обеспечению эффективного выполнения их
заключительных замечаний.
Рассмотрение положения в стране в отсутствие доклада
См. "процедура обзора".
Конструктивный диалог
Принятая всеми договорными органами практика обращения
к государствам-участникам с предложением направить делегацию
для участия в работе сессии, на которой рассматривается их
доклад, с тем чтобы дать им возможность ответить на вопросы
членов Комитета и предоставить дополнительную информацию об
их деятельности по осуществлению положений соответствующего
договора. Понятие "конструктивный диалог" подчеркивает то
обстоятельство, что договорные органы не являются судебными
органами (даже если некоторые из их функций являются
квазисудебными), а созданы для наблюдения за осуществлением
договоров.
Единый документ
Альтернативное название для "расширенного базового
документа".
59
Базовый документ
Документ, представляемый государством-участником
Генеральному секретарю и содержащий информацию общего
характера о стране, имеющую отношение ко всем договорам, в том
числе информацию о территории и населении, общей политической
структуре и общей юридической системе, в рамках которых
защищаются права человека в этом государстве. Практика
подготовки базового документа была введена в 1991 году на
совещании председателей в качестве меры, направленной на то,
чтобы сократить объем повторяющейся информации в докладах
государств различным договорным органам. Он составляет
единую первоначальную часть всех докладов договорным органам.
Целевая группа по страновым докладам
Комитет по правам человека возложил подготовительную
работу по рассмотрению докладов, ранее осуществлявшуюся
предсессионной рабочей группой, на Целевую группу по
страновым докладам, проводящую свои совещания во время
пленарных заседаний. Целевая группа по страновым докладам
состоит из четырех-шести членов комитета, назначаемых
председателем, один из которых является докладчиком по стране и
несет общую ответственность за составление перечня вопросов.
Докладчик по стране
Большинство комитетов по каждому рассматриваемому
докладу государств-участников назначают одного из своих членов
в качестве докладчика по стране. Докладчик по стране обычно
руководит составлением перечня вопросов, обращением с
вопросами к делегации в ходе сессии и составлением
заключительных замечаний, подлежащих обсуждению и принятию
комитетом.
Заявление
Государство может встретиться с возможностью или
необходимостью сделать заявление относительно договора,
60
участником которого оно стало. Существует несколько видов
заявлений, о которых говорится ниже.
Заявления о толковании
Государство может сделать заявление о своем понимании
какого-либо вопроса, содержащегося в каком-либо положении
договора, или о своем толковании того или иного положения.
Такие заявления о толковании, в отличие от оговорок, не влекут за
собой исключения или изменения правовых последствий договора.
Цель заявления о толковании состоит в уточнении смысла
отдельных положений или всего договора.
Факультативные и обязательные заявления
В договорах могут предусматриваться факультативные и/или
обязательные заявления государств. Эти заявления имеют
обязательный характер для тех, кто с ними выступает. Так,
например, согласно статье 41 МПГПП, государство может сделать
факультативное заявление о том, что оно признает компетенцию
КПЧ получать и рассматривать сообщения о невыполнении им
своих обязательств, представляемые другим государством-
участником. Аналогичным образом, государства - участники
Факультативного протокола к КПР, касающегося участия детей в
вооруженных конфликтах, согласно статье 3 (2), должны сделать
"имеющее обязательный характер заявление, в котором
указывается минимальный возраст, при котором оно допускает
добровольный призыв в его национальные вооруженные силы, и
излагаются гарантии, принятые государством для обеспечения
того, чтобы такой призыв не носил насильственного или
принудительного характера".
Отступления
Отступление является принятой государством-участником
мерой по частичному приостановлению, по меньшей мере на
временной основе, выполнения одного или нескольких положений
договора. В некоторых договорах о правах человека в случае
чрезвычайного положения, угрожающего жизни страны,
61
государствам-участникам, в исключительном порядке и на
временной основе разрешается отступать от ряда прав в той
степени, в какой это требуется ситуацией. В то же время
государство-участник не может отступить от отдельных
конкретных прав и не может принимать дискриминационные меры.
Государства обычно обязаны информировать другие государства-
участники об отступлении в выполнении договора с приведением
оснований для такого отступления и указанием даты истечения
срока действия такого отступления. (См. Замечание общего
порядка № 29 КПЧ.)
Отдел по улучшению положения женщин (ОУЖ)
ОУЖ, являющийся основной частью Департамента по
экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и базирующийся в
Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в
Нью-Йорке, оказывает поддержку КЛДЖ, а также Комиссии по
положению женщин.
Расширенный базовый документ
Идея расширения сферы охвата базового документа возникла
в ходе процесса консультаций, развернутого договорными
органами в ответ на предложение Генерального секретаря
разрешить государствам представлять единый доклад всем
договорным органам. Было сочтено, что единый доклад
подготовить трудно и что он был бы слишком объемным, и было
выражено беспокойство в связи с тем, что конкретный характер
информации, отличающий доклады по отдельным договорам, в
большом подытоживающем докладе будет потерян.
Предполагалось, что расширенный базовый документ будет
направлен на дальнейшее сокращение повторов информации в
докладах путем включения информации об основных правах,
общей для всех или нескольких договоров. Предусматривалось
также, что расширенный базовый документ будет представляться
каждому договорному органу наряду с более адресным докладом,
касающимся соответствующего договора.
62
Последующие меры
Процедуры, разработанные для обеспечения того, чтобы
государства-участники принимали меры в связи с рекомендациями,
содержащимися в заключительных замечаниях договорных
органов или их решениях в тех случаях, когда была задействована
процедура представления сообщений. Некоторые комитеты
приняли официальные процедуры последующих мер, и все
комитеты требуют от государств включения информации о
последующих мерах в свои периодические доклады. Важную роль
в принятии последующих мер возлагается на парламенты, НПЗУ,
НПО и гражданское общество.
Замечания общего порядка
Толкование договорным органом содержания положений о
правах человека, освещение им тематических вопросов или своих
методов работы. Целью замечаний общего порядка часто является
уточнение обязанностей государств-участников по представлению
докладов применительно к отдельным положениям договоров и
предложение подходов к выполнению положений договоров.
Используется также термин "общие рекомендации" (КЛРД и
КЛДЖ).
Общие рекомендации
См. "замечания общего порядка".
Индивидуальное сообщение
См. "индивидуальная жалоба".
Индивидуальная жалоба
Официальная жалоба отдельного лица, утверждающего, что
его права по одному из договоров были нарушены государством-
участником, рассмотрение которого входит в компетенцию
некоторых договорных органов. Право на рассмотрение
индивидуальных жалоб должно быть прямо предоставлено
63
соответствующим государством-участником путем выступления с
заявлением согласно соответствующей статье договора
(в отношении КЛРД и КПП) или путем ратификации или
присоединения к факультативному протоколу к договору,
предусматривающему право на представление индивидуальной
жалобы (МПГПП-ФП1 и КЛДЖ-ФП). Положения МКПТМ о
представлении индивидуальных жалоб еще не вступили в силу.
Права на представление индивидуальных жалоб согласно
МПЭСКП и КПР в настоящее время не предусмотрено.
Перечень проблем и/или вопросов
Перечень проблем или вопросов, составляемый договорным
органом на основе доклада государства-участника и другой
имеющейся у него информации (информации от
специализированных учреждений Организации Объединенных
Наций, НПО и т.д.) и направляемый государству-участнику до
проведения сессии договорного органа, на которой будет
рассматриваться этот доклад. Перечень проблем составляет основу
для конструктивного диалога с делегацией государства-участника.
Некоторые комитеты предлагают государствам-участникам
представлять свои письменные ответы заранее, с тем чтобы диалог
мог быстрее принять конкретный характер. Направление перечня
проблем дает возможность комитету получить последнюю
информацию о государстве, чей доклад может ожидать своего
рассмотрения в течение целых двух лет.
Задержки с представлением докладов
Каждый договор предусматривает регулярное представление
докладов; на практике же многим государствам трудно выполнять
свои обязательства по представлению докладов в строгом
соответствии с периодичностью, предусмотренной в тех договорах,
сторонами которых они являются. Задержки с представлением
докладов были названы одной из основных проблем, с которыми
сталкивается система представления докладов по договорам, и
договорные органы изыскивают пути упрощения представления
докладов для государств, например за счет упорядочения
64
процедуры представления докладов посредством введения
расширенного базового документа.
Информацию о положении с представлением докладов
государствами-участниками каждого договора можно получить
из базы данных договорных органов на вебсайте УВКПЧ или в
ежегодно обновляемом документе HRI/GEN/4.
Национальные правозащитные учреждения (НПЗУ)
Во многих странах в целях поощрения и защиты прав
человека были созданы национальные правозащитные учреждения.
Такие учреждения - при условии, если обеспечена их
независимость от правительственного контроля, - все шире
признаются в качестве важной части любой национальной