Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Помимо своего обязательства выполнять основные

положения договора, каждое государство-участник также обязано

представлять в соответствующий договорный орган регулярные

доклады о соблюдении прав.

Идея наблюдения за соблюдением прав человека через

посредство рассмотрения докладов впервые была высказана в

резолюции Экономического и Социального Совета 1956 года, в

которой он просил государства - члены Организации

Объединенных Наций представлять периодические доклады о

прогрессе, достигнутом в области прав человека4. С тех пор эта

модель была использована в МКЛРД 1965 года, двух

Международных пактах 1966 года и каждой последующей

основной международной конвенции о правах человека.

Для выполнения обязательства по представлению докладов

каждое государство-участник, обычно в течение одного года после

вступления в силу договора в отношении этого государства (два

года в случае КЭСКП и КПР), должно представить всеобъемлющий

первоначальный доклад. Затем оно должно периодически

представлять доклады в соответствии с положениями договора

(обычно каждые четыре года или каждые пять лет) о дальнейших

мерах по выполнению договора. В докладах должны быть

перечислены юридические, административные и судебные меры,

принятые соответствующим государством для введения в действие

положений договора, а также должны указываться любые факторы

или трудности, которые встретились при обеспечении соблюдения

прав. Чтобы добиться надлежащего составления докладов,

позволяющего комитетам выполнять свою работу, каждый

договорный орган подготовил руководящие принципы в

отношении формы и содержания докладов государств. Эти

руководящие принципы публикуются в сводном документе

(HRI/GEN/2), который регулярно обновляется. Договорные органы

рассматривают вопрос о подготовке единого проекта

4 E/Res/624 B (XXII), 1 августа 1956 года.

28

согласованных руководящих принципов о представлении докладов

в соответствии с международными договорами в области прав

человека (см. стр. …).

Периодичность представления докладов по отдельным договорам

Договор Первоначальный доклад в

течение

Периодические доклады каждые

МКЛРД 1 года 2 года

МКЭСКП* 2 лет 5 лет

МПГПП 1 года 4 года†

КЛДЖ 1 года 4 года

КПП 1 года 4 года

КПР 2 лет 5 лет

МКПТМ 1 года 5 лет

КПР-ФПВК 2 лет 5 лет или со следующим докладом КПР

КПР-ФПТД 2 лет 5 лет или со следующим докладом КПР

* В статье 17 Пакта периодичности представления докладов не устанавливается, однако

ЭКОСОС предоставляется возможность принятия своей собственной программы

представления докладов.

† В статье 41 Пакта Комитету по правам человека предоставляется возможность принимать

решения о том, когда должны представляться периодические доклады. Как общее правило,

они должны представляться каждые четыре года.

Цель представления докладов

Государства-участники должны рассматривать процесс

подготовки своих докладов для договорных органов не только как

выполнение своего международного обязательства, но и как

возможность оценки положения дел в области защиты прав

человека на территории под их юрисдикцией для целей

планирования и осуществления соответствующей политики.

Процесс подготовки докладов предоставляет каждому государству

возможность:

29

а) провести всеобъемлющий обзор принятых мер для

приведения национального законодательства и политики в

соответствие с положениями соответствующих международных

договоров по правам человека, стороной которых оно является;

b) контролировать прогресс, достигнутый в деле

поощрения реализации прав, закрепленных в договорах, в

контексте поощрения прав человека в целом;

с) выявлять проблемы и недостатки, касающиеся своего

подхода к осуществлению договоров;

d) оценивать будущие потребности и цели для более

эффективного осуществления договоров; и

е) планировать и разрабатывать соответствующие

стратегии для достижения указанных целей5.

Если смотреть на систему представления докладов под этим

углом зрения, то она является важным инструментом для оценки

государством того, что было сделано и что еще предстоит сделать в

целях поощрения и защиты прав человека в стране. Процесс

представления докладов призван поощрять участие населения на

национальном уровне, контроль общественности за политикой

правительства и конструктивные контакты с гражданским

обществом в духе сотрудничества и взаимоуважения с целью

содействия реализации всех прав, закрепленных в

соответствующих конвенциях. Некоторые государства включают в

свои доклады комментарии и критические замечания НПО; часть

других государств сначала представляют свои доклады на

рассмотрение парламентов, а затем представляют их Генеральному

секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения

соответствующим договорным органом.

5 Эти цели взяты из документа HRI/MC/2004/3. Полное разъяснение целей

представления докладов можно найти в Замечании общего порядка № 1 КЭСКП.

30

Цикл представления

докладов в

соответствии с

договорами по правам

человека

Цикл начинается после

вступления в силу договора

(два года для КПР и МПЭСКП)

и повторяется с последующей

периодичностью: каждые два

года - для МКЛРД, каждые

четыре года - для МПГПП,

КЛДЖ и КПП и каждые пять

лет - для МПЭСКП, КПР и

КТМ

5. Договорный

орган

подготавливает

свои

заключительные

замечания по

докладу,

включая

рекомендации

4. Конструктивный

диалог между

комитетом и

делегацией

государства-

участника

во время сессии

3. Государство-

участник может

представить

письменные ответы

на перечень проблем

и вопросов

1. Государство-

участник

представляет

свой доклад

10. Процедуры

дальнейшей

деятельности по

выполнению

рекомендаций

договорных

органов

2. Договорный

орган представляет

государству-

участнику перечень

проблем и вопросов

на основе

озабоченностей,

вызванных

докладом

Как происходит рассмотрение доклада государства-участника в

каждом договорном органе?

Хотя в процедурах, принятых каждым Комитетом для

рассмотрения докладов государств-участников, существуют

определенные различия, можно выделить основные этапы, общие

для всех договорных органов. Более точная информация о

конкретных процедурах договорных органов приводится в

публикации "Права человека: изложение фактов", посвященной

соответствующему комитету. Большинство комитетов излагают

также свои методы работы в своих ежегодных докладах, с

которыми можно ознакомиться на вебсайте УВКПЧ.

31

1. Представление первоначального доклада

Доклад должен быть представлен Генеральному секретарю на

одном из шести официальных языков Организации Объединенных

Наций. После этого он обрабатывается Секретариатом и

переводится на рабочие языки соответствующего комитета.

Доклады могут представляться в самых разнообразных формах.

Многие доклады являются очень объемными, вследствие чего встает

вопрос о том, не следует ли ввести ограничения по количеству

страниц.

После обработки доклад намечается к рассмотрению

комитетом на одной из его

регулярных сессий.

Возможность для рассмотрения

докладов может наступить не

сразу, поскольку в некоторых

договорных органах

наметилось - ввиду большого

числа докладов - отставание в

работе с ними, которое может

составлять до двух лет.

Большинство комитетов

стараются отдавать приоритет

первоначальным докладам или

докладам государств, которые

не представляли своих

докладов в течение

продолжительного времени.

2. Перечень проблем и

вопросов

Перед сессией, на

которой комитет будет

официально рассматривать

доклад, он составляет перечень

проблем и вопросов, которые

направляются государству-

Что такое основной документ?

Часть информации,

представляемой в докладах

государств каждому договорному

органу, - основные факты и

статистические сведения о стране,

ее конституционной и правовой

системе - имеет отношение ко всем

договорам. Чтобы государства не

повторяли одну и ту же

информацию в каждом докладе,

договорные органы приняли в

1991 году решение дать

возможность государствам

представить "базовый документ",

который явился бы общей

первоначальной частью каждого

доклада, любому из договорных

органов. Это способствует

сокращению объема докладов

государств, однако государства

должны следить за тем, чтобы

информация, представленная в их

базовом документе, сохраняла

свою актуальность или в

противном случае представлять

новый такой доклад. Договорные

органы в настоящее время

рассматривают предложение о

расширении сферы охвата базового

документа, с тем чтобы включить в

него информацию о материальных

правах, относящуюся к нескольким

договорам (см. ниже).

32

участнику. Составление перечня проблем позволяет комитету

запрашивать у государства-участника любую дополнительную

информацию, которая может быть не освещена в докладе или

которую члены комитета считают необходимой для оценки

положения дел с осуществлением договора в соответствующей

стране. Составление перечня проблем позволяет также комитету

начать процесс обращения к государству-участнику с более

подробными вопросами по конкретным отмеченным в докладе

проблемам, вызывающим особую озабоченность членов комитета.

Многие государства-члены считают перечень проблем важным

руководством, позволяющим судить о том, какие вопросы могут

быть им заданы при официальном рассмотрении их доклада. Это

позволяет делегации соответствующего государства-участника

надлежащим образом подготовиться, в результате чего диалог

между этим государством и комитетом становится более

конструктивным, продуманным и конкретным.

Перечень проблем

составляется перед сессией,

на которой соответствующий

доклад будет рассматриваться.

В зависимости от договорного

органа перечень проблем

составляется либо на

совещаниях предсессионной

рабочей группы, созываемых

непосредственно до или после

регулярной сессии, либо в

ходе пленарного заседания.

Большинство комитетов для

руководства составлением

списка проблем по какой-

либо стране назначает одного

из своих членов докладчиком

по стране для руководства

составлением списка проблем

по этой стране.

Официальные и рабочие языки

Официальными языками

Организации Объединенных Наций

являются английский (А), арабский

(Ар.), испанский (И), китайский (К),

русский (Р) и французский (Ф).

Эти шесть языков в качестве

своих официальных языков приняли

все договорные органы, за

исключением КЛРД, который не

использует арабский язык, и КПП,

который не использует арабский и

китайский языки. Кроме того, пять

комитетов приняли более

ограниченное число рабочих языков:

КЭСКП - А, Ар., И, Р и Ф; КЛРД и

КПП - А, И, Р и Ф; КПЧ и КПР - А,

И и Ф.

Обычно документы комитетов

переводятся только на рабочие

языки, за исключением тех случаев,

когда комитет непосредственно

принимает решение о том, что

соответствующий документ должен

быть выпущен на всех официальных

языках.

33

3. Письменный ответ на перечень проблем

Иногда государство-участник может представить свои

ответы на перечень проблем и вопросов в письменной форме.

Письменные ответы составляют дополнение к докладу и особенно

важны в тех случаях, когда между датой представления

первоначального доклада и той датой, когда Комитет смог,

наконец, рассмотреть доклад, прошло длительное время.

4. Прочие источники информации комитетов

Помимо докладов государств-участников, договорные органы

могут получать информацию о положении в той или иной стране в

области прав человека из других источников, включая учреждения

системы Организации Объединенных Наций, другие

межправительственные организации, неправительственные

организации (как международные, так и национальные),

академические учреждения и средства информации. Большинство

комитетов в ходе пленарных заседаний выделяют специальное

время для заслушивания сообщений других учреждений системы

Организации Объединенных Наций и приглашают НПО.

В зависимости от времени представления информации поднятые

этими организациями проблемы могут быть включены в перечень

проблем или лечь в основу вопросов, задаваемых членами

комитета при встрече с делегацией соответствующего государства.

Комитет рассматривает доклад в свете всей имеющейся

информации.

В ряде договоров предусматривается особая роль конкретных

органов Организации Объединенных Наций в процессе

рассмотрения докладов. В статье 45 КПР непосредственно

говорится о роли Детского фонда Организации Объединенных

Наций (ЮНИСЕФ), а также других учреждений и органов

Организации Объединенных Наций. В статье 74 МКПТМ

содержатся аналогичные положения об участии Международного

бюро труда (МБТ)/Международной организации труда (МОТ).

34

5. Официальное рассмотрение докладов: конструктивный

диалог между договорными органами и государствами-

участниками

Сначала КЛРД, а затем и все другие договорные органы

выработали практику приглашения делегаций государств-

участников к участию в работе сессий, на которых комитет

рассматривает их доклад, с тем чтобы дать им возможность

Информация о работе Права и свободы человека